Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД Захаров.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Литература

  1. Баталов С.Г. Сарматские памятники Урало-Казахстанских степей и среднеазиатских оазисов конца III-I в.в. до н.э. (Юэчжийско-Сарматский историко-культурный комплекс) //Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 2.

  2. Гуцалов С.Ю. Древние кочевники Южного Приуралья VII-I вв. до н.э. – Уральск, 2004.

  3. Мошкова М.Г. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. – М., 1974.

  4. Скрипкин А.С. Азиатская сарматия во 2-4 веках// Советская археология № 2, 1982, с. 29-31.

  5. Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). – М., 1964.

Лекция 7. История племен саргатской кио

1. Происхождение, локализация и периодизация саргатской КИО.

2. Антропологический и лингвистический состав населения саргатской КИО.

3. История населения саргатской КИО и его связи с соседними народами.

1. Происхождение, локализация и периодизация саргатской КИО. В VIII-VII вв. до н.э. ле­состепь была еще слабо связана с формирующимися в ареале сакской культуры явлениями. В ней сохранялись собственные внутренние отношения и преобладали традиции, восходящие, с одной стороны, к местным культурам эпохи бронзы, с другой - к культурам лесного облика.

Однако уже к VII в. до н.э. воздействие степного сакского мира значи­тельно усилилось. На территории Северного Казахстана осуществлялись наиболее ранние контакты лесостепного и степного населения на данном этапе. На керамике поселений Петропавловского Приишимья появляются саргатские черты, но сохраняется традиционная погребальная обрядность. Решающие события произошли на следующем саргатского-гороховском этапе (V-III вв. до н.э.). В конце VI - V вв. до н.э. в степях происхо­дили события, вызвавшие цепную реакцию передвижений, миграций и перераспределения населения в пределах Среднеазиатско-Казахстанской историко-культурной зоны. Это происходило под давлением Ахеменидского государства на кочевников, а также в результате аридизации степи. Лесостепь Западной Сибири располагала в то время хорошими кормовыми и вод­ными ресурсами. В результате, к V в. до н.э. на Южном Урале образовался сильный союз кочевых родов, в недрах которого сложились начала прохоровской культуры. На территории Тоболо-Иртышского междуречья складывается гороховская культура, соответствовавшая потестарному объединению типа вождества, находившегося в IV-III вв. до н.э. в стадии расцвета и активного поглощения соседних племен. В лесостепи на восток от Иртыша складывается кочевая саргатская культура. И уже в это время саргатский культурный комплекс начал распространяться на всей территории Тоболо-Иртышского междуречья. Суперстратом обоих культур послужили кочевые и полукочевые группы, кото­рые уступали местному населению количественно, но были активны, воинственны и обладали более сильным идеологическим потенциалом, по крайней мере, на данном этапе. Поначалу отношения пришлых и местных племен строились на основе данни­ческой зависимости. Консолидирующую роль играла нарождающаяся аристократия. В V-III вв. до н.э. она уже окрепла, в общей культуре отчетливо прояви­лась элитарная субкультура, имеющая престижный характер.

2. Антропологический и лингвистический состав населения саргатской КИО. Саргатская об­щность возникла как многокомпонентное образование, в котором, очевидно, преобладающим был местный, южноугорский субстрат. Однако политически доминиру­ющую роль сыграли иранские племена, принесшие в лесостепь навыки подвижного скотоводства и основы своего мировоззрения. Именно данное обстоятельство должно было сказаться на формировании социальных отношений, совпадавших с этническими различиями.

В состав саргатской общности в разное время попадали и самодийские (кулайские), и, возможно, прототюркские (хуннские) элементы. М.Ф Косарев полагает, что в саргатс­ком населении на позднем этапе могли находиться угорско-тюркские популяции. В расовом отношении население гороховской культуры характеризовалось как европеоидное с небольшой монголоидной примесью. При этом наблюдается, как минимум, двухкомпонентностъ их антропологического состава. Один из компонентов, европео­идный, без монголоидной примеси,... генетически связан с савроматскими и сарматскими популяциями. Второй компонент, европеоидный, с монго­лоидной примесью - местного происхождения.

