Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kuprijanova_mon_2012.docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
1.33 Mб
Скачать

Раздел 2 исторические предпосылки формирования

ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Ранняя стадия развития отношений обмена

Численность населения Земного шара на рубеже V–IV тысяче-

летий до н. э. составляла около 80 млн человек, а его плотность от 10 до 100 человек на 1 кв. км134. Эту массу людей можно рассмат-

ривать как первых участников отношений обмена, так как первые письменно зафиксированные сделки относятся именно к этому пе-риоду. В V–IV тыс. до н. э. в государствах Месопотамии — Асси-ро-Вавилонии (V тыс. до н. э .) и Шумере (IV тыс. до н . э.) была введена единая система мер и весов, что способствовало развитию торговли. Позже, примерно за 1800 лет до н. э. кодекс Хаммурапи законодательно закрепил нормы учета и правила контроля за про-цессами производства и обмена. Во II тыс. до н. э. появились пер-вые банки, которые ссужали деньги под 20–30% годовых. В Вави-лоне банки, помимо кредитных операций, совершали сделки с земельными участками, покупали рабов и рабынь, но основная функция в условиях развивающихся товарно-денежных отноше-ний сводилась к учету расходов и доходов. В том же своде законов Хаммурапи несколько параграфов отводилось порядку учета средств на банковских счетах. Наиболее известными частными банками были торговый дом «Сыновья и внуки Эгиби» и торговый дом «Сыновья Мурашу» в Ниппуре.

Развитие системы хозяйственной жизни, строительство зданий и сооружений, военные нужды и задачи обороны территориальных границ потребовали большого количества людей, профессиональ-но обслуживающих государственные и хозяйственные потребно-сти. Ведение документации по всем операциям осуществляли пис-

134 История мировой экономики / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М. : Юнити, 2003. — С. 53.

66

цы-чиновники храмового и государственного аппаратов управле-ния, которые привлекались на службу частными лицами. Писцы принадлежали к числу свободных от рабства людей, но занимали в сословной иерархии низшие ступени.

  • Шумере писцы вели учет урожая с каждого дерева, для чего к нему прикреплялась глиняная табличка с указанием количества еже-годно собранных плодов. Глиняные жетоны, с нанесенными на них письменными знаками, использовались для хозяйственных расчетов. Наборы подобных жетонов, помещенные внутри закупоренного гли-няного сосуда, представляли собой, по мнению некоторых ученых, своеобразные торговые накладные, сопровождавшие товар. Обилие записей на различных предметах свидетельствует о том, что овладе-вать тайнами древней письменности человека вынуждали потребно-сти его практической деятельности. Часть помещений жилых домов специально отводилась под школьные занятия, где шло обучение письму, грамматике, истории, арифметике и другим наукам.

  • городах Древнего мира существовали книгописные школы, в которых профессиональные писцы обучались навыкам клинописи не менее двенадцати лет, после чего писец мог занять более высо-кое положение в обществе, нежели безграмотный человек.

Профессиональные писцы работали в книгописных школах, где преобладал подневольный труд, хотя рабство в то время еще не носи-ло ярко выраженного характера. Правовые нормы защищали интере-сы не только рабовладельца, но и раба, который в случае выполнения оим определенных условий, мог быть отпущен на свободу, а в ряде случаев предусматривались прямые санкции по отношению и к хо-зяину. Кроме рабского труда в книгописных школах использовался и наемный труд, основанный на законе царя Эшнунны (ХIХ в. до н. э.), согласно которому, устанавливалась норма заработной платы и мате-риальная ответственность за выполненную работу.

  • I тысячелетии до н. э. в государствах Месопотамии135 жили и работали свыше 3000 писцов. Постепенно, ввиду экономического

135 Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства — Шумер и Аккад, объединенных при царе Саргоне в единое шумеро-аккадское царство. В результате длительных завоевательных войн это государство пало, и в 1897 г. до н. э. бы-ло создано Вавилонское царство.

