Добавил:
Лечебный факультет Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Секреты успеха в учебе. Просвещение студентов. / Колмаков В.Б. Век просвещения. Хроника двух семестров 2018

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
799.13 Кб
Скачать

Второй семестр

ситет год от года становится все беднее и беднее. Не хватает денег на бумагу для вкладышей? Интересно, почему именно такая сумма? Кстати, ректор или проректоры тоже приносят туда аналогичную сумму? Не верю, да и никто не верит, о чем свидетельствуют многочисленные разговоры с коллегами.

30 марта

На факультете журналистики все курсы литературы сокращены, и мировой, и русской. Студенты и так мало читали, теперь будут еще меньше. Когда я спрашиваю, читали ли они то или иное произведение, обычно отвечают, что его нет в программе. Я тогда спрашиваю, а если они не значились в программе, прочли ли они эти книги или нет?

Потом я спросил, какие газеты они читают? Все-таки факультет журналистики. Оказалось, что не читают никаких, даже в электронном виде. Названия газет знают, но не читают. Я тогда вспомнил старую сцену из «Обломова» и привел ее по памяти, а здесь выписал дословно. Итак, Штольц, придя к Обломову, спросил: «Читаешь ли ты газеты?

Нет, печать мелка, портит глаза… и нет надобности: если есть что-нибудь новое, целый день со всех сторон только и слышишь об этом.

Помилуй, Илья! – сказал Штольц, обратив на Обломова изумленный взгляд».

31 марта

На сайте университета сообщают, что в главном корпусе заседала комиссия «по отбору студентов для участия в обменных программах». Оказывается, желающих поехать учиться в течение семестра оказалось 40 человек, из них выбрали 27, которые и отправятся в вузы-партнеры в разные страны – от Китая до Испании. Много это или мало? Если учесть, что у нас обучается 21 тысяча студентов (как сообщается на нашем сайте), то всего 0,1 %. И это весь итог подписания Болонских соглашений, которые запустили реформу унификации систем образования?

131

Век «просвещения»

Глава III,

повествующая о том, что зарплату задерживают, но при этом выдают 800 рублей от профсоюза. Далее говорится о том, что происходит на кафедре и где бродят студенты, не посещающие занятия. В этой главе дается подробная инструкция, как оформлять документы на конкурс. Наконец, речь заходит об информационной войне, в которой студенты пока что на нашей стороне. А после немного говорится о практике социализма, о том, можно ли выгнать студента с лекции, равно как о грядущих выборах ректора и их перспективе.

1 апреля

Мой коллега Роман Петрович рассказал, что он не так давно читал лекцию в Липецком университете, на которой присутствовало 150 человек, и никто не задал ни единого вопроса. Поразительно! Неужели всем все ясно? Сначала я думал, что это только меня не спрашивают. Оказывается, так происходит у всех коллег. Очень редко бывают исключения, но в таком случае вопросы задают, как говорится, «за жизнь».

Сегодня читал лекцию об экзистенциализме, в частности рассказывал о Мартине Хайдеггере. Он был одним из сравнительно немногих деятелей немецкой культуры, кто остался

врейхе и работал на нацистов, сам вступив в НСДАП. Я назвал несколько имен деятелей немецкой культуры, кто остался

врейхе и сотрудничал с нацистами – Герберт фон Караян, Лени Рифеншталь, Марика Рёкк. Никто не знал, кто это такие.

Марика Рёкк играла в фильме «Девушка твоей мечты», в том самом, что Штирлиц много раз смотрел, ожидая связника,

– закончил я в надежде, что вспомнят героя Юлиана Семенова. В аудитории повисла тишина, никто не знал, кто такой Штирлиц. Вообще к экзистенциализму всегда был большой интерес, это же философия индивидуального человеческого бытия, и обращена она непосредственно к человеку. Наша интеллигенция при социализме буквально исповедовала экзистенциализм, так как признавала мир абсурдным. Помню, как в середине 80-х мне дали почитать самиздатовский «Миф о Сизифе».

132

Второй семестр

2 апреля

В начале нынешнего века преподавателям ввели доплату на книги, которая составляла 200 рублей, и получали ее вместе с зарплатой по отдельной ведомости. Сначала это радовало, но потом ввиду роста цен на эти деньги стало невозможно купить не только книгу, но даже треть книги, если так можно выразиться. К концу нулевых эта подачка стала и вовсе унизительной и ее, формально не отменив, включили в зарплату.

4 апреля

Нам сообщили, что следует начинать процесс выдвижения кандидатов в ректоры. Правом выдвижения обладают ученые советы факультетов, кафедры, а также возможны самовыдвижения. У нас скорее всего соберется ученый совет и выдвинет нынешнего ректора. Выборы есть, интриги нет.