3. История населения саргатской КИО и его связи с соседними народами. Саргатская общность про­шла в своем развитии несколько этапов: формирования, подъема, стабилизации и трансфор­мации. В IV-III вв. до н.э. влияние саргатского культурного комплекса распространяется по всей лесостепи от Барабы до Урала. Один из наиболее ранних северо-казахстанских саргатских памятников - поселение Ак-Тау (V-III вв. до н.э.). К V-IV вв. до н.э. в лесостепи стал набирать процесс внутренней интеграции. Но в конце III в. до н.э. начался новый цикл внедрения кочевого населения, связанного уже с «сарматской» средой. Время конца III - начала II вв. до н.э. является переходным периодом от этапа подъема саргатской культуры и формирования на ее основе общности к этапу стабилизации и расцвета.

Следующий этап - саргатский - датируется II в до н.э.- II-III вв. н.э. В это время лесостепь по уровню культурного развития сравнялась с южными территориями, а северные лесные культуры находились на подъеме, чему в не­малой степени способствовало распространение черной металлургии, служившей базой про­изводства орудий труда и оружия. Важную роль играли межплеменное взаимодействие и торговля, связавшие отдаленные районы Западной Сибири с государствами Средней Азии, Алтая, с кочевыми объединениями Урала и Европы. Если ближе к концу I тыс. до н.э. южноуральские степи начинают пустеть, то зауральская и западносибирская лесостепь, напротив, становится многолюдной. С конца II в. до н.э. западносибирская лесостепь попадает в поле взаимодействия с хуннами, подчинившими в 203-202 гг. до н.э. племена Саяно-Алтая и Верхнего Енисея. Миграции юэчжей, образование и усиление государства Кангюй привели к тому, что часть кочевников опять выплес­нулась в лесостепь.

В памятниках саргатской общности нашел отражение наиболее высокий уровень социаль­ного развития, который был достигнут населением Тоболо-Иртышья в древности. Вполне допустимо, что саргатское общество могло быть организовано в несколько вождеств, входя­щих в определенные моменты, в частности на саргатском этапе, в более крупное образова­ние, — «условное» или «типически раннее» государство, которое во многом наследует струк­туру сложного вождества в организации власти, базирующуюся на сохранении генеалогичес­кого принципа, но территориально шире последнего. Специалисты соотносят саргатское политическое образование с упоминаемым в древнекитайскиъх источниках государством Уи-Бей-Го. Это название переводят как «Северное Угорское государство» и локализуют его в лесостепи Западной Сибири.

На заключительном - позднесаргатском этапе (IV-V вв. н.э.) происходит распад саргатской КИО. Прежде в науке упадок саргатской КИО связывалось с агрессией хуннской державы. Однако, сейчас процесс упадка связывается с той дестабилизацией в лесостепном регионе, который был вызван разгромом сяньбийцами северных хуннов во II в. н.э. и начавшимся процессом Великого Переселения народов (III -V вв. н.э.). Общая дестабилизация обстановки на границах лесостепи (на юге и на севере), вместе с ухудшением климата, способствовала упадку и аккультурации саргатской общности. Определенную роль в ее ослаблении могло сыграть разрушение системы караван­ной торговли. Население саргатской культуры в своей массе было втянуто в Великое Переселение народов, в результате чего западносибирская лесостепь опустела и в раннем средневековье ее заселение произошло практически заново, но уже населением с другим антропологическим типом.

К середине I тыс. до н.э., в целом, завершилось формирование черной металлургии в лесостепной зоне Западной Сибири. Были освоены разнообразные способы обработки железа. Из него фактически изготавливалось все оружие. Явный прогресс в железоделатель­ном производстве способствовал вовлечению лесостепных, а затем и лесных культур в об­щеисторический процесс.