67

расслоения, из среды основной массы писцов выделились писцы-предприниматели. Они покупали, сдавали в аренду дома и поля, занимались торговлей, ростовщичеством, владели десятками ра-бов, большим количеством скота, многочисленной недвижимо-стью в разных городах. Например, писцы делового дома Мурашу выполняли функции агентов136. Они сдавали, или брали в аренду поля, получали и вносили арендную плату и выполняли поручения по уплате царских податей.

Писцы осуществляли банковские операции, принимали на хра-нение вклады, давали и получали векселя, следили за уплатой дол-гов своих клиентов. Они основывали и финансировали коммерче-ские мероприятия, ездили по торговым делам не только по городам Месопотамии, но и в соседние страны — Мидию, Элам, Персию. Однако неустойчивая экономическая конъюнктура и ин-тенсивный рост товарно-денежных отношений приводили к разо-рению даже богатых писцов-предпринимателей, не говоря уже о владельцах средних состояний.

Книжная торговля в Шумере и Вавилоне велась в книжных лавках Здесь же можно было приобрести или нанять раба, обучен-ного грамоте и письму. Большую роль в книжном обмене играли библиотеки, выполнявшие весь комплекс архивных, библиотеч-ных, учебных и производственных функций. При библиотеках осуществлялись процессы обучения грамоте, индивидуального и группового чтения, создания новых произведений, их комменти-рования, а также копирования, тиражирования и обмена. Книжная торговля, по мнению ученых137, возникла тогда, когда литератур-ная, образовательная, библиотечная, издательская и распространи-тельская деятельность не разделялись. Организаторами книгопис-ного производства выступали представители верховной власти — цари и фараоны, серьезно заботившиеся о сохранении культурных богатств. Под их покровительством создавались библиотеки во многих крупных городах Месопотамии.

  1. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. — М.,1983.

  2. Семеновкер Б.А. Библиографическая культура Древней Месопотамии // Книга. Исследо-вания и материалы. — 1999. — Сб. 76. — С. 81.

68

Хранилища письменных памятников существовали и в Древ-нем Египте. Владыки Древнего Египта содержали целую армию переписчиков. Писцы в Египте пользовались многими привиле-гиями и принадлежали к особой касте людей, связанных с са-кральным знанием, так как египтяне считали свое письмо открове-нием богов. Покровителем знаний, письма и писцов у египтян был Тот — бог Луны и мудрости.

Писцы в Египте принадлежали к числу духовно властвующей элиты, состояли на службе фараонов и не участвовали в тяжелых работах. Об особом социальном статусе писца свидетельствует «Поучение Ахтоя», где говорится, что писец освобожден от физи-ческих повинностей: «Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от сечения прутьями…» 138.

Многочисленные школы переписчиков работали на рынок, в результате чего египетские папирусы получили самое широкое признание в Древнем мире. Особое значение писцовой деятельно-сти в Египте еще более возросло в связи с монополией на основ-ной писчий материал — папирус, который производился только в этой стране. Благоприятные климатические условия обеспечивали египтянам абсолютное преимущество в производстве папируса, и со временем он стал одним из основных предметов экспортной торговли Египта. Долгое время египтяне единолично удерживали в своих руках производство папируса. Это был первый случай мо-нополии в книжном производстве. Среди фабрикантов папируса наиболее известно имя Фанния.

Слишком высокие цены, взлетевшие в связи с возросшей по-требностью в папирусе, вынудили к поиску других удобных пис-чих материалов, каковым стал пергамен139 , изобретенный в антич-ные времена в малоазиатском государстве Пергам. Здесь примерно около 180 года до н. э. было налажено его производство. Ввиду дороговизны египетского папируса , Греция и Рим отдавали пред-почтение пергамену, закупая его в больших количествах. На про-тяжении I–II веков папирус и пергамен успешно соседствовали в качестве писчего материала, но уже к III веку производство папи-

  1. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. — М.,1962. — С.112.

  2. Пергамен — особо выделанная кожа животных.

