Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Trudy_kafedry_vypusk _9

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
1.05 Mб
Скачать

ции придерживается и законодатель, определяя в Законе РФ «О недрах», что недра в границах территории Российской Федерации включают в себя подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. При ином подходе, на наш взгляд, был бы непонятен, например, юридический режим пород, находящихся между полезными ископаемыми (принадлежат ли они кому-либо на праве собственности, каков порядок их использования и т.п.).

Стоит сказать, что понятие «недра» неоднократно исследовалось и в советском праве. Несмотря на то, что впервые юридический термин «недра земные» встречается еще в Уставе горном Российской Империи, именно в советский период конца 60-х – начала 70-х годов возникает подлинный интерес к данному понятию в связи с подготовкой Основ законодательства СССР о недрах.

Например, Г.С. Башмаков относит понятие недр к числу ключевых категорий и на основе анализа правовых норм советского периода приходит к выводу, что советское законодательство рассматривало в качестве недр часть природной среды, которая находится под земным покровом, а также выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность30.

Интересно отметить, что в науке советского горного права понятие недр зачастую отождествлялось с понятием полезных ископаемых. Так, Б.А. Лисковец полагал, что объектом права государственной собственности являются не подземные вещества вообще, а полезные ископаемые31. Однако, как уже было отмечено выше, большинство представителей современной науки горного права не отождествляют недра и полезные ископаемые, признавая последние составной частью первых.

30Башмаков Г.С. Понятие недр по советскому законодательству // Советское государство и право. 1973. № 9. С. 129. Цитата по: Миргазизова Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации. – Новосибирск: Наука, 2000. С. 7.

31Лисковец Б.А. Правовое регулирование разведок и разработок месторождений полезных ископаемых в СССР. - М., 1960. С.10.

51

Современное юридическое определение понятия недра содержится в Законе РФ «О недрах», а также в законах о недрах, принятых рядом субъектов РФ.

Закон Российской Федерации «О недрах», как уже было сказано выше, определяя понятие недра, говорит нам о части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В законодательстве о недрах субъектов Федерации, как правило, ранее содержалось свое определение недр, которое в ряде случаев выглядело весьма своеобразно, что свидетельствует о существовании различных подходов к определению термина «недра». Так, например, в Законе Республики Татарстан «О недрах» указывалось, что «недра Республики Татарстан составляют часть ее природной среды, расположенную под почвеннорастительным слоем, дном озер, рек, водохранилищ с содержащимися в них полезными ископаемыми от выходов их на дневную поверхность до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»32. В Законе Республики Коми недра определялись как «поверхность земли и пространство под ней, исключая сельскохозяйственный слой, с горными породами, полезными ископаемыми и вместилищами»33.

Как видно, в приведенных определениях затрагиваются вопросы установления верхней и нижней границы недр, а также вопрос отнесения к недрам выходящих на поверхность месторождений полезных ископаемых, что также порождает дискуссию.

Как справедливо полагает Р.Н. Миргазизова, определение понятия недр, содержащееся в Законе Российской Федерации «О недрах» и лежащее в основе определений, сформулированных некоторыми авторами, страдает неполнотой, поскольку в нем ничего не говорится о такой части недр, как выходящие на поверх-

32Закон Республики Татарстан от 25 декабря 1992 г. « 1722-XII «О недрах» // Ведомости Татарстана. 1993. № 28.

33Закон Республики Коми от 12 февраля 1992 г. «О недрах» // ВВС Республики Коми. 1992.

52

ность месторождения полезных ископаемых34. Известно, что зачастую полезные ископаемые выходят на поверхность в связи с отсутствием почвенного слоя. Поверхность, по мнению ряда ученых, понятие плоскостное35. Это означает, что по логике данного в законе определения, при отсутствии почвенного слоя недра располагаются ниже земной поверхности, а атмосферный воздух

– выше земной поверхности, что автоматически исключает выходящие на поверхность полезные ископаемые из сферы действия Закона «О недрах». Представляется очевидным, что поскольку полезные ископаемые признаются одним из важнейших ресурсов недр, то и выходящие на поверхность породы также должны подпадать под сферу действия законодательства о недрах и должны быть включены в легальное определение недр. Тем более что такая законодательная практика уже существовала ранее36.

