Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
22.06.2018
Размер:
8.3 Mб
Скачать

Гердер

87

что иное, как фокусную точку, где внутренняя природа этой мат­ рицы достигает своей полной реализации. Например, человек — типичное, или совершенное, животное, совершенные растения и т. д. И в то же время человеческая природа — это поднявшаяся на две ступени выше совершенная природа расте­ ний. Так, Гердер отождествляет половую любовь человека с цве­ тением и плодоношением растений, только поднятыми на более высокую ступень совершенства.

Общий взгляд на природу у Гердера откровенно телеологичен. У него каждая стадия эволюционного развития спроектирована природой таким образом, чтобы подготовить следующую. Ничто не является целью самой по себе. Но в человеке этот процесс до­ стигает кульминации, потому что человек как раз и является са­ моцелью, ибо в проявлениях своей разумной и нравственной жиз­ ни он оправдывает свое существование. Так как целью природы при создании человека было сотворить разумное существо, чело­ веческая природа развивается как система способностей духа, пол­ ное развитие которых достижимо лишь в будущем. Человек, та­ ким образом, оказывается связующим звеном между двумя мира­ ми: миром природы, из которого он возник, и миром духа, 1 который, хотя и не создается им, существуя вечно в форме зако­ нов духа, но с его помощью осуществляет себя на Земле.

Человек как природное существо делится на различные расы, каждая из которых тесно связана с географической средой, мирующей ее изначальные физические и психические особенности..' Однако, коль скоро раса уже возникла, она оказывается выраже­ нием специфического типа человека, обладающего некоторыми по­ стоянно ему присущими особенностями. Эти особенности уже больше не зависят от непосредственных отношений человека к его природному окружению, но имеют врожденный характер (точно так же, как растение, появившееся в одной среде, остается тем же самым, когда его пересаживают в другую). Сенсорные способно­ сти, способности к творческому воображению у различных рас поэтому сильно " отличаются друг от друга, у каждой расы свое представление о счастье и свой идеал жизни. Но это дифферен­ цированное в расовом смысле человечество в свою очередь оказы­ вается матрицей, в которой возникает более высокий тип челове­ ческого организма, а именно исторический организм, т. е. раса, жизнь которой вместо того, чтобы оставаться статичной, обретает со временем все более высокие формы. Привилегированным цент­ ром возникновения этой исторической жизни оказывается Европа благодаря ее географическим и климатическим особенностям. Можно сказать поэтому, что только в Европе человеческая жизнь приобрела подлинно исторический характер, в то время как в Ки­ тае, или Индии, или же среди туземцев Америки нет подлинно исторического прогресса. Мы встречаемся там либо со статичны­ ми, неизменными цивилизациями, либо с такими изменениями,

Гердер

89

неизменных природах человека. Каждая из них рассматрива­ ется не как продукт истории, а как ее предпосылка. Это все еще не учение о характере народа, формируемом его историческим опы­ том. Напротив, Гердер рассматривает этот исторический опыт как простой результат его неизменного характера.

Сейчас нам слишком хорошо известны порочные последствия этой теории, чтобы быть настороже. Расовая теория цивилизации

утратила свою

научную респектабельность. Сегодня

мы знаем о

ней только то,

что она — софистическое оправдание

национального

высокомерия и

национальной ненависти. Мы знаем всю научную

 

и катастрофические политические последствия уче­

ний, утверждающих, что особые достоинства европейской расы де­ лают ее предназначенной для господства над всем остальным ми­ ром, или что внутренние качества английской расы делают импе­ риалистическую политику ее моральной обязанностью, или что господство нордической расы в Америке — необходимое условие ее величия, а ее чистота в Германии обязательна для чистоты гер­ манской культуры. Мы знаем, что физическая антропология и культурная антропология — различные науки, и нам непонятно, как можно их путать. Следовательно, мы не склонны благодарить Гердера за то, что он был основоположником такой пагубной докт­ рины.

Может быть, и можно было бы защитить его, доказывая, что его теория расовых различий сама по себе не дает никаких осно­

ваний

верить в превосходство одной расы над

другой.

Можно

было

бы доказывать, что из нее следует только

то, что

каждому

типу человека присуща собственная форма жизни, собственное представление о счастье и собственный ритм исторического раз­ вития. Социальные институты и политические формы разных на­ родов при таком подходе могут различаться, не будучи по своим внутренним качествам хуже или лучше друг друга, достоинства же какой-нибудь политической формы никогда не являются абсо­ лютными, а только относительными, применительными к народу, создавшему их.

Но такое истолкование учения Гердера было бы неправомер­ но. Самое главное в нем то, что различия между социальными и политическими институтами разных рас основываются не на исто­

рическом опыте каждой расы,

но на ее внутренних психологиче­

ских особенностях, а эта точка зрения фатальна для правильного

понимания

истории.

Отличия

между разными

культурами, как,

например,

отличия

культуры средневековья от

культуры Возрож­

дения, не могут быть поняты

в свете этой теории как историче­

ские отличия. Они

и напоминают отличия, сущест­

вующие между сообществами пчел и муравьев. Человеческая

при­

рода была разделена, но она все еще остается человеческой

при­

родой, все еще

природой,

а не духом. С точки зрения практиче­

ской политики

это значит,

что задача создания или усовершенст-