69

руса пришло в упадок — его вытеснил пергамен как наиболее прочный и удобный материал, из которого сначала создавались свитки, а затем появились кодексы. Таким образом, в истории раз-вития книжного производства зафиксирован первый опыт конку-ренции, связанный с материалами для письма.

В результате греческой колонизации территорий Средиземно-морья и создания городов-полисов усиливается морская торговля, и расширяются торговые связи. Эти контакты еще более укрепи-лись после походов Александра Македонского и завоевания им Египта. Основанная им Александрия стала столицей Птолемеев-ской династии и превратилась в крупный торговый и культурный центр древнего Востока. Это был огромный город, площадь кото-рого достигала 100 кв. км, а население насчитывало около мил-лиона человек. В одном из кварталов Александрии был выстроен Мусейон — храм муз, включающий университет, обсерваторию, ботанический сад, зоопарк и библиотеку. Сокровища туда посту-пали со всех концов света, в том числе из Афин, откуда на кораблях доставлялись книги. По закону, изданному царем Птолемеем III, с них делались копии, которые возвращались владельцу, а оригина-лы помещались в хранилище. Для переписки книг Птолемей III специально содержал целый штат писцов.

Книжная торговля в античных греческих городах велась в де-ловых центрах , так называемых, агорах, вокруг которых распола-гались храмы, общественные здания, государственные учрежде-ния, портики с ремесленными мастерскими и торговыми лавками. Известно , что греки предпочитали большую часть времени прово-дить вне дома, поэтому в агорах проводились народные собрания, публичные чтения вслух , на которых выступали чтецы-декламаторы, знакомившие публику с новыми произведениями. Тут же, следом за ними писцы записывали тексты, а затем раз-множали и продавали их. Особенно высоко ценились философские сочинения, и люди платили за них большие деньги. Аристотель

купил несколько книг греческого философа Спевсиппа (ок. 409–399 гг. до н. э.), за три таланта140. Платон, будучи весьма ограничен в

140 Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. — М. : Книга, 1985.

70

средствах, купил нужные ему книги, взяв ссуду у знатного жителя Сиракуз — Диона Сиракузского.

Размножение копий брали на себя также и книготорговцы, уст-раивавшие собственные книгописные мастерские, где изготовле-ние копий для продажи осуществлялось под диктовку. Именно в таких мастерских были впервые введены приемы нормирования труда. Широкие поля античных свитков использовались для сти-хометрии: через каждые 50 или 100 строк ставились цифры, кото-рые потом суммировались при подсчете. Здесь же в мастерских вырабатывались правила оформления текстов, и создавался своего рода эталон, которому неуклонно должны были следовать пере-писчики, занимавшиеся копированием текстов. Однако эти меры не могли предотвратить появление книг, переписанных любителя-ми, которые стремились извлечь из этого доход и не заботились о достоверности переписанных текстов и их соответствии канонам. В условиях, когда отношения между автором и писцом, а также книготорговцем законодательно не регулировались, вольное об-ращение с произведением являлось допустимым. Сочинители, как могли, защищали свои права. Греческий врач и ученый Гален (129–199), автор комментариев на сочинения Гиппократа, специ-ально составил описание своих трудов, чтобы читатель мог отли-чить их от подделок, имевших хождение под его именем.

Доходы, которые получали переписчики, подталкивали их к тому, чтобы распространять книги без разрешения автора. Осо-бенно часто этим занимались переписчики-любители, составляв-шие конкуренцию профессионалам. В среде книжников нарица-тельным стало имя Гермодора — ученика Платона, который широко распродавал сочинения своего учителя без его согласия. Правда, образованные авторы критически относились к неразбор-чивым покупателям. Наиболее метко о них отзывался Лукиан: «Ты, — обращался он к абстрактному покупателю, — доверяешься людям, которые расхваливают что придется, ты являешься прямой находкой для этих книжных обманщиков и настоящим кладом для книготорговцев»141. Цицерон, например, сетовал на то, что в про-

141 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988. — С. 86.