Анализируя существующие на сегодняшний день дефиниции понятия «недра», можно отметить, что большинство их авторов, так или иначе, делают в них акцент на вопрос определения верхней и нижней границы недр. Данная проблема до сих пор не имеет однозначного решения. Как полагает А.И. Перчик, юридическое понятие недр является динамичным37. Определение недр, данное в Законе о недрах, содержит принципиальную мысль о том, что недра – это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для геологического изучения и освоения современными техническими средствами. Учитывая развитие техники и технологий, не исключено, что в будущем человечество сможет проникать для геологического изучения и промышленного освоения в мантию Земли. Исходя из определения недр, содержащегося в Законе «О недрах», получается, что в данной ситуации на все пространство ниже земной коры суверенитет государства

34Миргазизова Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации. – Новосибирск: Наука, 2000. С. 8.

35См., напр.: Григорьев В.К. Вопросы теории земельного права. – М., 1963. С. 87-88.

36См.: Горное положение СССР от 9 ноября 1927 г. // СЗ СССР. 1927. № 63. Ст. 668.

37Перчик А.И. Горное право: Словарь. Термины, понятия, институты. – М.: Издательство «Квадратум», 2000. С. 181.

53

не распространяется, и оно подпадает под действие международной юрисдикции.

Кроме того, динамика развития геофизических методов исследования, позволяет предположить, что геологическое изучение глубоких горизонтов планеты будет доступно несколько быстрее, чем их промышленное освоение. Соответственно, может возникнуть необходимость уяснения правового режима пользования глубокими горизонтами и, в случае освоения, установления правового режима извлеченного из мантии вещества. В связи с этим ряд авторов предлагают включить в определение понятия «недра» не только земную кору, но и иные оболочки Земли – мантию и ядро, и установить нижнюю границу недр как «центр земного сфероида»38. Интересно, что еще в Древнем Риме, отношения принадлежности собственнику земли находящихся там природных ресурсов описывалось формулой «ab coelo usque ad Orcum» («от неба до ада»), то есть очевидно, что, по мнению римлян, недра простирались до центра Земли. Такое решение вопроса о нижней границе недр было известно также российскому дореволюционному праву и существует по сей день в некоторых зарубежных странах.

Что же касается верхней границы недр, то данный вопрос также является весьма дискуссионным.

Исходя из принципа горной регалии, право собственности на землю отделяется от права собственности на недра, в связи с чем возникает необходимость определить, где заканчивается юрисдикция земельного законодательства и начинается сфера действия законодательства о недрах.

Исходя из определения недр, данного в Законе РФ « О недрах», верхней границей недр является нижняя граница почвенного слоя, а если почвенный слой отсутствует, то такой границей является поверхность земли. Такое определение недр вызывает нарекания со стороны ряда ученых. Так, Е. Козловский считает,

38 См., напр.: Навроцкая Л.Г. Теоретические вопросы правового регулирования горных отношений в СССР: Автореф. дисс.…канд. юрид. наук. – М., 1976. С. 12; Ходырев П.М. Право собственности на недра и их ресурсы: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. С. 24.

54

что нередко сама почва является полезным ископаемым, и называть верхней границей недр нижнюю поверхность почвенного слоя, как минимум, не корректно39.

Интересно обратить внимание на определение земельного участка, данного в Земельном кодексе Российской Федерации40: земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Такое определение, по мнению В.А. Лапача, позволяет прийти к выводу о том, что «почвенный слой был и остается поверхностью земли. Поэтому если и существуют земные поверхности без почвенного покрова, вряд ли их можно считать земельными участками»41. Таким образом, считает В.А. Лапач, законодатель необоснованно разделяет термины «почвенный слой» и «поверхность земли» в определении недр, так как это однозначные понятия.