На следующей неделе начинается научная сессия. Если кафедральная сессия еще как-то понятна, хотя все знают, что каждый может сказать, то факультетская представляется анахронизмом. На пленарном факультетском заседании кто-то делает длинный доклад, а явка туда является обязательной. Это, конечно, нонсенс.

6 апреля

После занятий поехал в главный корпус получить зарплату. Но денег не выдали, оказывается, их просто нет. Поспрашивал знакомых, что слышно, говорят, что казначейство не перечислило нужную сумму, поэтому на этой неделе ждать денег смысла нет. А что будет на следующей – неизвестно. Но вот что неприятно, никто из начальства даже не удосужился объяснить, что случилось, сколько это продлится, и что они делают, чтобы решить проблему. Сначала я подумал, что денег не выдают тем, кто не имеет карты, а обладателям карт получку перевели. Нет, они тоже не получили и сидят без денег. Меня спасает пенсия, а если бы ее не было, как жить? Ведь накоплений никаких, ноль без палочки.

133

Век «просвещения»

7 апреля

Сегодня Благовещение. Прочитал лекцию и провел рутинный семинар. По-прежнему удивляет темнота молодых людей. Пришлось объяснять, что такое Благовещение – никто в группе не знал.

Сегодня утром мне позвонили из деканата и попросили, чтобы я зашел получить восемьсот рублей от профкома.

– Это вместо зарплаты? – поинтересовался я. Секретарь факультета оценила шутку.

Зарплату не дали потому, что, как выяснилось, деньги не перевело федеральное казначейство. Это плохой знак во многих смыслах. Во-первых, смахивает на саботаж, потому что перед грядущими выборами в Госдуму задерживать выдачу зарплаты опасно. Во-вторых, это говорит о качестве управления экономикой – не могут ее запустить так, чтобы она набирала обороты, не могут собирать налоги, много чего не могут.

10 апреля

В былые годы почти все мы на свою кафедру приходили охотно, туда шли, потому что можно было пообщаться, обсудить новости, побыть в кругу знающих единомышленников, да

ипросто услышать новый анекдот. Закончив занятия, сразу домой почти никто не уходил, словом, кафедра была вторым домом. Этому способствовало и то, что лет тридцать назад у нас работало много молодежи, казалось, что все впереди, да и действительно, в обществе назревали перемены. Никто, правда,

идогадаться не мог, во что это выльется, все попытки умных людей напомнить, что революции делают одни люди, к власти приходят другие, а плоды пожинают третьи, отвергались как наивные. Хотя опыт и Великой французской революции, и нашей, Октябрьской, конечно же, имелся. Иногда на кафедре выпивали, в основном по праздникам. Системные выпивки стали непременной частью кафедральной жизни в девяностых, когда всех придавили реформы – разрушение социализма сказалось разрушительно и на людях. Сейчас на кафедре пусто. Понятно, что мы постарели, но и молодежь другая, кафедра более не является местом общения, местом встреч с единомышленниками.

134

Второй семестр

У меня часто возникает вопрос: являются ли наука и преподавание главным для тех, кто у нас работает?

11 апреля

Сегодня участвовал в проведении научной сессии студентов – был одним из ведущих. Это ежегодное мероприятие, к которому издается брошюра со списками выступающих по факультетам. Сессия философского отделения нашего факультета собрала человек двадцать, из них семь докладчиков. Приятно удивила одна студентка, которая вышла и доходчиво рассказала о серьезной проблеме в философии Ницше. В отличие от других она не читала, а свободно говорила, демонстрируя не только умение излагать мысли вслух, но излагать мысли, имеющие содержание. Остальные читали свои доклады, и среди них было два-три интересных, подающих надежду. И это хорошо. Неважно то, что докладчики одни девушки, среди которых затесался один первокурсник. После проведения сессии по всем кафедрам факультета будут определены призеры, которых наградят. Максимальная премия – полторы тысячи рублей.

12 апреля

Посмотрел очень интересный фильм Анны Меликян «Про любовь». Он сделан недавно, это о молодежи, о превратностях любви, о мире симулякров, в котором живет современный мир. Симулякры многолики. Часть молодых людей играет в героев японских мультфильмов, при этом реальная жизнь им недоступна, они не могут быть самими собой и существуют только как симулякры. Они и любят друг друга (вернее, сношаются) только как симулякры, а не реальные люди. А когда пытаются познакомиться без японских масок – ничего не выходит, они даже не могут узнать друг друга. В прошлом году я видел сбор этих ряженых неподалеку от Театра оперы и балета. Они манерничали, смеялись, принимали различные позы, словом, жили в своем придуманном мире и не хотели замечать другого мира рядом. Вполне возможно, что в придуманном мире им легче живется, но живется ли от этого реальному миру легче?