71

даже нет «подходящих» книг, то есть книг, которые может сделать только опытный и образованный человек.

Книжные лавки в античный период также являлись объектом купли-продажи, причем по цене, зачастую ниже стоимости хорошо обученного раба. Римский богач Кальвизий Сабин, например, за-платил за каждого специально подготовленного для него раба по сто тысяч римских монет.

В Риме работали десятки книжных мастерских, где на заказ в сжатые сроки изготавливались многочисленные копии речей, са-тир, диспутов. Наибольшую известность среди владельцев книго-писных мастерских снискал Тит Помпоний Аттик (109–32 гг. до н. э.) — негоциант, писатель и друг Цицерона. Он был первым из-дателем его сочинений. Помпоний Аттик занимался организацией публичных чтений трактатов Цицерона. Он нанимал опытных дек-ламаторов и поручал им прочесть отрывки в кругу ценителей ли-тературы. Открытые чтения-рецитации были в Риме довольно по-пулярным явлением вплоть до I века, когда интерес к ним стал постепенно угасать.

Специально обученные рабы в мастерской Аттика переписы-вали тексты, которые затем шли в продажу. Между Цицероном и Аттиком велась регулярная деловая переписка, в которой реша-лись вопросы, связанные с подготовкой рукописей и их распро-странением. В одном из посланий Цицерон обращается к Аттику с просьбой собрать для него библиотеку, на которую он откладывал «все свои мелкие сбережения»142. В мастерской Помпония Аттика переписку книг наладил грамматик Тираннион. Однако переписы-ваемые там тексты строго не проверялись, и утраченные места из-лагались произвольно с искажением первоначального смысла. По-скольку нормы авторского права в то время еще не сложились, то главным для переписчиков было воссоздание такого текста, кото-рый мог быть востребован читателем.

С ростом потребности в книге владельцы мастерских стреми-лись увеличить количество изготавливаемых копий за счет произ-водительности труда переписчиков. Наиболее приемлемым, и час-

142 Цицерон Марк Туллий. Из писем // Библиотека в саду. Писатели античности, средневе-ковья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. — М. : Книга, 1985. — С. 27.

72

то употреблявшимся способом ускорения процесса создания руко-писи, являлся почерк переписчика и скорость нанесения текста. Буквы римского капитального письма без наклона, с середины III ве-ка сменил упрощенный почерк — минускул, существенно уско-ривший процесс переписки. Увеличение производительности дос-тигалось также за счет того, что несколько писцов одновременно под диктовку записывали один и тот же текст.

    • античные времена для записей использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Потребность в них была столь велика, что не замедлили появиться мастерские по изготовлению восковых табличек, а вместе с тем и подделки, с которыми пыта-лись бороться, регламентируя их качество. Не допускалось изго-товление табличек из редких и особо дорогих пород дерева, также нельзя было смешивать сало с воском, которым покрывались до-щечки. Традиция ремесленного изготовления восковых табличек сохранялась и в Средние века. Но вместе с традицией сохранялись

  • подделки. Статут ремесленников Парижа 1268 года гласил: «Каж-дый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачествен-

но»143.

    • последние века античного периода книги стали сопровож-даться иллюстрациями, в них появился орнамент. Уже в то время в работе мастерских наблюдается специализация, связанная с введе-нием оформительских элементов в кодексы. Прочная основа пер-гамена, выдерживающая непрозрачные грунтовые краски, открыла перед создателями книг новые возможности. Писцы специально оставляли на книжных страницах пустые места, предназначенные для миниаторов, выполнявших рисунки. Орнаменты расцвечивали иллюминаторы. Начиная примерно с III века, широкое применение получило письмо золотыми и серебряными красками, что вызвало появление еще одной специализированной операции.

С крушением Римской империи в V веке спрос на книги пада-ет, и многие книгописные мастерские и книжные лавки оказались разрушенными и разграбленными.

143 Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в Средние века : лекции по латинской палеографии и кодикологии. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. — С. 26.

73

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]