Добавил:
Лечебный факультет Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Секреты успеха в учебе. Просвещение студентов. / Колмаков В.Б. Век просвещения. Хроника двух семестров 2018

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
799.13 Кб
Скачать

Первый семестр

дят почти все, количество студентов на лекциях начнет уменьшаться и к середине семестра дойдёт примерно до двух третей от состава курса. Одни ходят постоянно, остальным либо лень, либо неинтересно, либо и то, и другое вместе.

3 сентября

Сегодня вводный семинар в одной из групп. Вчерашние школьники производят неплохое впечатление, задают вопросы, не стесняются высказывать собственное мнение. Я спросил, сколько у них занятий в четверг? Оказалось, четыре пары. То есть студенты приходят к 9.45 и заканчивают к 17 часам. А когда книги читать? Когда ходить на свидание, готовиться к семинарам? И потом: попробуйте посидеть на жестких, сделанных без учета линии Акерблома скамьях, спина заболит. А они сидят. А потом мы удивляемся, почему они не ходят на занятия или почему у многих возникают различные болезни.

Это сейчас все сидят на скамьях. А в начале 90-х гг. на факультете журналистики вдруг из аудиторий исчезли почти все стулья. Доходило до того, что декан самолично распределял стулья по аудиториям. Приходишь проводить занятия, а студенты не сидят за столами, а стоят – сесть не на что. Оказалось, что стулья перекочевали в общежитие, благо оно было связано переходом с корпусом. Куда они девались оттуда – неизвестно, вполне возможно, что их продавали те, кто работал в общежитии, какую-то часть присвоили студенты. Время было полуголодное, зарплат почти не платили, не говоря о стипендиях, вот и решили подзаработать… В результате занятия приходилось отменять.

4 сентября

В середине дня ходил в университетскую кассу получать деньги, заработанные за истекшую неделю. Интересно, как они считают? Я получил на руки 650 рублей с копейками. На эти деньги в принципе я должен жить до 20 сентября, когда последует аванс. Конечно, скажут мне, не надо было тратить отпускные, следовало рассчитать, и тогда было бы на что жить. Верно. Но в университете каждый год 5 сентября давали полоклада, а в этом году – нет. А интересно, почему? Ректорат и прочие начальники

11

Век «просвещения»

легко проживут на свои зарплаты и до 20 октября, а как быть рядовым, тем, на ком, собственно, держится учебный процесс?

5 сентября

Вчера звонил Игорю Красову, профессору экономического факультета. Он клянет писанину, составление бесчисленных программ, аннотаций и прочей бумажной дребедени, которую настоятельно требуют сверху. Кому она нужна? Под эту сурдинку высшее образование деградирует. На мои ламентации о хронической темноте студентов он ответил с прямотой римлянина: «Ничего, Борисыч, погоди, скоро перейдем на двухгодичное образование!». Говорит, что невмоготу, хочет уйти с заведования кафедрой, не может больше видеть бессмысленное коловращение бумаг. Я его понимаю.

6 сентября

Вчера звонили из деканата, секретарь факультета попросила назначить день пересдачи экзамена. Посмотрим, сколько человек придет сдавать. В отличие от других коллег я не принимаю экзамены по десять раз. Если на экзамене получена двойка, следует пересдача, если и здесь неуд, то назначается комиссия. А дальше в случае двойки следует отчисление. И хотя студенты это знают, на первую пересдачу приходят единицы, остальные выжидают. Посмотрим, что будет в этот раз.

7 сентября

Сегодня лекция. Студентов много, слушают внимательно, на семинаре спрашивают, как будет проходить коллоквиум, открывающий возможность получения экзамена «автоматом». Объяснил: коллоквиум проходит в устной форме, я задаю вопросы по лекциям и учебнику, предварительно все вопросы будут разобраны на семинарах. Кто сдаст на все пятерки, поставлю «автомат», впрочем, так же могу поставить четверку и тройку – тоже «автоматом».

