Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Knyazeva_I_V_Antimonopolnaya_politika_gosudarst.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
706.32 Кб
Скачать

7.2. Результаты деятельности антимонопольных органов по пресечению антиконкуретных актов и действий органов власти

В разделе I статьи 3 закона «О защите конкуренции» перечис­лен спектр отношений, связанных с защитой конкуренции, на ко­торые распространяется закон, а также круг субъектов и институ­тов, участвующих в этих отношениях.К последним относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти;

  • органы государственной власти субъектов РФ;

  • органы местного самоуправления;

  • иные осуществляющие функции указанных институтов органы, учреждения, организации (далее — органы власти).

В главе 3 статьи 15 и статьи 16 установлен перечень запре­тов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий перечисленных органов власти.

Нарушения органами исполнительной власти и местного самоуправления закона «О защите конкуренции» на протяжении всего периода его реализации продолжают оставаться одним из самых распространенных видов нарушений антимонопольного законодательства (АМЗ), ограничивающих конкуренцию и ущем­ляющей права и интересы коммерческих организаций и граж­дан. В 2007 г. антимонопольные органы (АМО) рассмотрели 4 137 фактов по признакам нарушения антимонопольного зако­нодательства (статья 5) [7]. Это составило практически половину всех рассмотренных фактов со стороны АМО (в 2,3 раза больше, чем в 1999 г.).

Антиконкурентные действия органов власти по своим мас­штабам занимают второе место по поданным заявлениям после злоупотреблений доминирующим положением и первое по воз­бужденным делам. Что касается подтвержденных нарушений, то на фоне постоянного роста, их доля в количестве рассмотрен­ных фактов имеет тенденцию к понижению (около V3).

В антимонопольные органы в 2007 г. всего поступило 2 382 заявления, по ним возбуждено 529 дел, что было немного ниже 2006 г., но существенно превышало все предыдущие годы. Было проведено более 1 744 проверок соблюдения антимоно­польного законодательства. Наибольшее количество проверок касалось фактов необоснованного препятствования деятельно­сти хозяйствующих субъектов, необоснованного предоставле­ния льгот, нарушения конкурентных принципов при организа­ции конкурсов и торгов.

В 2005 г. антимонопольные органы по собственной инициа­тиве возбудили 730 дел, что в общей совокупности составило 1 259 возбужденных дел.

В целом поступательная тенденция роста данной категории дел сохранялась, динамика по возбужденным делам к уровню 1999 г. составила 2,2 раза. Положительная динамика наблюда­лась и по количеству выданных и исполненных предписаний. Однако наблюдалась общая отрицательная тенденция — снизи­лась доля выданных предписаний в общем количестве возбуж­денных дел, что было связано в первую очередь с ростом количе­ства прекращенных дел (512) — почти на 73за последние годы.

Факт роста неподтвержденных дел нельзя признать как удовлетворительный, но это была общая реакция в деятельности антимонопольного органа на большой поток заявлений со сто­роны хозяйственных субъектов на административные барьеры для бизнеса и высокий уровень коррупционности органов вла­сти [4].

Количество исполненных со стороны органов власти выдан­ных АМО предписаний составило 568, что было почти в 2 раза выше, чем в 1999 г. Средний ежегодный прирост до 27 испол­ненных предписаний за 10 лет позволил достичь самого высоко­го показателя в доле исполненных предписаний в 2005 г. и 2007 г. — 88 и 81 % соответственно.

Увеличение количества дел в 2007 г., возбужденных по фак­там нарушений антимонопольного законодательства властными структурами, связано во многом с последними изменениями и дополнениями, которые были внесены в действующее законо­дательство о конкуренции, и принятием новых норм админист­ративной ответственности для должностных лиц в КоАП РФ (2007).

Административное давление и использование запретитель­ных мер воздействия остаются достаточно сильными факторами на протяжении всего периода проведения экономических ре­форм.

В то же время среди нарушений наметились некоторые структурные изменения. В первую очередь значительно сократи­лось количество нарушений, связанных с установлением запретов на продажу (обмен, покупку) товаров, а также бездеятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, при­водящая к ограничению конкуренции на товарных рынках.

Наибольшее количество нарушений касается необоснован­ного препятствия осуществлению хозяйственной деятельности (47 %) (в 1999 г. на их долю приходилось 36 % дел). Постоянство данных нарушений в последние годы остается неизменным [4].

Практически отсутствуют нарушения, связанные с установ­лением запрета на ограничение создания хозяйствующих субъ­ектов. Вместе с тем после принятия закона «О защите конку­ренции» появились виды нарушений, по которым наблюдается некоторый рост — установление ограничений в выборе продав­цов или осуществление действий, создающих дискриминацион­ные условия для субъектов (3,57 %).

Значительная доля нарушений (в совокупности около 5 %) приходится на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти, властными полномочиями, влекущи­ми ограничение конкуренции, а также совмещение функций ор­ганов власти с функциями хозяйствующих субъектов. Вместе с тем количество этих нарушений имеет явно выраженную тен­денцию к снижению (в 1999 г. — около 13 %, в 2005 г. — 11 %).

По сравнению с 1999 г. более чем в 2 раза возросло количе­ство заявлений по поводу незаконных указаний о приоритетном заключении договоров, поставке товаров, оказании услуг. При этом доля этих нарушений остается незначительной (не более 2 %). Подавляющее количество дел, связанных с нарушением статьи 15 закона, территориальные антимонопольные управления

возбуждают в отношении органов местного самоуправления (в 2008 г. количество дел составило 46 %).

Многие из выявленных незаконных ограничений связаны с установлением препятствий в отношении хозяйственной дея­тельности предприятий, составляющих инфраструктуру муници­пального хозяйства (рис. 18).


4

6 %

5 1 %

1

21 %

2

26 %

3

46 %

  1. — федеральные органы исполни- 4 — иные органы или организации, тельной власти наделенные функциями или правами

органов власти

  1. — органы государственной власти 5 — государственные внебюджетные субъектов РФ фонды, Банк России

  2. — органы местного самоуправления

Рис. 18.Структура возбужденных дел в отношении антиконкурентных действий органов власти и управления по видам власти в 2008 г. в целом по системе ФАС РФ

Антимонопольные органы важное внимание уделяют про­филактической работе с проектами нормативных правовых до­кументов, принимаемых органами власти. Так, в 2007 г. было рассмотрено 152,2 тыс. актов, из них по 2 000 актов (1,3 %) выяв­лены нарушения АМЗ. В 2007 г. по сравнению с 2005 г. намети­лось не только общее увеличение рассматриваемых документов в 1,5 раза, но и количество выявленных несоответствий и проти­воречий АМЗ [4].

На четверть документов были даны отрицательные заключе­ния. Анализ рассмотренных нормативных актов по системе анти­монопольных органов показал высокую степень их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Из них только 1,7 % документов нуждалось в корректировке и приведении в соответствие конкурентным нормам (табл. 12). Наибольшее ко­личество противоречий (7,5 %) было выявлено среди норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти.

Таблица 12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]