Добавил:
Лечебный факультет Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Секреты успеха в учебе. Просвещение студентов. / Колмаков В.Б. Век просвещения. Хроника двух семестров 2018

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
799.13 Кб
Скачать

Первый семестр

24 октября

В Москве скончался Борис Яковлевич Пахомов, который в далеком 1975 году взял меня, выпускника исторического факультета, на кафедру философии, где я с тех пор и работаю. Это был очень скромный, спокойный и необыкновенно знающий, а главное, порядочный человек. Не склонный к интригам, он не выдержал давления, что оказывали на него университетские власти, и прежде всего партком, и в 1976 году покинул наш город, чтобы стать завкафедрой философии МИФИ – солидной фирмы, где он проработал 40 лет.

Царство ему Небесное, да упокоит Господь его душу!

25 октября

Кризис высшего образования во многом вызван неопределенностью в понимании того, чего мы хотим как общество. Лет сорок назад тот же по сути дела вопрос задавал, правда, в иных обстоятельствах, В. Кочетов, его нашумевший роман назывался «Чего же ты хочешь?» Но даже тогда, при социализме, образ будущего имелся, существовала метафизическая цель. Она была утопична, но она была. Ныне у нас нет образа будущего, как нет идеологии. Получается, что отсутствие идеологии еще хуже, чем господство одной единственной. В таком случае при отсутствии метафизических целей, или сверхзадач, каждый определяет для себя вполне физическую цель и стремится к ней, презрев все правила и нормы. Кроме того, вакуум идеологии создает опасный прецедент – общество не имеет духовной опоры, а идеологии нет потому, что никто не может сказать, чего же мы хотим, куда движемся, да и конституция не дозволяет наличие одной идеологии. В этом, кстати, трагедия нашего времени. Без идеологии нельзя, а навязывать ее невозможно. В результате общество пребывает в состоянии движения без развития.

26 октября

Звонили с кафедры, сказали, что надо зайти и взять диссертацию, которую прислали из Волгограда на отзыв. Некая дама написала труд и возжелала его защитить. Сначала работа пока-

41

Век «просвещения»

залась мне интересной, хотя, конечно, любая кандидатская диссертация имеет изъяны, и это понятно. Ведь что такое диссертация? Это всего-навсего квалификационная работа, которая показывает, что ее автор готов работать в науке, и не более того. Начав читать, я обнаружил, что текст разнороден, некоторые страницы написаны автором, и это видно, а некоторые слишком гладкие, что ли. Это значит, что они списаны. Несколько предложений я поместил в поисковик, и он выдал мне ссылки на чужие тексты, откуда автор позаимствовал без кавычек приличные куски текста. Иными словами, своровал. В науке это называется красивым словом «плагиат», который запрещает научная этика.

Мой коллега, читавший работу, пришел к таким же выводам. В результате мы написали отзыв, в котором указали, откуда что списано, и отослали в Волгоград. Диссертацию, понятное дело, к защите не приняли, дама в дальнейшем о себе знать больше не давала. Подозреваю, что она могла найти другой совет, где читают менее внимательно. Многие советы сейчас сидят без дела, аспирантов мало, конвейер защит прошлых лет остался сладким воспоминанием. Поэтому могут принять к защите и списанный текст, надеясь, что в условиях полураспада работа проскочит в ВАКе. Ведь там диссертацию целиком не читают, смотрят заключение Совета, может быть, окинут взором введение и научную новизну. Именно эти части работы шлифуют до блеска. В условиях всеобщей погони за деньгами приобретение кандидатской степени любой ценой становится привычным делом. К чести нашего диссовета следует сказать, что липовых диссертаций в нем не защищают. Бывают работы послабее, бывают посильнее, но таких, что были списаны, вроде бы не было. Во всяком случае, пока.

27 октября

На кафедру пришло расписание кандидатских экзаменов. Они продлятся пять дней. Это своего рода отрицательный рекорд. Раньше в ноябре мы принимали экзамены целый месяц, когда было много аспирантов и соискателей. Теперь институт соискательства по новому закону об образовании исчез, путь в науку людям, которые не могут учиться в очной аспирантуре, закрыт. Аспирантов же мало.

42

Первый семестр

Кандидатские экзамены были придуманы в середине тридцатых годов. На протяжении десятилетий для получения кандидатской степени и защиты диссертации требовалось сдать три экзамена – по специальности, философии и иностранному языку. Строго определенного времени приема не существовало. Экзамены начинались тогда, когда набиралась группа желающих их сдать. Потом, с ростом контингента, определили два срока сдачи – осенью и весной. Осенью в основном сдавали соискатели, а весной аспиранты. Лет семь назад вместо философии был введен экзамен по философии науки, которая возникла в рамках аналитической философии, созданной англосаксами. В самой философии науки ничего плохого нет, это нужное знание, но почему решили заменить философию лишь отдельной философской дисциплиной? Это шаг по уходу от классического университетского образования.

