Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД Захаров.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Литература:

  1. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х кн. Кн. 1. – М., 1998.

  2. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. – Алматы: «Дайк-Пресс», 2002.

  3. Ирмуханов Б. Б. Усунь и этногенез казахского народа. - Алматы: Наш мир, 2006

  4. История Казахстана в 4-х томах. Т. 1. – Алматы, 1996.

Лекция 10. Кангюй

1. Локализация государства Кангюй и периодизация его истории.

2. Проблема этимологии термина «Канг» и этнолингвистической принадлежности кангюйцев.

3. История государства Кангюй.

4. Государство Кангюй и Великий Шелковый путь.

1. Локализация государства Кангюй и периодизация его истории. В «Шицзи» местоположение Кангюя описывалось следующим образом: «Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение, в обыкновениях сходствует с юечжийцами, имеет до 20000 войска. Кангюй смежен с Даванью и по малосилью свое­му признает над собой на юге власть юечжийцев, на востоке власть хуннов». И. Бичурин определял местоположение Кангюя в степях к северу от р. Сырдарьи. К середине XX века сложились две основные точки зрения по во­просу локализации Кангюя: 1. Кангюй занимал обширные пространства в среднеа­зиатском междуречье от Ташкентского оазиса до Хорезма (С.П. Толстов). 2. Владения Кангюй были сосредоточены в долине р. Сырдарьи от низовьев и до Таш­кента, коренные же земли размещались по среднему течению и до р. Сары-су, Чу, гор Улутау (А.Н. Бернштам).

Сегодня ученые склоняются к тому, что в Кангюй входили Южный Казахстан, включая Ташкентский оазис и бассейны древних русел Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго-западного Семиречья. В период наибольшего могущества ему подчинялись пять «малых владений» - Сусе, Фумо, Юйни, Цзи, Юйцзянь, а также Янцай. Однако, локализация их остается спорной. С оседло-земледельческой частью Кангюя соотносятся каунчинская, отрарско-каратауская и джетыасарская культуры.

Ю. Ф. Буряков он локализует столицу Кангюя город Битянь в болотистых низинах рек Жанадарьи и Кувандарьи, отождествляя их с со столичной областью Лоюени. Битянью могли служить древние городища - Чирик-Рабат, Бабиш-Мулла или Алтын-асар. Коренные земли Кангюя он видит в регионе распространения джетыасарской культуры.

История государства делится на три периода: 1- образование государства и его зависимость от соседей – хуннов и юэчжей (II в. до н.э.); 2 – гегемония Кангюя в среднеазиатско-казахстанском регионе (I в. до н.э. – II в. н.э.); 3 – распад государства н а мелкие княжества (III-V вв.).

2. Проблема этимологии термина «Канг» и этнолингвистической принадлежности кангюйцев. Э. Пуллибланк производит слово кангюй на основе тохарского канк – «камень» и считает кангюйский язык разновидностью тохарского языка. Б.А.Литвинский племенное название Кангюй объяснил из хотано-сакского слова канка – «кожа», «шкура», как «люди в кожаных одеждах». Многие исследователи отождествляют Кангюй с авестийской Кангхой - резиденцией вождей «туров». А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: «речные», «обитатели рек». Ими слово канг/кан считается древнеиранским, а не тюркским.

А.Н. Бернштамом в 1930-1950-е гг. отстаивалась точка зрения о тюркоязычности кангюйцев. Б.А.Литвинский отстаивал мнение о принадлежности племен Кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Предками кангюйцев он считает «саков, которые за Согдом». Североиранская лингвистическая принадлежность кангюйцев сейчас считается общепризнанной. Начиная с сер. I тыс. н. э. в присырдарьинский регион проникают тюркоязычные племена теле. Начинается тюркизация местного населения, которое в раннесредневековых источниках упоминается под именами кангар и пацзынак, а в исторической литературе – кангаро-печенегами.

