Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konspekty_lektsy1.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
1.99 Mб
Скачать

6.2.5 Развитие рекламной деятельности 50–60–х гг.

Эволюция плакатного мастерства

«Однотипные комбинации знамен, лавровых венков и кремлевских башен»

Плакатный жанр в 50–е годы переживал не лучшие времена. В этом виде творчества особенно заметно сказывались последствия оковывающей атмосферы периода культа личности Сталина. Хотя, как мы уже отмечали, идеологические каноны при Н.С. Хрущеве были смягчены, но все же их оставалось немало. И процесс согласования любого текста и изображения по–прежнему проходил множество инстанций, прежде чем произведение получало разрешение на тиражирование. Прежде всего, это относилась к политико–агитационному плакату. И именно это жанровое ответвление отличалось в 50–е годы наибольшей стандартизированностью и казенностью.

Мастера плакатного творчества не заблуждались относительно этих недостатков своей продукции и стремились их преодолеть. С этой целью были проведены два всесоюзных совещания по плакату в 1952 г. (Киев) и в 1963 г. (Москва), сопровождаемые представи­тельными выставками плакатов различных направлений. Эти вы­ставки наглядно демонстрировали обилие шаблонных, декларатив­ных образов и лозунгов, их напыщенную риторичность и лакировочность. Такая наглядность становилась основанием критических дискуссий на совещаниях и поиска путей преодоления очевидных творческих просчетов. Участники совещаний говорили, что основная беда подобных произведений не только в том, что в них повторялись либо определенная стандартная композиция, либо внешность героя плаката, но и, прежде всего в их однообразном эмоциональном «подтексте». Однажды найденный образ начинал имитироваться, повторяться многими художниками, и неудиви­тельно, что рождался трафарет, который, естественно, раздражал зрителя, вызывая у него неприятие плаката.

Вот это – самое серьезное обстоятельство: произведения, заду­манные в исходном варианте как убеждающие массовую аудиторию в преимуществах социалистического образа жизни, не просто били мимо цели, но порождали эффект бумеранга. Однообразно повторявшиеся лозунги типа «Народ и партия едины», «Строителям коммунизма – слава!» становились цветовым или шрифтовым пятном, лишенным смыслового содержания и вызывавшим раздражение все большего числа рядовых граждан.

По прошествии времени можно с достаточной степенью уве­ренности сказать, что именно подобная топорная наглядная агита­ция стала той ржавчиной, которая начала разъедать коммунистиче­скую идеологию. До краха монолита еще оставалось три десятиле­тия, но трещины в нем постепенно множились – их создавало по­стоянное несовпадение пафосных слов и реальных дел, всепрони­кающая фальшь, в том числе и на плакатных листах. «Особенно явно недостатки проявились в «выборных» плакатах, состоящих из однотипных комбинаций знамен, лавровых венков, кремлевских башен, а несколько позже летящих в космос ракет».

Социальная тематика плакатов

Значительно содержательнее выглядело направление агитационно–рекламного творчества, освещавшее насущную едва ли не самую чувствительную проблему той поры – борьбу за мир и всеобщее разоружение. Талантливый плакатист В. Иванов создает очень светлое, искреннее произведение. Почти все пространство плакатного листа занято изображением девочки–дошкольницы с поднятой рукой, которая отстраняет нависшую угрозу. Текст пре­дельно прост и точен: «Не надо войны!». Бесхитростный сюжет, но вдохновенно исполненный.

Заслуженно всемирную известность получил плакат Н. Чарухина «Пусть всегда будет небо!», стилизованный под детский рису­нок с неуверенными, как бы детской рукой начертанными, буква­ми. На эту тему выразительные композиции создали также Н. Ватолина и Н. Терещенко.

Создавались также плакаты, формирующие установку на здоро­вый образ жизни, агитирующие за спорт и против губительных привычек типа алкоголизма или курения. На Всесоюзной выставке 1963 г. именно эта группа работ вызвала наибольшее одобрение коллег. Было отмечено эмоциональное отторжение, которое у нор­мальных людей вызывает фигура опустившегося человека с потух­шим взглядом на плакате художника А. Андриасяна. Закреплял впечатление текст:

Водкой калечишь не только себя, Сам погибаешь, и гибнет семья.

Концентрированно передает эмоциональный заряд на преодо­ление опасности алкоголизма плакат Б. Решетникова «Ни капли!» (1961): рука взрослого останавливает ребенка, который, любопытст­вуя, собирается испробовать винное зелье. Художник принял дея­тельное участие в интересно задуманном альбоме плакатных произ­ведений, созданных художниками 60–х годов на стихи Владимира Маяковского 1929–1930 гг., посвященных здоровому образу жизни. Издание было предпринято Институтом санитарного просвещения. Наиболее выразительна интерпретация Б. Решетниковым строк Маяковского «Курить бросим – яд в папиросе»: дым зажженной сигареты образует руки невидимого существа, которое смыкает их на горле курящего.