28 октября

На семинаре зашла речь о свободах, демократии и жизни в

СССР. Я объяснил, что демократия Нового времени возникла на основе старой идеи Руссо: общая воля выражает свободу. На это можно, конечно, возразить, что Гитлер пришел к власти вполне демократическим путем. На самом деле демократия – это не цель, это только форма организации политической жизни. К тому же никто никогда не встречал единогласной народной воли. Ведь в современном мире с волей народа очень часто отождествляют волю не большинства, а меньшинства, что не соответствует демократии.

В подтверждение последнего тезиса я привел пример. Например, выборы со свободной явкой являются одним из краеугольных камней демократии, их рассматривают как выражение общей воли. Предположим, что из 100 тыс. имеющих право голоса на выборы пришло 20 %. Из них 35 % отдали голоса одному из кандидатов, остальные кандидаты получили меньше. Это значит, что выигравший получил 7000 голосов. То есть меньшинство определило судьбу большинства. Даже если бы пришло 40 %, то выигравший получил 14000 голосов. Поэтому везде, где есть демократическая система, люди разочаровыва-

43

Век «просвещения»

ются в выборах, с чем связано уменьшение количества принимающих в них участие.

В современном мире демократия из формы политической жизни превратилась в цель и стала ширмой, которой управляет правящий класс. Этой ширме поклоняются либералы. Ведь те, кто у власти, делиться ею никогда не захотят. Именно поэтому демократия выродилась в диктатуру меньшинств, причем маргинальных, а внешняя сторона политики превратилась в шоу-бизнес. Об этом весьма убедительно рассказали в американском фильме «Хвост виляет собакой». Демократия стала управляемой, так как для управления массами в современном мире возникли политические технологии. Это система манипуляций сознанием и поведением людей при помощи СМИ. Поэтому нынешняя демократия есть система сохранения власти правящего класса (прежде всего крупных собственников) – путем внешне демократических процедур.

Разговор вышел интересный, в учебниках обществознания англосаксонская модель демократии рассматривается как священная корова, покушение на которую приравнивается к покушению на свободу.

29 октября

После звонка студенты, как правило, рассаживаются медленно, теряется время в самом начале лекции. В сентябре этого года я вспомнил и процитировал несколько строчек из «Графа Нулина»:

Пора, пора! рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах…

После чего спросил, откуда это? Никто не знал. Одна девушка предположила, что стихи Башлачева. Я ответил, что Пушкин должен был бы гордиться таким сравнением, после чего начал лекцию. Сегодня спросил, может, кто прочитал? Никто так и не удосужился. И это на словесном факультете! Позиция, которую разделяет большинство, проста, как мычание: не знаем и знать

44

Первый семестр

не хотим. Ситуация напоминает разработанную экзистенциалистами идею «действия без надежды на успех»…

30 октября

Вчера прошло очередное заседание Ученого совета. Оказывается, наш университет вступил в борьбу за то, чтобы войти в число опорных региональных вузов, и мы соответствуем основным количественным требованиям. А как быть с качественными? Может статься, мы туда попадем, а если нет? И что будет, если попадем? Что это даст? В чем смысл этой кампании? Ответа можно не ждать, его не будет. Конечно, хочется верить, что ректорат соберет трудовой коллектив и начальство расскажет, что происходит. Но такого не было уже много лет, кажется, со времен перестройки.

Падение часов у тех, кто работал с западными студентами и стажерами, катастрофическое. Раньше приезжали американцы. Нет англичан, нет немцев, нет скандинавов, отношения с ними давно похолодали, так что некоторым преподавателям делать нечего. И это на фоне трубных гласов начальства о множащихся международных контактах и подписанных договорах.

31 октября

Сколько нам требуется специалистов, имеющих философское, историческое, филологическое образование? Кажется, никто этого не знает, нет даже индикативного планирования, а есть погоня за деньгами, что подтверждает простой факт. Из года в год растет набор на юрфак и экономический факультет. Молодежь рвется туда, полагая, что эти профессии напрямик ведут к деньгам и власти. При этом, по официальным данным, 70 % лиц с названным образованием не имеют работы или работают не по специальности. Выпускники нашего факультета тоже испытывают затруднения при устройстве на работу. Большая часть получивших диплом по специальности не работает. Психологам несколько легче, какое-то время они находили работу, а потом, когда спрос удовлетворился, а тучные годы остались позади, ситуация ухудшилась.

