Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

естественно

.PDF
Скачиваний:
80
Добавлен:
01.11.2017
Размер:
6.96 Mб
Скачать

351

Рис. 77. Распознавание лиц левым и правым полушариями больного с расщепленным мозгом. Если при помощи установки ему предъявлять «составные портреты», к а- ждое полушарие как бы дополняет проецируемую в него половину лица до целостного изображения, информация о котором в другое полушарие не поступает. Если требуется описать увиденное словами, то, левое полушарие справл я- ется с такой задачей гораздо лучше. Однако при использ о- вании невербальных признаков обнаруживаются преим у- щества правого полушария. (по Sperry et al. с изменениями).

Рис. 80. Изображения, подобные представленным здесь, легко и быстро воспринимаются как целое правым полушарием.

352

двух ассоциативных зон коры больших полушарий мозга – задней ассоциативной зоны правой гемисферы и передней ассоциативной зоны левой гемисферы. Взаимодействие этих двух ассоциативных зон мозга обеспечивает регуляторный ресурс, необходимый для мобилизации адаптационных возможностей человека».

Таблица 3. Различия в функциях правого и левого полушарий,

выявленные у пациентов с расщепленным мозгом

ункции левого полуша-

ункции правого полу-

рия

шария

Анализ правого зрительно-

Анализ левого зрительно-

го поля

го поля

Стереогнозис (правая рука)

Стереогнозис (левая рука)

 

 

Лексика и семантика речи

Эмоциональная окраска

 

речи

Письмо

Пространственное вооб-

 

ражение

Полноценная речь

Зачаточная речь

 

 

353

Глава 5. Речь

5.1.Структурно-функциональная организация речевой деятельности.

С позиции психологии речь — это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Каким образом происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли — составляет коренной вопрос научных исследований и является глубинным фундаментом многих исследований речи. (Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. —

СПб.: Питер, 2009. — 656 с.).

Вопросы мозговой организации слухоречевых функций как основы коммуникации и познания человеком свойств внешнего мира и самого себя на протяжении многих столетий находятся в центре внимания представителей разных наук. Попытки найти материальный субстрат мозга, обеспечивающий реализацию слухоречевых функций можно найти еще до новой эры в трудах восточных и европейских философов. В качестве мозгового субстрата слухоречевых

функций рассматривали ряд структур мозга от шишковидной железы до мозолистого тела.

Попытки найти материальный субстрат мозга, обеспечивающий реализацию слухоречевых функций можно найти еще до новой эры в трудах восточных и европейских философов. В качестве мозгового субстрата слухоречевых функций рассматривали ряд структур мозга от шишковидной железы до мозолистого тела.

Исследования афазии (нарушения речи) у пациентов с повреждением мозга, проведенные Полем Брока (18241880) в 1861 году, послужили доказательством существования в мозгу локализованных участков, ответственных за конкретные речевые функции.

354

Рис. 81. Поль Пьер Брока (фр. Paul Pierre Broca, 28 июня 1824 — 9 июля 1880) — французский хирург, этнограф, анатом и антрополог Является основоположником современной антропологии. Обнаружил центр речи в головном мозгу человека, названный его именем (центр Брока — область коры головного мозга, располагающаяся в нижней задней части третьей лобной извилины левого полушария — у правшей) (Википедия).

В 1873 Вернике изучал пациента, который перенёс инсульт. Хотя человек был в состоянии говорить и слух не был нарушен, он с трудом понимал, что ему говорили и не понимал написанное слово. Однако разговаривал он также патологически (фрагмент речи больного, переведённый и адаптированный М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память» — ответ на вопрос, где больной живёт): «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте».

После того как он умер, Вернике при вскрытии обнаружил поражение в задней теменной и височной области левого полушария мозга пациента. Он заключил, что эта область, которая близка к слуховой области мозга, участвует в понимании речи.