8 сентября

Вчера после лекции о христианской этике одна девушка все домогалась у меня, чем же так плох эгоизм. Объяснил, что эгоизм

12

Первый семестр

– это себялюбие, когда на других попросту наплевать. Все равно, говорит, непонятно, чем же он плох? На кафедре обсуждают грядущую аккредитацию. Якобы приедет иногородняя комиссия, которая будет проверять бумаги. Поэтому все кафедральные бумаги должны быть в порядке, а это много томов. Смысл этих проверок неочевиден. Нас стремятся подогнать под западные стандарты, при этом призывают к тому, чтобы бумаг было как можно меньше, для чего вводят электронный бумагооборот. Но бумаг меньше не становится. Наоборот, количество их растет. Мы некогда ругали советскую власть за бумажную волокиту. Но это были цветочки по сравнению с тем, что мы получили.

В связи с аккредитацией еще 3 сентября получил письмо из деканата. В нем указывается, что до 10 сентября надо выставить свои программы на учебном портале со странным названием Moodle. При этом «программа должна быть подписана заведующим кафедрой, а самое главное – компетенции должны совпадать с теми, что указаны в планах». Я написал ответ, в котором спросил, какая подпись имеется в виду – электронная или простая. Но ответа не получил, хотя для того, чтобы упорядочить все бумаги – программы, аннотации, учебные планы и пр. – факультет нанял специального человека, который только этим и занимается. То есть бумаг стало столько, что секретарь и замдекана по учебной работе не в силах одолеть этот бумажный вал.

10 сентября

Вопрос о воссоединении Крыма с Россией разделил преподавательское сообщество на две части. В меньшинстве те, кто говорят, что это аннексия и уподобляют ситуацию аншлюсу Австрии в 1938 году. Им кажется, что на Украину напали, и что к этому привело отсутствие демократии в России, и то, что Путин – тиран. Разговор о демократии сводится для них к тому, насколько западные ценности и институты применимы в России. Мне сдается, что не все и не всегда, при этом следует помнить, что у нас любой генсек или президент, каким бы он ни был, все равно выполняет функции монарха.

Предположим, в 1991 г. Ельцин с полупьяну потребовал бы у Кравчука Крым, и тот отдал бы его, тогда все бы сказали, что так 13

Век «просвещения»

и надо, Крым наш. Теперь, когда большинство жителей Крыма проголосовали за воссоединение с Россией, наши либералы говорят, что Крым должен остаться в составе Украины. У меня много вопросов к президенту, но позиция по Крыму мне представляется верной. К сожалению, либералы не хотят думать об интересах России, им давай демократию, и все тут.

12 сентября

Сегодня с утра принимал экзамен – сдают провалившие экзамены в летнюю сессию. Итог: две двойки, две четверки, остальные тройки. Собственно, ничего неожиданного. Студент по фамилии Середин долго готовился, попросился выйти, потом вернулся и начал отвечать. По первому вопросу о философском понимании сознания ответа я не услышал. Второй вопрос был «философия постмодернизма». Я спросил, в каком веке возник постмодернизм? Он долго шевелил губами, а потом сказал, что в семнадцатом.

– Не могли бы вы в таком случае назвать имена философов, которые формировали эту философию?

Тут он честно признался, что не знает, и согласился с оценкой – два балла.

Интереса ради посмотрел листы ответа тех, кто получил двойки. Вот что написал неуч Середин: «Постмодернизм – это сближение философии не с наукой, а с искусством. То есть раньше философию сравнивали и ровняли по науке. С приходом постмодернизма стали проводиться литературные вечера, все стало намного проще». Из всей этой галиматьи можно согласиться только с последним – действительно, все стало намного проще.