45

Век «просвещения»

Глава IV,

заключающая в себе разговор в аудитории на тему свободы и демократии и сопутствующей им толерантности, а также рассуждение, почему студенты не знают иностранных языков. Далее возникает вопрос, почему негра нельзя назвать негром и почему студенты не задают вопросов. Наконец выясняется, о чем говорит философия, почему столь слаб запрос на ученых мужей, а также подчеркивается, что начальство надо знать в лицо, и выясняется, в чем же польза от пребывания за границей.

1 ноября

По воскресеньям я обычно просматриваю лекции, вношу изменения, проверяю логику. Это необходимая работа, поскольку всегда так или иначе появляются мысли о том, как лучше, доходчивей осветить тот или иной вопрос, находятся новые примеры, факты из жизни. Хотя философия – знание неликвидное, она на самом деле близка жизни. При этом она не может быть такой, как в американских колледжах, где преподают, скажем, философию спорта, есть, оказывается, и такая. У нас философия академична, и это хорошо, но ее все время следует сопрягать с жизнью, памятуя известное выражение Пьера Безухова…

2 ноября

На каждом курсе есть один-два человека, для которых «Дождь» или «Эхо Москвы» обладают высшим авторитетом. Один из них, подняв руку, заявил, что демократии у нас нет, а вот на Западе она имеется. На такие ремарки я всегда отвечаю, причем достаточно подробно. Я начал с того, что демократия предполагает наличие политических партий. Но парадокс в том, что партийная система не дает рядовому гражданину почти никаких шансов иметь своего представителя во власти. От того, что какой-нибудь человек со всей семьей каждый раз участвует в голосовании, шансы на учет его интересов равны нулю. Это доказывается тем, что мало кто из нас с легкостью ответит на вопросы: за какую партию он голосовал? Какая пар-

46

Первый семестр

тия лучше других отражает его интересы? Эти вопросы я задал аудитории. Ответом было молчание.

Или такой вопрос: почему при наличии партий олигархи не ходят на выборы? А потому что они им просто не нужны, так как являются самой настоящей ширмой. У олигархов и без того достаточно возможностей провести свой личный интерес. Институт партий устарел и почти полностью переродился в институт скрытого или открытого выражения интересов нескольких группировок. Кроме того, наши политические партии были организованы сверху либо властями, либо богатыми людьми, у них не было своего «героического» прошлого, как некогда у эсеров или большевиков или даже кадетов. Они сразу же перешли в период «глубокого удовлетворения». Поэтому атрибуты демократии, столь привычные на Западе, в России не работают, будучи ширмами, которые прикрывают интересы различных группировок.

А выборы нужны только для легитимности тех, кого избрали. Они могут с гордостью сказать, что их избрал народ. На самом деле выборы – дорогостоящая и весьма громоздкая процедура, и если бы было можно, их давно бы отменили.

В России эти политические формы не могут прижиться, потому что у нас воспроизводится политическая форма, которая свойственна только нам. Некогда у нас были цари, потом их сменили генеральные секретари, потом президенты. Это одна и та же функция, только в разных обстоятельствах. Тогда возникает вопрос, требуется ли нам копировать западные формы, если вопреки им воспроизводятся русские политические традиции?

Наконец, раньше говорили, что при социализме свобод не было, так как выборы были без конкуренции и отсутствовала многопартийность. Теперь все это есть, но снова говорят, что свобод нету. Куда же они делись?

3 ноября

В последней лекции достаточно подробно говорил о толерантности. С одной стороны, в основе толерантности лежит

идея, что свобода выше морали, с другой – тезис, что истина зна47

Век «просвещения»

чения не имеет. Так стали считать потому, что начиная с эпохи Возрождения решили, что истина дается не Богом, но разумом. Поэтому истин должно быть много, и все они имеют право на существование. Получается, что нравственная истина значения не имеет. В таком случае толерантность становится допущением зла и на самом деле выступает как беспринципность. Горе в том, что исчезает внутренний регулятор нравственного поведения – совесть. А внешних регуляторов нет. Они были при социализме, когда за моралью следило государство, партия, комсомол, а сейчас их нет.

Удивительное дело: проповедующие толерантность распространять на себя ее не желают, почему существует жесткий диктат тех, кто утверждает толерантность. Но если я нетолерантен, то те, кто толерантны, в силу своей толерантности должны дать мне возможность быть нетолерантным. Иначе какая же это толерантность? Но ведь этого нет. Слушали внимательно, как оказалось, никто ничего подобного им ранее не говорил.

