Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД Захаров.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Литература:

  1. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.

  2. Гумилев Л.Н. История народа хунну в 2-х книгах. Кн. 2. – М., 1998.

  3. Ельницкий Л. А. Историческое значение Аттилы. // Вопросы истории, 1968, № 9.

  4. Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв.). // Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х книгах. Кн. 2. – М., 1998.

  5. Лукин Б.В. Вторжение гуннов в Подонье-Приазовье. // Гумилев Л.Н. История народа хунну. В 2-х книгах. Кн. 2. – М., 1998.

Лекция 12. Казахстан в эпоху Великого Переселения народов

1. Природно-климатические колебания на территории Казахстана в первой половине I тыс. н.э. и их влияние на этнические и миграционные процессы на территории Казахстана в первой половине I тыс. н.э.

2. Государства Юэбань и Гаогюй на территории Казахстана.

3. Южный Казахстан в составе государств хионитов и эфталитов.

1. Природно-климатические колебания на территории Казахстана в первой половине I тыс. н.э. и их влияние на этнические и миграционные процессы на территории Казахстана в первой половине I тыс. н.э. По свидетельству китайских хроник, первые века н.э. были отмечены ухудшением клима­та и признаками общей дестабилизации в восточных регионах Евразии. С III века н.э. в степных и пустынных районах настало время сильной аридизации климата, что привело в катастрофическое состояние хозяйство не только кочевников, но и земледельцев этих районов. В это время мелеют многие крупные реки и озера, такие как Балхаш, Зайсан, Иссык-Куль, а мелкие пересыхают. Римский историк Аммиан Марцеллин (IV век н.э.) называет Аральское море Оксийским болотом. Сильные политические образования, такие как Кангюй, империя Хунну, Кушанское царство, обеспечивающие политическую стабильность, экономический и культурный расцвет в Ценральноазиатском регионе, гибнут. Начинается общий упадок государственности. «Нападения и разбои были обычными». Усыхание климата в немалой степени способствовало новой волне переселений. Гуннские племена северной половины Казахстана (Западный, Северный Казахстан) двинулись в степи Восточной Европы и в этом движении увлекли за собой большую часть местного населения. Население северной части Казахстана, Южного Урала и Западной Сибири становится очень редким. Фактически, здесь образуется демографический вакуум, «засосавший» сюда в раннем средневековье древнетюркские племена.

Пора нового мощного вторжения кочевых племен вновь наступила и для Средней Азии. Первыми были хиониты, покинувшие после столкновения с гуннами в начале IV века н.э. места своего первоначального обитания в степях Приаралья и двинувшиеся на юг. В середине IV века они завладели землями кушан и создали в Бактрии-Тохаристане свое государство со столицей в Балхе. Из Восточного Туркестана в IV веке н.э. в Среднюю Азию вторгаются и кидариты.

Все это свидетельствует о том, что изменчивость климатических условий в аридных зонах становилась мощным фактором в этнополитических процессах среднеазиатско-казахстанского региона. Особенно сильным было это воздействие на самую нестабильную, подвижную часть населения – кочевников. Их вынужденное движение было направлено на поиск и захват новых земель, подхватывало, втягивало в водоворот событий другие народы, что в итоге приводило к крушению одних цивилизаций, интеграции новых групп населения в культурно-генетические процессы и созданию новых неповторимых по своему облику цивилизаций.

2. Государства Юэбань и Гаогюй на территории Казахстана. Юэбань. После разгрома в 93 г. н.э. остатков северо-хуннской державы сяньбийцами и китайцами часть хуннов возглавляемые родом Хуянь передвинулась на территорию Восточного Казах­стана и закрепилась здесь. В 126 году ставка шаньюя располагалась на берегах Черного Иртыша. Однако уже в середине II века н.э. хунну были разгромлены сяньбийцами и отступили еще дальше на запад. Оставшиеся хунну («малосильные») остались в холмах Саура и Тарбагатая, объединившись с коренным населением, в 160-е годы н. э. образо­вали государство Юэбань. Из «Истории Вэй: повествование западного края»: «Страна Юэбань находится на северо-западе от Усунь, в 10930 ли от Дай. Их предками было сюннское племя северных шаньюя. Будучи изгнаны ханьским чэцзицзянцзюнь (командующий) Доу Сянем, Северный шаньюй перешел горы Гиньвэйшань, ушел на запад в Канцзюй. Из них слабосильные, которые не могли уйти, поселились к северу от Гуйцы. [Юэбань занимала] земли в несколько тысяч ли, население возможно достигло более 200 тысяч. Люди из Лянчжоу по-прежнему называли его шаньюй-ваном.».

Юэбань вело активную внешнюю политику, совершало обмен посольствами с соседями, вело обо­ронительные и наступательные войны. Юэбань делилась на 4 племени: чуюе, чуми, чумугунь, чубань. На китайской карте периода династии Северная Вэй (386-534 гг.) владения народа юэбань помещены в Семиречье, на берегах Или. Государство просуществовавшее до 490 года, когда оно было разгромлено племенами теле.

Гаогюй. В 490 году из степей Монголии на территорию Восточного Казахстана пере­двинулись племена теле во главе с Афучжило, разгромившие Юэ­бань. Здесь было образовано государство Гаогюй. Территориально оно делилось на две части. Северным уделом владел сам Афучжило с титулом «Небесный император», южным - его двоюродный брат Цюнцзи с титулом «Наследный государь». Сразу же гаогюйцы напра­вили послов в Китай с целью совместного выступления против во­сточных соседей - жужаней, однако уже через несколько лет южное владение было разгромлено эфталитами. В 496 году Афучжило был убит в результате мятежа, а его преемник Балиянь вновь потерпел поражение от эфталитов. Уже в конце V века государство Гаогюй перестало существовать.

