Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД Захаров.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Литература:

  1. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. - М., 1984.

  2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-3. – Алматы, 1998.

  3. Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х кн. Кн. 1. – М., 1998.

  4. История Казахстана в 4-х томах. Т. 1. – Алматы, 1996.

Лекция 11. Великое переселение народов

1. Традиционная концепция Великого переселения народов и концепция В.П. Будановой.

2. Проблема происхождения европейских гуннов.

3. Роль гуннов в процессе Великого переселения народов и в мировой истории.

1. Традиционная концепция Великого переселения народов и концепция в.П. Будановой.

Традиционно под Великим переселением народов понимают перемещение племён и народов в Евразии в I тыс.н.э. При этом рассматривается, в основном, перемещение народов с периферии Римской империи на её территорию и в её пределах. К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. В отечественной литературе и в обыденном понимании Великое преселение народов часто связывают только со вторжением гуннов в Европу.

Системное изучение Великого переселения народов, предпринятое В.П. Будановой, позволило ей определить его как «особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но еще не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации».

Исследовательница выделяет в истории Великого переселения три этапа. Первый (II-IV вв.) - «германский», охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) - «гуннский», между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) - «славянский», связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

Но Великое переселение народов было более глобальным процессом и касалось не только западной Евразии. Практически одновременно с германским этапом Переселения народов в Европе, массовые перемещения кочевых племен происходили в восточной половине Евразийских степей. После падения империи Хань во II в. в Китай хлынула масса кочевых племен Монголии, Южной Сибири, Маньчжурии. Такая же волна кочевников Казахстана в IV-V вв. захлестнула оазисы Средней Азии.

2. Проблема происхождения европейских гуннов. Проблема происхождения европейских гуннов и их связи с хуннами Центральной Азии уже более двух веков остается дискуссионной. Французский историк XVIII в. Дегинь впервые выдвинул гипотезу о единстве европейских гуннов и центральноазиатских хунну. Сторонник тождества гуннов и хун­ну и их тюркского происхождения был и К.А.Иностранцев. А.Н.Бернштам считал гуннов Восточной Европы потомками центральноазиатских хунну и рассматривал образование гун­нского народа как сложный и длительный процесс. А.Н.Берн­штам полагал, что часть хунну в I в. до н.э. ушла в Среднюю Азию, где они смешались с местным немонгольским населени­ем. В результате ассимиляции хунну изменили свой расовый тип и культуру. Позднее, в IV в. «этот смешанный тип хунну» двинулся на запад, присоединяя по пути приуральские, повол­жские и даже прикамские народы, что еще больше изменило их культурный и внешний облик. Таким образом, соединение культуры разных народов породило тех гуннов, которые втор­глись в Европу. 4) Как смешение двух племен, хунну и угров, рассматривает европейских гуннов Л.Н.Гумилев, замечая, что «приуральские угры были тем народом, который приютил бег­лецов (хунну) и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали гунны свой новый поход на запад, ...оба народа смешались и слились в один новый на­род - гуннов», «хунны стали ядром его, угры – скорлупой». Начало этого процесса он относил ко II в. н.э. Этой же точки зрения придерживался и М.И. Артамонов, полагая, что вышедшие из Монголии хунны за 200 лет «успели превратиться в гуннов, то есть, по сути дела, стать совершенно новым народом. Относительно малочислен­ная хуннская орда в степях Приуралья оказалась в окружении, главным образом, угорских племен, с которыми и не замедли­ла вступить в различные формы контактов».

С гуннами Восточной Европы отождествляется целая серия наименований племен явно тюркского происхождения с характерными окончаниями «гуры», «дзуры», «гиры», «иры», «ары» и т.д. Это упомянутые Приском Панийским и Иорда­ном - акациры, алыщагиры, савиры, хунугуры, алпидзуры, алцидзуры, итимары, тункарсы и др. . У Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского к гуннам относятся племена утигуров, кутригуров и ультидзуров. Все эти имена резко отлича­ются от иранских имен населения, обитавшего в южнорусских степях в догуннский период, и, напротив, сближаются с более поздними наименованиями определенно тюркских народов, та­кими как савиры, уйгуры, огузы, авары, хазары, болгары и т.д.

С вторжением гуннов изменяется погребальный обряд кочевников Восточной Европы, ряд появившихся с гуннами изделий (бронзовые котлы особого типа, наконечники стрел и др.) имеют более ранние среднеазиатские и центральноазиатские прототипы.

Таким образом, вся совокупность признаков указывает на то, что европейские гунны были, несомненно, восточного происхождения и относились к племенам монголоидной расы, возможно тюркоязычной группы. Но принадлежность их к самим хуннам так и продолжает оставаться гипотетичной.

3. Роль гуннов в процессе Великого переселения народов и в мировой истории. Историю европейских гуннов И.П. Засецкая разделила на четы­ре этапа: 1) нашествие гуннов в южнорусские степи (370—378); 2) образование и господство гуннского племенного союза в Се­верном Причерноморье (378—445); 3) организация «державы» Аттилы в Паннонии (445—454); 4) распад гуннского племенно­го союза (454 — вторая половина V в.).

Некоторые ученые видят в гуннах только разрушителей европейской цивилизации. Гуннское вторжение привело к истреблению целых народов и культур: сармато-аланских ираноязычных племен южнорусских степей, ряда древнегерманских племен Восточной и Центральной Европы, к перемещению на далекие территории целой массы варварских племен, приостановило дальнейшее развитие осед­ло-земледельческой Черняховской культуры и способствовало фактическому распаду Боспорского в Северном Причерно­морье.

Однако, после погрома вовремя завоевания, гунны создали в Северном Причерноморье сильный племенной союз, обусловивший возрождение разрушенной экономики. До об­разования Хазарского каганата гуннский племенной союз был фактически последним крупным политическим объединением кочевников, создавшим сравнительно устойчивую обстановку в Северном Причерноморье для развития культуры как самих ко­чевников, так и населения оседло-земледельческих и ремеслен­ных центров. А.Н. Бернштам, отмечал в целом прогрессивную роль гуннского завоевания, суть которо­го он видит в том, что последнее служило едва ли не главным фактором крушения находившейся на стадии разложения ра­бовладельческих отношений Римской империи. Однако наряду с этим А.Н. Бернштам не отрицает и негативную роль гуннов, сокрушивших силы более развитой оседло-земледельческой культуры Восточной Европы. Действительно, гунны сыграли свою историческую роль, приняв участие в крушении огромной полиэтничной и разнородной Римской империи, результатом чего явилось создание новых государств.

Бесконечная смена племен, постоянные войны, разразившиеся после падения гуннской державы, вы­звали запустение степной территории, превратившейся в сквозной коридор, через который устремились на запад различ­ные племена и народы угро-тюркского происхождения. Именно гунны показали путь тюркским народам на запад, они же явились распространителями культурных влияний вос­точного происхождения. Если хунны, победив юэчжей, обусловили преобладание прототюркских элементов в Азии, то гунны то же самое совершили в Восточной Европе.