Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mandel_V._Aritmi_serdca.T2_(Medicina,_1996)(ru)(296s).doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
12.02.2018
Размер:
6.75 Mб
Скачать

Корреляция между спонтанной желудочковой аритмией и поздними потенциалами

Было проведено сравнение данных 24-часового ЭКГ-мониторинга и усредненных ЭКГ (см. рис. 11.14). Хотя при этом отмечается существенное повышение частоты поздних потенциалов с увеличением числа желудочковых экстрасистол, очевидно также отсутствие достоверной корреляции между поздними потенциалами большой длительности (^40 мс) и спонтанными нарушениями ритма. Они наблюдались как у больных без экстрасистол, так и у больных с менее чем 30 экстрасистолами в час, а также у больных с парными экстрасистолами или «пробежками» тахикардии. Таким образом, спонтанные желудочковые экстрасистолы не обнаруживают зависимости от наличия или отсутствия фрагментарной активности миокарда.

Корреляция между поздними потенциалами и уязвимостью миокарда

С целью изучения механизмов и прогностического значения поздних потенциалов было проведено исследование в группе из 110 больных (мужчин) без подтвержденной желудочковой тахикардии или фибрилляции, а также без клинической смерти или обмороков в анамнезе [50]. Кроме регистрации поздних потенциалов, осуществлялось электрофизиологическое исследование. Программная стимуляция правого желудочка включала нанесение одиночных и парных экстрастимулов при синусовом ритме, а также стимуляцию желудочков с частотой 120, 140, 160 и 180 уд/мин. Повторные ответы желудочков учитывались в том случае, если после одиночного или парного преждевременного стимула наблюдались одна или несколько спонтанных преждевременных деполяризации. Так как в анамнезе обследованных больных не было желудочковой тахикардии, программную стимуляцию желудочков прекращали, как только удавалось вызвать 4 или больше последовательных преждевременных возбуждения. На основании результатов предыдущего исследования [58] такую реакцию считали аномальной. Желудочковую тахикардию определяли как 10 или больше последовательных преждевременных возбуждений.

Отмечена хорошая корреляция между наличием или отсутствием поздних потенциалов желудочков и результатами программной электрической стимуляции. У 70 больных без поздних потенциалов на поверхностной ЭКГ 4 или более последовательных желудочковых возбуждения удавалось вызвать реже, чем у больных с поздними потенциалами. Частота аномальных ответов возрастала относительно длительности поздних потенциалов (2= 20,97; р<0,01). Так, у 11 из 12 больных (92 %) с длительностью поздних потенциалов ^40 мс удавалось вызвать 4 или больше последовательных желудочковых ЭХО-возбуждений. Поздние потенциалы четко коррелировали с функцией левого желудочка (2= 12,96; р< 0,0115). Связь между поздними потенциалами и результатами программной стимуляции желудочков была выражена слабее (см. табл. 11.3; 2 = 5,49; р< 0,0643), в то время как индуцируемые ответы желудочков тесно коррелировали с функцией левого желудочка (2 = 16,24; р< 0,0003).

Полученные данные свидетельствуют о том, что поздние потенциалы могут служить показателем повышения уязвимости миокарда. У больных с поздними потенциалами миокард был более уязвим, чем у больных без поздних потенциалов. Как показывает статистический анализ, доминирующим фактором является нарушение функции левого желудочка, а поздние потенциалы и индуцируемая ритмическая активность желудочков достоверно коррелируют с этим показателем [50]. Связь между ритмической активностью желудочков и поздними потенциалами оказалась менее четкой. Однако появление поздних потенциалов длительностью свыше 40 мс с высокой точностью предсказывает вызываемость 4 или более последовательных желудочковых экстравозбуждений. Тем не менее даже в отсутствие поздних потенциалов желудочковую тахикардию удается вызвать у 9 % больных [50]. Это видимое противоречие можно объяснить несколькими путями. Во-первых, индуцированная желудочковая тахикардия может быть связана не с регионарным замедлением проведения, а с каким-либо другим механизмом, например с триггерной активностью [51, 52]. Хотя это вовсе не исключается, более вероятным представляется другое объяснение: в зависимости от момента прихода возбуждения тот или иной участок с замедленным проведением может активироваться слишком рано, так что его активность будет полностью скрыта в комплексе QRS (см. рис. 11.15) [36]. Активация участка с медленным проведением сможет частично захватить фазу диастолы только при наличии некоторого дополнительного воздействия, например преждевременного возбуждения сердца. У ряда больных аномальные ответы желудочков не индуцировались, несмотря на наличие поздних потенциалов. Возможно, это обусловлено тем, что при стимуляции сердца использовалось только одно положение электрода. Если бы стимуляцию осуществляли в нескольких разных точках или наносили бы более двух преждевременных стимулов одновременно, то количество аномальных реакций возросло бы. Однако была применена схема интенсивной стимуляции.