Таким образом, Карлу Вернике было только 26 лет, когда он в 1874 году опубликовал свой 72-страничный труд «Афазический симптомокомплекс» нем. «Der aphasische

355

Symptomenkompleks», в котором он первым описал сенсорную

Рис. 82. Карл Вернике (Carl Wernicke; 15 мая 1848, Тарновиц — 15 июня 1905, Гревенрода) — немецкий психоневропатолог, автор психоморфологического направления в психиатрии, создатель психиатрической школы, первооткрыватель одноименной афазии, центра, энцефалопатии, синдрома Верни- ке-Корсакова и множества других психиатрических и невропатологических явлений (Википедия).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:First_wernicke%27s_area.jpg

Рис. 83. Собственный чертёж К. Вернике центра Вернике (1874).

афазию, или, как он сам её называл афазию управления (нем. Leitungsaphasie), локализованную в височных долях, а также алексию и аграфию. Зона Вернике занимает небольшой отдел верхней височной извилины planum temporale, а также смежные с ней участки полей 37, 40, 42. При разрушении этой зоны в левом полушарии (у правшей) у человека возникает речевая агнозия (неспособность понимать речь), которая в этом случае получила название сенсорной афазии. Зона Вернике получает афференты от медиального коленчатого тела и подушки зрительного бугра (задняя часть таламуса). Эфференты адресованы

356

Рис. 84. Области мозга левого полушария, связанные с речью: 1) зона Брока (в третьей лобной извилине): моторные образы слов; 2) зона Вернике (в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли): слухоречевые образы слов; 3) зона в теменно-затылочной области - угловая (ангулярная) извилина (а также верхнетеменная и надкраевая извилины): зрительные образы слов. На схеме также показаны моторная, слуховая и зрительная кора.

зоне Брока и проходят в составе крючковидного пучка. Между этими речевыми зонами существуют тесные анатомические связи. Это приводит к тому, что у больных с поражениями в области зоны Вернике страдает и экспрессивная речь (больной не может подобрать нужное слово и произнести его). Показано, что больные с верифицированными поражениями вторичных отделов левой височной области мозга способны различать (дифференцировать) простые звуки; их можно легко обучить различать тона по высоте, но они не способны различать и воспроизводить группы ритмических ударов в достаточно быстром темпе.

Речь человека, организованная в фонематическую систему языка, использует звуки особого рода, для различения которых недостаточно только острого слуха, но необходимо различение ритмических звуковых структур. Звуки речи, или фонемы, организованы в систему, которая определяется фонематической системой языка, и для того чтобы различать эти звуки

357

речи, необходимо кодировать их соответственно этой системе, выделяя полезные (смысловые) фонематические признаки и абстрагируясь от несущественных.

Вторичные отделы височной коры (преимущественно доминантного, левого полушария) являются аппаратами, специально приспособленными для анализа и синтеза речевых звуков, т. е. аппаратами речевого слуха. Поэтому при локальном поражении вторичных отделов височной доли левого полушария человек теряет способность отчетливо различать звуки речи. Такие люди воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, напоминающие журчание ручья или шум листьев. Восприятие предметных звуков - стука двери, звона посуды и пр. - сохраняется. Нарушение фонематического слуха имеет место только при поражениях височной коры левого полушария (рис.85).

Рис. 85. Нарушение фонематического слуха при поражении левой височной области (по А.Р. Лурия, 1973). Схема составлена на основании исследований 800 случаев.

Музыкальный слух при этом сохраняется настолько, что больные способны сочинять музыкальные произведения. Поражение симметричной зоны правой височной области коры проявляется в нарушении музыкального слуха - сенсорная амузия. При некоторых поражениях вторичных слуховых полей коры фонематический слух может сохраняться, а дефект при-

358

нимает форму нарушения слухоречевой памяти. Такой больной не способен удерживать в памяти последовательности звуков, слогов, слов, он путает их порядок. Если больному предъявить ряд слов («ночь-кот-дуб-мост»), он сможет воспроизвести только одно-два слова ряда, как правило, начальное или последнее. Сам больной жалуется, что не может удержать эти слова в памяти, но достаточно хорошо выписывает этот же ряд слов, если их предъявить ему написанными. Понимание устной речи затрудняется (имеется своеобразное «отчуждение смысла слов»), больной перестает понимать слова родного языка, он воспринимает его как чужой язык. Интонация речи, как правило, сохраняется, хотя по смыслу речь состоит в основном из отдельных несвязанных слов. При таких поражениях в ряде случаев происходит распад письма. Особый интерес представляют нарушения, возникающие при поражении задних отделов левой височной области. Центральным симптомом этих поражений является нарушение способности назвать предмет, а также представить его себе зрительно по названному слову. Это проявляется в том, что больной не может изобразить предмет по памяти, но легко может срисовать его. Можно предположить, что такие дефекты связаны с нарушением совместной работы зрительного и слухового анализаторов.