Свежую струю в плакатное творчество второй половины 60–х вносили участники объединения «Агитплакат» при Союзе художни­ков РСФСР. Оно сформировалось в 1956 г. и опиралось на тради­ции «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС» в условиях мирного времени. Этому объединению удавалось наиболее оперативно откликаться на злобу дня.

Продолжал выпускать сатирическую продукцию ленинградский «Боевой карандаш». По итогам выставки плаката 1963 г. рецензент отмечала:

Темы, которые поднимает «Боевой карандаш», всегда конкрет­ны, всегда бьют в определенную цель. Малый формат листов, хо­рошее качество печати – все эти общие для плакатов «Боевого ка­рандаша» качества делают их ясными, доступными и художественно привлекательными. Метафора – одно из сильнейших средств сати­ры, и в «Боевом карандаше» она находит себе самое широкое при­менение.

Однако продукция «Агитплаката» получила в этом отзыве до­вольно отрицательную оценку.

Зрелищные плакаты: выразительность художественных приемов

В наибольшей мере элементы обновления на рубеже 50–60–х годов коснулись зрелищного плаката. Именно здесь после многолетнего перерыва вновь стали использоваться ве­дущие выразительные художественные приемы плакатного творче­ства: гипербола, метафора, гротеск и другие аспекты условности.

Расширение диапазона художест­венных средств и решений в кино­плакате происходило в основном за счет того, что художники уверовали в возможность не только иллюстриро­вать кинофильм (эта задача, конеч­но, не была снята с повестки дня), но и давать его активную интерпре­тацию в формах, отличных от языка кинематографа.

Новые тенденции охватывают твор­чество художников, группирующихся вокруг фабрики «Рекламфильм». Одной из первых работ, преодолевающих ка­ноны плоской натуралистичности, ста­ла кинореклама С. Дацкевича. Его пла­кат к фильму «Дитте – дитя челове­ческое» (1957) решен в подчеркнуто условной манере. Героиня фильма предстает на плакате как неземное, почти прозрачное существо, олицетворяющее легкость, воздушность, в какой–то мере даже эфемерность человеческого бытия.

Контрастна по художественному решению, но сопоставима по изобретательности с плакатом С. Дацкевича работа Б. Зеленского, рекламирующая фильм «Высота»–(1957). В основном плакат решен! Нормативах реалистической традиции – компонентом условности выступают огромные, немыслимые в реальности, буквы названия фильма. На переднем плане главный герой фильма, взгляд которого устремлен ввысь. В целом же произведение выглядит вполне гар­монично и достигает эстетического эффекта.

Специалисты отмечают: «… с Б. Зеленским в советский кино–плакат входит эмоционально насыщенный цвет. Он был первым, кто показал пример объединения в плакате реалистического порт­рета с цветовой условностью». Особо показательно в этом отношении рекламное сопровождение фильма С. Юткевича «Отелло» (1955). Эф­фектное цветовое сочетание ярко–красного и бежевого создает предельный лаконизм и выразительность композиции этого плаката.

Элементы карикатурности, шаржа использует в своих кинопла­катах художник М. Хейфиц. Таковы его работы к фильмам «Поло­сатый рейс» и «Карнавальная ночь».

Молодые авторы (В. Островский, Ю. Царев, В. Каракашев) активно ис­пользуют ранее забытые изобразитель­ные приемы. Их почерк отличают мно­голикая метафоричность, в известной мере – недосказанность. Таковы, на­пример, плакаты к фильмам 60–х «Девять дней одного года» (В. Островский), «Иваново детство» (Ю. Царев), «Бей, барабан!» (В. Каракашев). Именно эта плеяда сформировала в дальнейшем главный настрой плакатного творчест­ва 70–х годов.

Торговые плакаты

Подобно плакату по­литическому это на­правление в 50–е и первой половине 60–х годов не вышло из состояния прямолинейной иллюстративности. Особенности почерка работавших в этой сфере художников Н. Мартынова, В. Трухачева, А. Андреа, различить трудно. Это, как правило, статичные композиции, сложенные из коробок и упаковок рекламируемых продуктов, часть из которых приоткрыта, чтобы зритель мог составить впечатление об их содержимом. На плакате Главрыбсбыта детально, до мельчайших икринок передает консистенцию различных видов черной икры А. Андреади. Если очень долго смотреть на эту картинку, то, пожа­луй, можно вызвать у себя даже вкусовое ощущение рекламируемо­го продукта. Так что прагматичной цели данная работа достигает.

Плакат Н. Мартынова «Советское шампанское – лучшее вино­градное вино» скомпонован по тому же принципу: на переднем плане бутылка шампанского, рядом наполненный бокал и ваза с фруктами. Второй бокал поднимает миловидная, но на редкость безучастно выглядящая женщина, устремившая свой взор не на предмет рекламы, не на зрителя, а в некую отвлеченную даль. От плаката веет холодом многократно повторенного стандарта. Торго­вый плакат этого времени еще не затронули поиски новой вырази­тельности, уже дававшие о себе знать в сфере кинорекламы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]