3. История государства Кангюй. Сложение государства Кангюй произошло во II в. до н. э. и было связано с передвижением из Центральной Азии в степи Казахстана юэчжийских племен. Один из юэчжийских родов – Вэнь китайских источников - возглавил племенной союз из местных и пришлых кочевых племен и стал царским родом Кангюя. Этот племенной союз подчинил себе и оседло-земледельчесие оазисы по р. Сырдарье. Во второй половине II в. до н. э. Кангюй был слабым владением и зависел на юге от Юечжи, а на востоке от Хунну, то в I в. н. э. соотношение сил изменяется. Основное ядро юэчжийского объединения племен, после разгрома ими Греко-Бактирии, перемещается в левобережную Бактрию, где распадается на пять самостоятельных владений. Гегемония в среднеазиатско-казахстанском регионе постепенно переходит в руки Кангюя. В конце II в.-нач. I в. до н. э. Кангюй подчиняет себе ряд оазисов Средней Азии: Сусе, Фумо, Юйни, Цзи, Юйцзянь, а также сарматов Арало-Каспийского региона - область Янцай. По отношению к Китаю правители Кангюя начинают вести себя независимо и даже дерзко. В конце II в. до н.э. Кангюй противодействовал проникновению Китая в Давань (Фергану). Усунь в сере­дине I в. до н. э. оказывал, в свою очередь, давление на восточные грани­цы Кангюй. Поэтому в 47-46 гг. до н. э. привлек шаньюя северных хуннов Чжи Чжи для совместной борьбы с Усунь, союзником Китая. В 78 г. н. э. Кангюй помогает китайской армии починить Восточный Туркестан. Но уже в 85 г. н. э. посылает войско на помощь восставшему против Китая владетелю Суле (Кашгар). И только под давлением кушанского царства Кан­гюй вывел свои войска из Восточного Туркестана.

В III в. Кангюй распадается на ряд независимых владений, упоминания о нем в древнекитайских источниках становятся очень редкими. В V в. он упоминается в списке стран, приславших посоль­ство к императорскому двору Китая. К этому времени кангюйские княжества попадают в зависи­мость от государ­ства эфталитов.

4. Государство Кангюй и Великий Шелковый путь. Государство Кангюй располагалось на территории, где происходило пересечение торговых путей, которые в конце I тыс. до н.э. складывались в трансконтинентальную систему караванных путей, связавшую страны от Тихого океана до Средиземного моря и получившую в науке название Великий Шелко­вый путь. Кангюй контролировал важные его ответвления на северо-запад вдоль р. Сырдарьи в Приуралье, Поволжье и далее на Северный Кавказ и Причерноморье. Расширение территории Кангюя в I в. до н.э. – I в. н.э. было связано с его стремлением поставить под свой контроль торговые пути региона на как можно большем их протяжении. Этим же объяснялись конфликты Кангюя с Усунь и Парфией. Несмотря на неприязненное отношение к Китаю, Кангюй все же стремился к сохранению с ним видимости мирных отношений, заключал с ним договора и отправлял в заложники своих детей. Такая политика Кангюя в отношении Китая также диктовалась торгово-экономическим соображениями.

Население Кангюя, как горожане, так и скотоводы-кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового пути в систему между­народной торговли. С конца I тыс. до н. э. количество импортных вещей в памятниках эпохи Кангюя резко возрастает. Географию торговых отношений Кангюя очерчивают археологические находки. В памятниках эпохи Кангюя встречаются вещи, доставленные из Причерноморья, Ирана, Сирии, Индии и Китая. Из Китая доставлялись шелк, бронзовые зеркала, нефритовые и лаковые изделия, из Ирана доставлялись сасанидские геммы, из Прибалтики – янтарные изделия, из Индии – бусы из розового коралла и слоновая кость, из Египта – бусы из голубого фаянса, из северо-причерноморских греческих колоний – застежки-фибулы. Со II в. до н. э. в регионе имеет хождение серебряные монеты греко-бактрийского царя Евкратида. В Кангюе имели хождение хорезмийские монеты, китайские монеты У-шу. Во II-V в. н. э. в Кангюе складываются раннегородские центры, становящиеся центрами ремесла и торговли. Развивается товарное хозяйство, для обслуживания которого чеканится местная медная монета. На позднем этапе в Кангюй проникают серебряные и медные кушанские и сасанидские монеты.

Таким образом, население Кангюя, как горожане, так и скотоводы-кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового пути в систему между­народной торговли.