Если слово поступает через зрительную систему, то сначала, активируется первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике.

Третичные поля коры и процессы речевой памяти.

При поражении теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полушария одним из наиболее выраженных симптомов является затруднение в нахождении названий предметов (амнестическая афазия). Внешне амнестическая афазия напоминает симптомы при поражении средних отделов височной области (больной также испытывает затруднения в назывании предметов; подробнее см. выше). Однако больным с поражениями теменно-затылочной области левого полушария достаточно напомнить первый слог забытого слова, как они тотчас произносят все слово без каких-либо акустико-речевых трудно-

359

стей.

Лингвистические способности определяются левым полушарием. Схемы речевых корковых полей были получены на основании анализа речевых расстройств при очаговых поражениях мозга, а также в условиях точечного электрического раздражения коры головного мозга в процессе нейрохирургических вмешательств (Penfield, Roberts, 1959). В обеспечении восприятия и продукции речи принимают участие сенсорные и моторные области коры левого полушария, но не правого.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность зрительных и слуховых областей, моторного представительства речевых мышц, центров Брока и Вернике и угловой извилины. Нейрофизиологические исследования последнего времени показали, что мозговая система обеспечения речи наряду с перечисленными выше корковыми центрами включает также целый ряд подкорковых структур и прежде всего ассоциативные ядра таламуса. Кроме того, речевая деятельнсть связана с определенным уровнем бодрствования и сознания. Наконец, необходима сохранность межполушарных связей. После поражения мозолистого тела, самого большого межполушарного пути, больной не способен читать при появлении слов в левом зрительном поле, правильно писать и выполнять команды левой рукой, а также называть знакомые предметы, находящиеся в левой руке; это происходит в результате одностороннего контроля речи.

Наблюдения, проведенные Ф. Сперри и М. Газанигой (1967) у детей с полностью изолированными полушариями в результате пересечения мозолистого тела, передней и задней комиссур мозга, показали, что до четырехлетнего возраста речевая функция представлена довольно равномерно в обоих полушариях. В дальнейшем она постепенно латерализуется и у правшей становится левосторонней. Левое, доминантное, полушарие участвует не только в речи, но и в мозговой организации всех связанных с речью функций нервной высшей деятельности: категориальным восприятием, активной речевой памятью, логическим мышлением и пр. Подавляющее число симптомов нарушения высших психических процессов, описываемых при локальных поражениях головного мозга человека, от-

360

носится к симптомам, возникающим при поражении вторичных и третичных корковых зон левого полушария (доминантного у правшей). Симптоматика поражения корковых зон субдоминантного правого полушария изучена значительно меньше. Следует, однако, учитывать, что у большей части людей оба полушария дополняют друг друга (комплементарны) и, таким образом, закон латерализации носит в этом смысле лишь относительный характер.

Однако для осуществления речевой деятельности в целом, по-видимому, недостаточно только внутрикорковой обработки информации. В осуществлении речевой деятельности крайне важными являются корково-таламические связи. Таким образом, речевая функция распространена не только в корковых, но и в подкорковых образованиях головного мозга.

В 95% случаев речь у правшей контролируется левым полушарием. У левшей речь управляется левым полушарием в 70% случаев, обоими - в 15%, правым - в 15%

Рис. 86. Доказательства изменчивости представления языка у человека. Электрическая стимуляция во время нейрохирургических вмешательств в левом полушарии блокирует речь. Пенфильд и Робертс, 1959.

Для определения того, какое полушарие контролиру-

ет речь, применяют тест Вада, а также дихотическое про-

слушивание конкурирующих словесных сообщений, подаваемых раздельно в два уха (или аналогичную зрител ь- ную методику)

В настоящее время мозговое обеспечение речи пред-