В этом году как никогда стала заметна деградация студентов. Среди тех, кто учится, всегда есть лентяи, пришедшие в университет потусоваться и себя показать. Есть и стремящиеся к знаниям, желающие расширить свой мир, овладеть профессией, умеющие трудиться. Но таких становится с каждым годом все меньше и меньше. Преобладают те, кто почти ничего не делает, имитируя учебный процесс. Именно эти люди не сдали летом экзамен, а многие просто не явились, не будучи допущенными 14

Первый семестр

к сессии. Факт, что на факультете обретается уйма случайных людей, выясняется довольно быстро, уже после первой сессии. Некоторых отчисляют, другие едва учатся, на тройках переползая с курса на курс. Можно долго сетовать на то, что студенты не хотят учиться, но мы работаем именно с теми, кто есть. Других писателей, как говаривал т. Сталин, у меня для вас нет.

14 сентября

Переворот 2014 года и последовавший за ним распад власти привел к жесткому кризису украинского государства. Оказалось, что оно самостоятельно существовать в течение длительного исторического времени неспособно, потому начался распад – отложился Крым, где был проведен референдум, заявили об автономии Луганск и Донецк. Украина не имеет собственной истории, она всегда была частью белее значимого политического целого – Польши, Австро-Венгрии, Германии и России. Со времен распада Киевской Руси малороссийская элита всегда искала покровителя на стороне. В то же время Россия не могла допустить возникновения на своей границе государства, населенного единоверцами, но политически тяготеющего к Западу, который долгое время олицетворяли Польша и Швеция.

Те, кто правят в Киеве, действуют в высшей степени исторически недальновидно, потому как не понимают, что потеря этих территорий в геополитическом смысле означает историческое поражение России. Вот почему Москва этого просто не допустит. Нельзя забывать, что более 50 % населения на Украине числят себя русскими, они говорят по-русски, читают и пишут, считают русский язык родным и не желают превращаться в украинцев, на чем настаивают власти Киева. Последние лет 1015 киевские власти активизировали украинизацию населения. Этот процесс подогревается пропагандой украинского мифа, в

котором центральной является идея внешнего врага – сначала это были поляки, а потом москали. В бедах Украины виноваты все, кроме украинцев. Своего, положительного мифа, который

задавал бы метафизические ценности, на Украине нет.

15

Век «просвещения»

15 сентября

Сегодня на сайте университета пресс-служба опубликовала радостное сообщение, что наша alma mater входит в очередной рейтинг, в котором занимает 701-е место. И это несмотря на то, как они пишут, что университет не получает денег на развитие международной конкурентоспособности. Ну что нам эти рейтинги? В аудитории, где я читаю лекции, который год не закрывается дверь. Чтобы ее притворить, студенты подкладывают тряпку для стирания мела. Отражает ли рейтинг качество содержания аудиторий, их пригодность для работы и учебы?

Несколько лет назад началась подковерная, а потом и явная борьба за то, чтобы присвоить нашему вузу статус федерального университета. Но с течением времени из Москвы дали знать, что рассчитывать на это не приходится, и мы в число 10 федеральных университетов не попали. Тогда ректорат включился в борьбу за то, чтобы войти в состав 29 национальных исследовательских университетов, но и это не удалось. Осталось теперь побороться за то, чтобы стать опорным многопрофильным региональным университетом. Интересно, что это значит? Особенно многопрофильный. Ведь университет и так по своей сути многопрофильное учебное заведение. Кроме того, как-то ректор поведал, что чуть ли не 50 % наших выпускников не работает по специальности. Хорош КПД! Получается, что добрая половина заведений высшей школы работает вхолостую.

Всем, кто интересуется, хорошо известно, как составляются рейтинги, почему русские вузы, хоть ты тресни, никогда, даже если заслуживают, не будут наверху. И авторитет агентств, составляющих перечни, вызывает у многих экспертов сомнения. 701-е место говорит само за себя, тут радоваться вряд ли стоит. Это мнимый престиж, который на самом деле никого не интересует, кроме тех, кто умудряется сохранять простодушие.