На наш взгляд, согласиться с В.А. Лапачом нельзя. С геологической точки зрения почва является частью земной коры, формирующейся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы вод воздействием воды, воздуха и живых организмов42. Очевидно, что под воздействием различных факторов, например, климатических, такого преобразования может и не произойти, и почвенный слой будет отсутствовать. В данном случае разграничение недр и земельного участка должно идти относительно земной поверхности без почвенного слоя. В то же время А.И. Перчик полагает, что сам термин «поверхность» также является неопределенным и необходимо определить, «есть ли толщина у поверхности, и если есть, то какова она»43. Отвечая на данный вопрос, можно привести мнение В.К. Григорьева, который приходит к выводу о том, что земля – понятие плоскостное, по-

39 Козловский Е. Исследование недр и недропользование: правовые аспекты неделимой проблемы// Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. 2002. № 17-19.

40СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

41Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. - Спб., 2002. С. 315.

42Большой энциклопедический словарь. В 2 т. – М., 1991. С. 190

43Перчик А.И. Горное право. Учебник. – М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002. С. 14.

55

верхностное, а недра – понятие объемное44. В этом смысле у земной поверхности нет толщины и она предстает как наружная сторона литосферы, выше которой – атмосферный воздух, а ниже - недра.

Из законодательных определений следует, что если земельный участок имеет почвенный слой, то разграничение недр и земли по вертикали будет заключаться в определении нижней границы этого слоя. Однако, в земельном законодательстве и законодательстве о недрах не дается определения понятия «почвенный слой». Неопределенным также остается вопрос о возможной глубине почвенного слоя, поскольку такая глубина всегда различна, в зависимости от геологического строения участка. Так, ранее, в ряде инструкций Госгортехнадзора недра предлагалось считать с глубины 5 м.

Б.Д. Клюкин в юридической энциклопедии отмечает, что «с правовых позиций недра представляют собой часть природной среды, находящейся под поверхностью земли. Эта часть природной среды при выделении в горизонтальной плоскости определяется в границах, соответствующих соизмеримой над участком недр поверхностью земельного участка, а по глубине определяет-

ся верхними и нижними показателями проникновения в глубь земли»45.

Такое определение недр опять-таки является весьма дискуссионным. Так, А.В. Кокин и В.Н. Кокин считают, что с данным определением понятия недра нельзя согласиться по двум обстоятельствам:

-во-первых, понятие «верхний показатель проникновения вглубь земли» является бессмысленным с физической точки зрения, поскольку он всегда будет находиться на уровне поверхности земли;

-во-вторых, природная среда, находящаяся под поверхностью земли, включает в себя и почвенный слой, который отно-

44Григорьев К. Вопросы теории земельного права. – М., 1963. С. 86-87.

45Клюкин Б.Д. Недра // Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999. С. 580.

56

сится к объектам землепользования, а земельные отношения регулируются уже совершенно другим нормативно-правовым механизмом – земельным правом46.

Из изложенного очевидно, что юридическое определение недр как объекта права собственности является весьма дискуссионным.

Подводя итог всему сказанному выше, определение понятия «недра», на наш взгляд, можно было бы дать в следующей редакции: недра – это часть природной среды, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже поверхности земли, простирающаяся до центра земного сфероида и включающая в себя подземное пространство, полезные ископаемые, в том числе выходящие на поверхность земли, энергетические и иные ресурсы.

Как уже было сказано выше, отдельные объекты права собственности могут (и должны) находиться лишь в государственной собственности, что обеспечивает не только интересы пуб- лично-правового образования, но и граждан, проживающих на соответствующей территории. Этот тезис в полной мере можно отнести и к недрам. Большинство исследователей, отмечая исключительную ценность недр для экономики страны, подчеркивают, что единственный возможный вариант закрепления правового положения недр – это установление государственной собственности на недра, что позволяет государству обеспечивать публичные функции по управлению данным объектом государственной собственности таким образом, чтобы удовлетворить интере-

сы и потребности как нынешних, так и будущих поколений граждан47.

46Кокин А.В., Кокин В.Н. Природоресурсная база мировой экономики: состояние, тенденции, правовые аспекты: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, Москва: «ИПК «Бионт», 2003. С.

47См., напр.: Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в

Российской Федерации

и зарубежных

странах:

теория

и практика.