4 ноября

Сегодня государственный праздник, выходной. Читаю, дописываю статью.

5 ноября

Труд лаборанта неблагодарен, он плохо оплачивается. Зарплата лаборанта едва превышает восемь тысяч рублей. Лаборант все время на виду, все время на кафедру кто-то звонит, приходят студенты, преподаватели, и в это же время лаборанту надо готовить бумаги, в которых желательно не ошибиться, успеть пообедать или попить чай, поговорить с лаборантами с соседних кафедр и просто знакомыми. Бумаг много, количество их растет, впору создавать специальные указатели, как в архиве. Рабочий день нормирован, в отличие от преподавателя, который пришел, прочитал лекцию и ушел. Поэтому на лаборантских местах не задерживаются. Конечно, бывают исключения, когда можно встретить людей, преданных своему делу, но таких все меньше и меньше. Молодые девчонки тоже что-то делают, но положиться на них пока что сложно.

48

Первый семестр

6 ноября

Сегодня прочитал статью нашего ректора в «Вестнике» под названием «Противостоять кризисным тенденциям, не прерывать линию развития», в которой он перечисляет кризисные тенденции в высшем образовании, ссылаясь при этом на речь нашего министра Ливанова на съезде ректоров в 2014 г. Что же это за тенденции? Сокращается число абитуриентов, параллельно на 10 % уменьшается финансирование вузов, и в то же время требуется повышать зарплату работникам высшей школы, на что, понятно, денег в казне не хватает. К этому добавлено, что следует повышать «требования к показателям эффективности и качества деятельности вузов и их аккредитационным показателям».

Если сокращается число выпускников школы, то надо уменьшать набор, это аксиома. В свою очередь, сокращение набора приведет к сокращению профессорско-преподавательско- го состава, чья численность зависит от того, сколько студентов учится. Да, потенциальных студентов вроде бы все меньше и меньше. Но это в ситуации, когда существуют сотни контор, лжевузов, штампующих дипломы за деньги. Если их прикрыть, то возникнут реальные конкурсы в оставшиеся вузы, можно будет выбирать. Но на такие меры не идут, слишком большие деньги там вращаются.

Чтобы изменить ситуацию с зарплатами, которые остаются смехотворными для людей высокой квалификации, требуется политическая воля, потому что в любом случае придется пойти, как выражались во времена перестройки, на непопулярные решения, скажем, ввести прогрессивный подоходный налог. Тогда и требовать можно будет, но не уравнительно, как сейчас, а индивидуально. Критерии оценки труда преподавателей известны во всем мире, но вот их как раз и не перенимают. Понятно, почему.

7 ноября

На последнем семинаре разговор перешел в нравственную плоскость. Сегодня никто не ставит цель стать лучше. Об этом

49

Век «просвещения»

вообще не говорят. Нравственных оценок стараются всячески избегать. Так легче жить и сохранять, как говорят, рабочее состояние. Поэтому люди гонят такие мысли куда подальше. В наше время ставят цель заработать машину и квартиру, добиться уровня жизни, позволяющего отдыхать если не на Корсике, то хотя бы в Турции. Но никто не ставит цель стать лучше, скажем, к тридцати годам. С точки зрения человека общества потребления это нонсенс.

Раньше общество стремилось повлиять на человека: если кто-то в студенческой группе совершал проступок, скажем, напивался и дебоширил, собиралось комсомольское собрание, на котором бедолагу подвергали критике, причем последствия могли быть разными, вплоть до исключения. Но цель-то была одна – не столько наказать, сколько вразумить, чтобы человек раскаялся и понял, что так делать нельзя. Ныне ничего подобного нет, функции наказания и вразумления возложены на полицию, на государство, то есть нравственные отношения подменяются юридическими, и это плохо.

8 ноября

Позвонил шеф, просит принять участие в составлении программы для магистров. Факультет старается завлечь потенциальных обучающихся. Это неплохо, но есть ряд вопросов. Прежде всего, сама идея магистратуры – зачем она нам? Имелась пятилетняя система подготовки специалистов, она работала, можно было ее улучшать, но ее отменили. К бакалавриату добавили два года – магистратуру. Но магистрами может стать от 20 % до 50 % бакалавров, на разных факультетах по-разному. Кроме того предполагается, что магистром может стать любой бакалавр, скажем, ветеринар будет изучать историю, а лингвист будет химиком. Правда, для этого следует сдать экзамен по специальности, но наверняка примут всех подряд, невзирая на знания, так как магистратура по преимуществу платная. Предположим, их начнут учить, но ведь для этого требуется еще фоновое знание, без которого усвоение формул и смыслов если и произойдет, то будет поверхностным.

50