3. Южный Казахстан в составе государств хионитов и эфталитов. В сер. IV – сер. V в. происходит постепенный распад Кушан­ского государства, влияние которого распространялось и на Южный Казахстан. Эпоха упадка Кушанского царства и появление новых завоевателей-кочевников в оазисах Средней Азии (IV-V вв.) стала эпохой хозяйственного кризиса и распада сложившихся экономических связей, распада относительно ус­тойчивой системы взаимодействия нескольких крупных государств на множество малых, самостоятельных владений. Археологичес­кие исследования свидетельствуют о почти полном прекращении жизни ряда крупных городов, запустении целых оазисов, сокра­щении орошаемых земель. Особенно отчетливо этот процесс зас­видетельствован в Согде, Ташкентском оазисе, Хорезме и Ферга­не. Внешними факторами, способствовавшими политическому и экономическому кризису, были вторжение Сасанидов в 60-х гг. IV в. и появление в Согде племен, которые в западных (византий­ских) источниках именуются хионитами (сер. IV в.). Название этих пле­мен - хиониты - связывается с гуннской политической традици­ей, хотя, по словам Аммиака Марцеллина, они нисколь­ко не походили на гуннов. Ослабление и распад государства кангаров приве­ли к обособлению их бывших подданных, живших в Приаралье - хуни или хионитов. В 356-57 годах хиониты, создавшие сильное государство в Южном Казахстане воевали против Ирана, а через два года их царь Грумбат заключил с Ираном союз. В 70-х годах IV века хиониты были вытеснены из Средней Азии эфталитами. В то же время коренные земли хионитов в Приаралье были захвачены западными гуннами. Лишь после гибели гуннского государства в V веке хиониты получают независимость.

В нач. V в. вождь одной из группировок юэчжийских племен Восточного Туркестана Цидоло (Кидара) под давлением жужжаней был вынужден уйти в Среднюю Азию и в 420 г. занял город Боло в оазисе Краши. Кидара захватил власть на значительной части старого Кушанского госу­дарства и принял титул кушаншаха. Его подданные по имени вождя стали известны под названием «кидариты». В 426 - 427 гг. кидариты напали на Персию. Затем кидариты заняли степи вокруг современного Карши и тем самым отрезали от Ирана и хионитов и эфталитов. Но вскоре кидариты были разгромлены персидским шахом Бахрамом Гуром. Поражение заставило кидаритов искать союза с эфталитами. Два народа объединились и заключили союз с Византией против Персии. Создалось две коалиции: персидско-индийская и греко-эфталитско-кидаритская, которые вступили в долгую и жестокую войну. В 454 г. при очередном наступлении персы были разбиты кидаритами. В 459 г. шах Пероз заключил мир и союз с эфталитским царем Хушнавазом, что позволило последнему совершить поход против семиреченских абаров, которые принуждены были искать спасения в бегстве. Разбитые абары в свою очередь потеснили сабиров, которые, покинув свою страну, ушли в северокавказские степи. С 465 г. персы повели энергичное наступление на кидаритов, требуя от них дани, которую кидариты обещали платить Бахраму Гуру после разгрома 427 г.. В 468 г. преемник Кидары князь Кунха был осажден в своей столице, но, хотя она была взята персами, остатки кидаритов, пробившись, отступили в Индию и завоевали там пять государств.

В те же годы решающей политической силой в Средней Азии стано­вятся эфталиты, которых их современники также связали с гун­нами. В западных источниках они именуются «белые гунны», в армянских - хоны и в индийских - хуна. Название «эфталиты», согласно византийским авторам, они получили по имени одного из их царей. Л.Н. Гумилев считает его производным от названия реки Эфталь, в долине которой они поселилось. Но отнесение хионитов и эфталитов к гуннским пле­менам очень условно. Еще Прокопий Кесарийский отмечал хозяйственно-культурное, расовое и территориальное отличие «белых гуннов» от собственно гуннов. По поводу появления эфталитов как народа существуют две диаметрально противоположные точки зрения: одна, и к ней принадлежит большинство историков, считает эфталитов центральноазиатскими кочевниками, проникшими в Припамирье с северо–востока (Фр. Альтхейм); другая - полагает возможным видеть в эфталитах аборигенов долин Гиндукуша (Л.Н. Гумилев, К. Еноки).

В 450-х гг. эфталиты подчиняют себе Тохаристан, а после удачных войн с персидским шахом Перозом (459—484 гг.) они продвинулись на се­вер и стали подлинными наследниками Кушанского царства. Эфталиты овладели Хорасаном и начали продвижение на восток, подчинив Турфанский оазис. Между 490-509 гг. они завершили подчинение большинства городов-государств Таримского бассей­на, а возможно, всего Восточного Туркестана. К концу V в. эф­талиты овладели и Северной Индией, где в первые десятилетия VI в. правили эфталитские цари Торамана и его сын Михиракула. Так эфталиты полностью овладели кушанским наследием.

Как мы видим, в III-V веках до н.э. территория современного Казахстана входила в состав целого ряда государств, сформировавшихся в соседних с ним регионах.