-

М.: ООО

«Издательство «Нестор

Академик»,

2007.

C. 235;

Сосна С.А.

О

концепции

общественного достояния // Государство и право, № 2, 1996; Дудиков М.В. Собственность на недра в Российской Федерации // Юрист, № 1, 2007.

57

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем не менее, в Конституции отсутствует норма, прямо предусматривающая, что недра являются объектом права государственной собственности. В частности, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Такая формулировка конституционной нормы позволяет некоторым исследователям делать весьма спорные выводы. Так, по мнению А.В. Прокаева, из содержания данной нормы можно сделать два вывода: либо законодатель предусмотрел будущую возможность свободного оборота участков недр, либо в данном случае имеются в виду извлеченные полезные ископаемые48. Кроме того, упоминание в тексте исследуемой конституционной нормы о возможном существовании права частной собственности на недра, дает некоторым исследователям повод обосновывать необходимость закрепления права частной собственности на недра49.

Для разъяснения вопроса необходимо обратиться к Постановлению Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «О проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»50. В Постановлении отмечено, что «лесной фонд... представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». Конституционный Суд при этом указал, что «сходные пра-

48Прокаев А.В. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в области добычи нефти и газа: Дисс. …канд. юрид. наук. – Саратов, 2005. С. 23

49См., напр.: Певзнер М.Е. Основные направления совершенствования законодательства о

недрах // Государство и право. 1997. №. 5. С. 72. 50 СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

58

вовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов».

Таким образом, Конституционный суд подчеркивает особое значение природных ресурсов, ориентирует на бережное отношение к ним и необходимость их рационального использования в интересах народов, проживающих на территории Российской Федерации, а природоресурсное законодательство закрепляет, в свою очередь, особый режим использования и оборота природных ресурсов.

Учитывая сказанное выше, полагаем, что основная обязанность государства при осуществлении своего права на природные ресурсы (в том числе недра) – руководствоваться общественными интересами – может и должна быть реализована в рамках конструкции права государственной собственности.

По мнению большинства исследователей, конструкция права государственной собственности по отношению к недрам как одному из важнейших видов природных ресурсов является удобной и понятной, проверенной временем формой управления природными ресурсами51. Причем недра в целом вполне можно считать основным объектом такого права, поскольку общественную ценность представляют собой не только содержащиеся в недрах полезные ископаемые и другие их полезные свойства, но и сами недра как один из важнейших компонентов природной среды, во взаимодействии с другими природными компонентами обеспечивающие ее целостность и устойчивое развитие.

51 См., напр.: Данилова Н.В. Право государственной собственности на недра: Дисс. канд. юрид. наук. – Тюмень, 2003. С. 77.

59

У.С. Эдильханов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВОЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Внастоящее время актуальность начинает приобретать вопрос правового регулирования освоения и изучения трансграничных месторождений углеводородного сырья.

Актуальность научному осмыслению данной темы исследования придает тот факт, что в 2010 г. Российская Федерация стала стороной двух соглашений, связанных, в том числе, с вопросами изучения и освоения месторождений полезных ископаемых. Так, были подписаны соглашение с Республикой Казахстан

вотношении изучения трансграничного месторождения Имашевское и Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Всовременной правовой науке не выработано единого подхода к определению понятия трансграничных месторождений полезных ископаемых, проведенное обобщение позволяет кон-

статировать, что отечественной и зарубежной практике сложились два подхода к определению названной дефиниции.

Согласно первой точке зрения, трансграничные месторождения – это месторождения, пересекаемые любыми видами границ (государственными, внутренними административными (между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации и территориальным морем Российской Федерации), лицензионными, в случае выдачи двух или нескольких лицензий на разведку и разработку одного месторождения и другими). подобной позиции придерживался проф. А.И. Перчик52, С.Ю. Мареева53. При этом отметим, что ука-

52 См.: Перчик А. И. Горное право. Словарь. Термины, понятия, институты. – М.: Издательство «Квадратум», 2000. С. 285 // Перчик А. И. Горное право: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс. – 3-е издание, переработанное и дополненное. 2008. С. 173.

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]