Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
EDUCATION.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
1.79 Mб
Скачать

VII. Comment on the choice of the headline.

Олег Волков:

«Студенчество по-прежнему активно!»

25 января вся российская студенческая братия в очередной раз шумно отметила Татьянин день. Забыв на время про сессию и тощие кошельки, студенты беззаботно веселились до утра, ведь на то они и студенты! Однако праздники приходят и уходят, а проблемы остаются. Олег Волков, вот уже несколько лет возглавляющий ассоциацию студентов Липецкой области, знает об этом не понаслышке. Что же думает студенческий лидер о нынешнем положении студенчества? Возможно ли изменить его к лучшему?

Эти вопросы стали главными в нашей беседе с Олегом.

Олег, чем вызваны массовые студенческие акции протеста, прошедшие осенью во всех крупных городах России?

– По инициативе студенческих профсоюзов РАПОС студенты вышли на площади, чтобы не допустить свертывания социальных гарантий. Как известно, в принятом в 1996 году Законе « О высшем и послевузовском образовании» базовый размер стипендии был установлен в две минимальные зарплаты. Этот же закон гарантировал студентам компенсационные выплаты на проезд в транспорте, питание, организацию спортивной и культмассовой работы. За все это время ни одна из социальных гарантий не была реализована из-за отсутствия средств в федеральном бюджете. Летом прошлого года правительство приняло закон о повышении минимального размера оплаты труда, который оговаривает, что стипендия будет начисляться исходя из ставки 100 рублей, а не реального МРОТ. С января 2001 года студенты будут получать стипендию практически в два раза ниже, чем им положено по закону 1996 года, а правительство выдает это за великое достижение. Мы считаем, что налицо явное нарушение 55-й статьи Коституции, запрещающей принимать законы, ухудшающие социальное положение россиян. Против всего этого и выступили студенты.

Подобные выступления стали в последние время традиционными. Похоже, что власти относятся к ним по принципу: «пошумят, пошумят ребята да и разойдутся.» Дали ли студенческие акции конкретные результаты?

– Определенный прогресс есть. Правительство пошло на компромисс, выделив средства на выплаты студентам, однако главный вопрос – по стипендиям – до сих пор не решен. Сейчас РАПОС продолжает консультации с министром образования Филипповым с целью выработки решений, которые бы устроили всех. Однако решить проблему только в рамках профсоюзной деятельности достаточно сложно. Нужны серьезные изменения законодательной базы, в первую очередь закон об ответственности чиновников перед обществом. Тем не менее изменения в лучшую сторону происходят. Все-таки нынешние 200 рублей стипендии лучше, чем 83 рубля в 1998 году. По инициативе ассоциации студентов создаются различные социальные программы, финансируемые из городского и областного бюджетов – студвесны, универсиады и т.д. В прошлом году на них было выведено около 600 тысяч рублей. На мой взгляд, при сплоченных действиях всех студентов реально добиться исполнения законов в этом же году.

Как ты считаешь, насколько остра сейчас проблема выплаты стипендии? Ведь не секрет, что на эти деньги не проживет и аскет.

– В ЛГПУ, где я являюсь председателем студенческого профсоюза, стипендию получают чуть меньше половины студентов. В зависимости от успеваемости она составляет от 280 до 400 рублей. По большому счету, то, сколько получает студент – 200 или 400 рублей, кардинально не влияет на решение его материальных проблем. Вот если бы госстипендия была на уровне стипендий, учрежденных Новолипецким комбинатом для студентов ЛГТУ, – полторы тысячи рублей – тогда можно было бы говорить о реальной поддержке. Сейчас в университете таких счастливчиков – тридцать. Мы проводили ряд соцопросов, в ходе которых выяснилось, что 92% студентов связывают свое благосостояние с доходами родителей. В то же время более 70% студентов желают заработать деньги самостоятельно, и трети из них это удается. Так что стипендия в наши дни превратилась в прибавку к помощи родителям и другим доходам.

Что-то же по-настоящему беспокоит студентов?

– Я считаю, что самая актуальная проблема для студентов сегодня – найти работу. Деньги просто необходимы для того, чтобы учиться, приобретать литературу, компьютерные программы. Да и, в конце концов, каждому хочется нормально отдохнуть. К сожалению, устроиться на работу по специальности удается очень редко, в этом плане больше везет компьютерщикам. Обычно ребята зарабатывают на жизнь продавцами, охранниками, дилерами. К пятому курсу возникает серьезнейшая проблема трудоустройства. Наиболее предприимчивые студенты заранее начинают искать постоянное место. По нашим данным, 27% студентов к концу учебы уже работают по специальности.

В последнее время все чаще говорят о взяточничестве, процветающем в вузах. Не так давно одно молодежное общественное объединение даже проводило акцию по этому поводу. Насколько широко распространилось это явление в наших учебных заведениях?

– Упомянутая акция, на мой взгляд, не принесла никаких конкретных результатов, поскольку ее целью была «засветка» молодежной организации, а не решение проблемы. Ассоциации студентов регулярно проводит опросы на эту тему. Действительно, факт взяток имеют место. С ними сложно бороться, мизерные зарплаты преподавателей далеки от прожиточного минимума. Тем не менее, я уверен: все, кто хочет сдавать экзамены без взяток – делают это.

К счастью, пошатнувшийся былой престиж высшего образования восстановлен, быть умным снова стало модно. Однако год от года поступить в вуз становится все труднее. Не кажется ли тебе, что наше общество неуклонно движется к тому, что образованность вновь становится привилегией избранных?

– Да, социальное расслоение в сфере образования все заметнее, а новые предложения правительства только усугубляют его. Если раньше шансы городского и сельского школьника на поступление в вуз были, в принципе, равны, то теперь, когда одной школьной программы недостаточно, лишь самостоятельные родители могут нанять репетитора. Для детей из малообеспеченных семей это очень проблематично. Предложенная система единых государственных экзаменов, по итогам которых будут зачислять в вузы, не продумана. Очевидно, что сельский школьник заведомо получит более низкие баллы. Ассоциация студентов однозначно выступает против таких реформ. Судите сами. Сейчас в ЛГПУ доля студентов из семей рабочих и сельхозработников не превышает пяти процентов. Это на порядок ниже, чем несколько лет назад. Из шести с половиной студентов технического университета лишь пятьсот иногородние. Тревожная статистика, над которой стоит задуматься всем.

Не кажется ли тебе, что в наши дни студенчество стало гораздо пассивней? Ушли в прошлое мечты о переустройстве общества, каждого теперь волнует лишь свое собственное благополучие.

– Я не согласен с таким утверждением. Хотя бы тот факт, что в октябре прошлого года на Соборную площадь вышло более двух с половиной тысяч студентов, говорит об обратном. Все не могут быть лидерами и активистами, это вполне нормально. В любом обществе социально активная элита составляет не более 2-3 процентов. Именно эти люди выступают генераторами новых идей, «зажигают» массы, подталкивая их к деятельности. А чем активнее такие студенты будут влиять на молодежную политику, тем конструктивнее будут решения властей в интересах всего общества.

Сергей Малюков

/Липецкая газета, 2001, №18/

Set Work

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]