135

Век «просвещения»

14 апреля

Срок моего контракта с университетом в этом году истекает, и если я хочу продолжить работу, надо пройти через процедуру конкурса, что внешне выражается в оформлении бумаг. Но для того чтобы их оформить, нужна не только смекалка, но и выдержка, а также понимание того, что, по старинному выражению, «у нас в России всякая бумага свое течение имеет». Исходя из многолетнего опыта, я определил список шагов, которые мне следует предпринять, дабы пройти конкурс и быть избранным на следующий срок.

Сначала я составил список опубликованных мной работ на особом бланке. Этот список надо отнести в библиотеку, где библиографы его изучат и, установив, что я себе ничего не приписываю, поставят свой штамп. После этого мне предстоит найти ученого секретаря факультета (благо она работает на соседней кафедре), получить ее подпись, а затем поставить факультетскую печать в деканате.

К списку работ прилагается заявление, форма его имеется, так что написать его не представляет никакой сложности. Обе эти бумаги следует подать в отдел кадров в течение месяца после публикации информации о конкурсе. А публикуется эта информация в университетской газете. Пока документы лежат в отделе кадров, мой отчет будут заслушивать на заседании кафедры.

Вотчете надо указать, какие курсы и на каких факультетах

яведу, сколько за отчетный период опубликовано работ, какие еще обязанности я выполнял. После задают вопросы, а затем кафедра голосует. Из протокола заседания кафедры будет сделана выписка, которую подпишет заведующий. Выписку переправляют на ученый совет факультета, который утверждает (либо отклоняет) принятое решение. Вместе с выпиской из протокола заседания ученого совета факультета документы сдаются в отдел кадров, после чего мне выдается два экземпляра трудового договора.

С ними придется совершить еще один круг сбора подписей. Все начинается с заведующего кафедрой. Его застать не сложно, так или иначе в определенное время он бывает в присутствии.

136

Второй семестр

Затем надо найти декана. Декан наш человек занятой, но попасть к нему на прием не проблема.

Сподписями завкафедрой и декана надлежит отправиться

вотдел охраны труда, который располагается в одном из общежитий. Потом я вернусь в главный корпус, где снова пойду по кабинетам, так как требуется получить еще три подписи. Хождение по кабинетам ни у кого положительных эмоций не вызывает. Я отношусь к этому процессу как к плохой погоде, это природное явление, бороться с которым бессмысленно и вредно: не ходи по косогору – сапоги стопчешь. Только после этого договор сдается в отдел кадров. Дальше он поступает на подпись ректору, и в сентябре и мне выдадут один экземпляр. Это документ, подтверждающий, что я смогу работать в университете еще два года.

Но вот вопрос. Почему каждый из нас, проходящих по конкурсу, должен обивать пороги кабинетов, добывать подписи, хотя на самом деле под бумагами – выписками из протоколов заседания кафедры и совета факультета – уже стоят подписи и декана и завкафедрой. Все остальные подписи, если они действительно нужны, администрация университета могла бы собрать самостоятельно, не заставляя сотрудников унижаться и терять время. Ведь чиновники с легкостью подмахивают бумаги, увидев, что имеются подписи наших начальников. Ну почему так происходит? Главное, непонятно – зачем? Это одна из загадок, разрешить которую ни один здравый смысл не поможет. Но тот же здравый смысл подсказывает, что вся эта канитель с бумагами есть не что иное, как способ изощренного унижения людей, которые не готовы постоять за себя, людей, которые заняты преподаванием и поиском научных истин и которым нет дела до правильного оборота бумаг.

16 апреля

Предпоследнее занятие у бакалавров на философском факультете. Одного студента я в глаза еще не видел, что делать с этим «нетчиком», как говаривали в старину, непонятно.

137

Век «просвещения»

17 апреля

На семинары ходит примерно одна треть группы. Я не сторонник принуждения, во всяком случае, так честнее. Я спрашивал у коллег, которые преподают специальные предметы, о посещении у всех примерно такое же, и оно определяется во многом тем, что на творческом факультете каждый воображает себя гением, полагая, что знание основ не обязательно, а гений может творить и на пустом месте.

18 апреля

Сегодня ездил в библиографический отдел, где заверил список публикаций. Потом нашел секретаря факультета, которая охотно расписалась на моей бумаге, после чего заверил ее подпись в деканате. А далее путь мой лежал в главный корпус в отдел кадров, вернее, в управление кадровой и административной политики, как он теперь громко называется. Я сдал заявление и список работ какой-то даме и отбыл.