16 сентября

Все разговоры на кафедре вертятся вокруг приезжающей комиссии, которая с понедельника начнет проверку. Официальная цель аккредитации в том, чтобы установить соответ-

16

Первый семестр

ствие нашего вуза неким требованиям или стандартам. Но, похоже, существуют и иные цели – сделать вузовский бизнес (а это бизнес) более эффективным, для чего требуется сократить количество субсидируемых направлений и профилей. То есть формально это проверка качества работы. Но проверяют не работу, а бумаги. Аккредитация сопровождается массовым очковтирательством и имитацией, в результате чего создаются замечательные симулякры, то есть знаки, которые замещают действительность, которые сами стали действительностью.

Создание симулякров – процесс отработанный. Скажем, чтобы проверяющий написал отчет, ему надо провести на факультете как минимум неделю, углубиться в бумаги, поговорить с людьми, должны быть в идеале проведены тесты. Но проверяющему пишут отчет те, кого он проверяет. Это считается нормой, потому что ежели ему надо было бы писать отчет самому, проверка должна длиться не менее месяца. Никто такого времени не отпустит. Проверка обходится дорого, поэтому идут по пути наименьшего сопротивления, но и проверяемые идут по тому же пути – создают симулякры. Кстати, за это платят. Утверждают, что те, кто писал множество бумаг, прежде всего деканы, их замы и завкафедрами, получат по 3000 рублей.

Оказывается, приезжает группа из 43 человек, которая будет проверять все специальности, а также работу филиалов. Во сколько же все это обойдется государству? Я имею в виду не только деньги, но прежде всего потерю времени сотнями людей, которые могли бы потратить его более продуктивно.

Понимают ли те, кто планируют такие проверки, что они предельно формальны, и что при желании можно очень грамотно втереть очки любому проверяющему? Конечно, понимают. Зачем же тогда проводят? А потому что высшее образование – это бизнес, мы теперь оказываем образовательные услуги. И от этих проверок, которые громко называют аккредитацией, не откажутся, потому что сами реформы высшего образования есть настоящий и хорошо отлаженный бизнес. Поэтому на самом деле при всех трескучих фразах цель высшего образования

– получение прибыли.

17

Век «просвещения»

В университете я не встречал еще ни одного человека, который понимал бы, зачем все это делается и который не трактовал бы всю эту кутерьму под названием аккредитация ругательно. А цель очевидна – оптимизация, то есть сокращение, как говорят экономисты, через слияние и поглощение. Впрочем, нет худа без добра. Внешнего порядка станет побольше, сегодня например, красили стены на первом этаже во всем корпусе, отчего в коридорах стоял стойкий запах краски. Но стены блистают.

17 сентября

Выйдя из корпуса, встретил замдекана. Она искренне болеет за факультет, днюет и ночует на работе. Конечно, она спросила, разместил ли я на образовательном сайте программы? Я должен был сделать это дней 10 назад, но у меня нашлась отговорка

– мне никто не ответил на вопрос. Понятно, что это несерьезно, но я не могу понять, зачем все это нужно. Выяснилось, что подпись нужна не электронная, а простая, затем текст следует сканировать и разместить на учебном портале, откуда программы распечатают. Интересно, а зачем распечатывать, если они есть в интернете?

Замдекана так разволновалась, что я не сделал задание к сроку, что мне стало ее жалко. Я поразился преданности работе, которой сам не обладаю. Наверно, потому что не вижу мотивации для создания симулякров и не готов по любому приказу или прихоти непонятно кого тратить время на глупости. Замдекана бросила на меня печальный взгляд как на погибшего, не имеющего ни малейшего шанса человека, повернулась и пошла по направлению к нашему корпусу. Вечером отослал исправленную программу на журфак. Суета завершилась.

18 сентября

С утра я пришел на кафедру, заполнил журнал, индивидуальный план, и тут пришел шеф. Разговор зашел про злосчастную проверку и я, конечно, задал риторический вопрос насчет того, кому нужна аккредитация.

