Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мужское и женское (Автосохраненный) 5.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.31 Mб
Скачать
  1. Трансформация мифологемы мужского и женского в античной культуре

Черты характера Исиды мы встретим и у Древнегреческих и римских богинь. И такие же фантасмагорические истории из жизни божественных семей, как в Месопотамии.

Однако античность – это принципиально иной мир, и он приносит другое сознание, отличное от архаического.

Рассмотрим несколько характерных мифологических и литературных сюжетов.

2.1 Деметра и Персефона

Что добавляет к мифологеме о женском Деметра и Персефона?

Деметра – Могущественна великая богиня. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Похищение Персефоны Аидом. Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежны лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что нескоро увидит она опять ясный свет солнца, нескоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс предназначил ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мрак подземного царства, лишенная света горячего солнца.

Образ Деметры, на наш взгляд, близок к образу Исиды в описании могущества. Хотя, возможно, на этом сходство и заканчивается – Исида боролась за власть, а Деметра – отказывается от своего места на Олимпе, скорбя по дочери. Тем не менее, Деметра – без сомнения архетип женского начала – порождающего и могущественного. Это начало требует поклонения и повиновения – в гневе Деметра страшна и прекрасна одновременно, в гневе она насылает на провинившегося страшные казни.

А кто же такая Персефона? Да, она дочь Деметры и Зевса, и еще мы знаем, что она прекрасна и похищена в царство Аида. Странно, но у нее нет никакой другой «функции» - она не заведует урожаями, дождями, небесами, браками, она даже не мать – она просто есть, она прекрасна и любима. Важно отметить и тот факт, что Деметра крайне близка с Персефоной – их связь настолько тесная, что могущественная богиня не хочет быть на Олимпе без неё.

Кстати, в некоторых вариантах мифа о Деметре – Деметру и Персефону сближали настолько, что делали как- бы одним божеством.

Мы рискнем предположить, что в Персефоне мы находим ту часть женского, которая ранее не была воспринимаема, осознанна так явно. Это легкость бытия, нежность, гармония с природой – все, что мы понимаем под словом «женственность».

И нам очень важно развести и связать понятия «женское» и «женственное», которые мы будем использовать далее.

Деметра – это женское, Персефона – это женственность женского.

Архаичные образы – они целиком и полностью говорят о женском. Женское – это то, что привязано к мужчине, женское создано не просто так – оно создано для того, чтобы рожать и кормить. И именно этим интересно миру. Даже женская красота – она не является самодостаточным явлением – красивая женщина – это как породистая лошадь в стойле – честь и хвала хозяину. Важно подчеркнуть, что женщина (в только что описанном смысле) знает о такой своей роли, она ей подходит, потому что заложена природой.

Так происходит до тех пор, пока не рождается Персефона – женственность, которая суть то, что составляет радость самой женщины, ее восприятие мира, себя. Женственность – глубинная основа духовной жизни женщины, потому как является концентратом ее собственного, уникального взгляда на мир. Даже не взгляда – а суть женского чувственного опыта гармоничного существования в мире, через принятие всего прекрасного – и себя самой в том числе.

В связи Деметры и Персефоны мы можем увидеть жизнь женской души. Женщина в отрыве от женственности не находит себе покоя, а женственности нужна вся мудрость, сила и мужество великой богини, чтобы поднять себя из темноты подземного царства.

Эти две разные части женского мы встречаем в других античных женских образах.