19 апреля

На днях была публикована содержательная статья В. Третьякова об информационной войне, которую развернул Запад против России. В этой войне невозможно не участвовать, это «странная» война, она не объявлена открыто, но при этом почти все элементы инфраструктуры противника находятся на нашей территории – это и посольства, и представительства фирм и банков, разного рода образовательные учреждения, корпункты СМИ. Парадокс в том, что все они не могут быть ликвидированы или сильно ограничены в свободе действий. Ведь информационная война ведется в условиях свободы СМИ, отсутствия цензуры и прозрачности границ. Особенность нынешней войны в том, что объем информации, которую Запад обрушивает на нас, многократно превышает объем информации, которую распространяет Россия. Как и во всякой войне, у нас появились свои коллаборационисты, которые перешли на сторону врага, но в условиях информационной войны они действуют на своей территории, и при этом их защищают законы

138

Второй семестр

о правах и свободах. По мысли В. Третьякова, в этом кроется решающая опасность в информационной войне. Кроме того, оружие, используемое в информационной войне, приносит удовольствие, например кино, и влияет на смотрящих независимо от их воли.

По этим причинам отражать информационную агрессию гораздо сложнее, чем обычную. Поэтому В. Третьяков пишет о задачах России в развернутой информационной войне. Прежде всего, следует потеснить монополию Запада на рынке массовой культуры, то есть осуществить экспансию в мировом информационном пространстве, которое обращено в первую очередь к молодежи. Пора приступить к созданию «русского Голливуда»

– 75 % фильмов, идущих у нас – западные, и никакая страна при таком проценте не может считать себя свободной и независимой. Следует создавать свои блокбастеры на самые актуальные, горячие темы, причем делать это, не жалея времени и денег. В целом же следует разработать общенациональную информационную программу, потому что война против России идет, и никто отменять ее не собирается.

20 апреля

В одной из групп разговорились об информационной войне.

Язадал вопрос, с кем же у нас информационная война? Повисла тягостная пауза, потом все же кто-то сказал, что с

Америкой.

– А вы на чьей стороне? – спросил я.

Выяснилось, что на нашей. Это неплохо, но большинство, кажется, не подозревает, будучи журналистами, что война идет полным ходом. Я объяснил, что надо уметь в ней участвовать, если нам небезразлична судьба Родины.

Кто-то спросил насчет «Эха Москвы» и «Дождя». Я объяснил, что они «играют» на стороне Запада, и что кроме них «Новая газета», «Слон» и еще с десяток сайтов служат тем, кто ненавидит Россию. Органов этих не так много, но они есть, что отражает отсутствие единства в нашем правящем классе, часть которого смотрит на Запад широко раскрытыми глазами. Там

они хранят капиталы, отдыхают, обучают детей, а Россию рас139

Век «просвещения»

сматривают как место для извлечения денег, чтобы перекачивать их на Запад.

21 апреля

Разговаривал со студентами о социализме, о настоящем и образе будущего. Попутно пришлось объяснить, что социализм в отличие от нынешнего строя создал сильное социальное государство. В пример привел текст, найденный в Интернете, теперь не упомню где. Привожу его ниже.

В СССР государство было действительно эффективным собственником, умело управляло активами и рабочей силой, а также всей социальной сферой. Простой пример из Интернета: в Кузбассе, скажем, имелось десять шахт. На каждой шахте работала тысяча рабочих. Пять шахт давали уголь себестоимостью в рубль. Три – по пять рублей. И две – по десять рублей. Средняя себестоимость – 4 рубля. Государство покупало уголь по 5 рублей, что давало прибыль, и предприятие кормило десять тысяч рабочих, оплачивало детсады, пионерлагеря, профилактории и т. д. Целый город живет, растет и трудится.

СССР кончился, пришел «эффективный» бизнесмен. С ходу закрыл две «убыточные» шахты, немного подумал, закрыл три «нерентабельные». Пять тысяч шахтеров – на улицу. Рабсилы много – можно снизить зарплату. Лагеря и профилактории? Убыточно, персонал выброшен на улицу, территории и строения списываются с баланса и продаются за гроши другим «эффективным» менеджерам, там будут построены рентабельные бордели, казино и т. п. С пяти закрытых шахт срезаются металлоконструкции и все, что можно продать, шахты затоплены и восстановлению не подлежат. На пяти открытых шахтах перестают следить за техникой безопасности (а зачем? это дорого, а шахтер все равно полезет, ибо больше работать негде), и уголь щедро поливается кровью. Через десять лет эти шахты выработаны хищническими темпами и закрыты. И что мы имеем? Некогда процветающий город обнищал и разваливается, в нем безработица 90 %, цветут преступность, наркомания и проституция... А «эффективный» менеджер сложил на загрансчетах

свой миллиард долларов и уехал на Канары. 140