Кому нужно, имени назвать не могу, но диагноз поставлю,

ответил шеф. – Это постмодерн, или шизофрения в высшей

18

Первый семестр

школе. Все видят и понимают глупость и дикость, но все делают, создают симулякры. Смысла в этом нет, потому что без обеспеченности всей этой кутерьмы деньгами получится только пустословие. Но русский человек, чего только не испытавший, легко обойдет эту глупость и придумает ответные меры. Ты помнишь, как началась борьба с пьянкой в 1985-м?

Я кивнул.

– Так вот, справляли мы юбилей одного коллеги, ему тогда 60 лет исполнилось. Все это мероприятие проходило в каком-то кафе, а выпивку на стол уже не подавали. А как праздновать? Выход нашли простой. На столе стояли чайники, якобы с чаем, а на самом деле с водкой, и все наливали как бы воду в стаканы. По форме все соблюдено, а содержание то, что надо. Так и здесь, найдем выход.

Я с легким сердцем покинул кафедру и отправился за деньгами в главный корпус. Сегодня аванс, выдадут то, что заработано в сентябре. В кассу я был вторым, за мной почти никто не занимал. В аванс людей меньше, некоторые получают на карту, другие раз в месяц, а вот в «получку» народа много. Нам ли, выстоявшим в страшных очередях эпохи социализма, горевать по поводу потерянного времени? Я и не такие очереди видел.

19 сентября

Истоки реформы высшего образования уходят в начало 90-х, когда пришедшая к власти элита была уверена, что мы проиграли Западу, и поэтому побежденным следует перенять формы жизни победителя, в том числе и систему высшего образования. Поэтому образование перешло на коммерческую основу и наряду с высококачественными «продуктами» моментально наводнило «прилавки» подделками, которые не так уж и дешевы.

Переход на систему тестов привел к тому, что школа занимается натаскиванием вместо того, чтобы обучать мыслить, устно и письменно, расширять системно кругозор с опорой на русскую и мировую классику. Именно поэтому почти ничего положительного из реформы высшей, да и средней школы пока не выходит. Резко упал социальный статус преподавателей, сни-

19

Век «просвещения»

зился образовательный и культурный уровень студенчества, сократилось бюджетное финансирование. Все время увеличивается плата за обучение. Как грибы после дождя выросли фиктивные вузы, в которых все выпускники средней школы теперь могут получить высшее образование. Высшее образование стало массовым, но ничто массовое в социальной сфере не может иметь высокое качество.

20 сентября

Готовясь к лекции, читал Эрнста Юнгера, классика немецкой литературы прошлого века, и нашел удивительное высказывание, сделанное много десятилетий назад, но звучащее как никогда современно: «Так называемая духовная аристократия или интеллигенция – целая армия чрезвычайно гибких и бессовестных работников умственного труда – систематически разрушает веру, иронизирует по поводу героизма, пытается похоронить человеческое достоинство».

Во времена социализма считалось хорошим тоном, обсуждая сложности жизни в виде очередей, блата и пр., резюмировать так: «страна дураков» или «дурдом». И никто на это не возражал. Но и это еще не все. По сути дела такая издевка над своей страной была формой русофобии, скрытой или открытой ненависти, недоверия и презрения к русским, которые по сравнению с просвещенной Европой – недолюди, их следует вывести в свет, но не иначе как под присмотром. Мое поколение оказалось заражено подобными взглядами чрезвычайно интенсивно.

Атмосфера, зафиксированная Юнгером, преобладала в нашем университете с конца 80-х, когда началась перестройка. Мы тогда не понимали, что, подрывая тогдашний коммунизм в лице СССР, мы невольно целились в Россию. А когда поняли, было поздно, все рухнуло и погребло нас под обломками. Слава Богу, у нас не было гражданской войны, как в Закавказье или кое-где в Средней Азии. Но миллион с лишним умерших пенсионеров, почти миллион убитых в перестрелках, когда делили собственность – это куда? Сейчас значительная часть интеллигенции таких антигосударственных позиций, кажется, не 20