Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАРОДА И ВЛАСТИ.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

109 История сталинского гулаГа. Т. 6. С. 461.

110 Там же. О. 501.

111 Там же. С. 496.

41

«Просоветская», условно говоря, часть организаторов волне­ний в особых лагерях, добиваясь приезда «московских комис­сий», пыталась восстановить каналы «бюрократической гласно­сти» и найти «всю правду» наверху. Именно поэтому зачинщи­ки постоянно требовали от заключенных соблюдения дисциплины, переговоры вели сдержанно, стремились обеспе­чить полный порядок в зонах, запрещали, например, «любое сведение счетов По личным вопросам или по какому-либо ста* рому, делу», поскольку такие действия «служат на пользу началь­ству лагеря, а не общему делу»112. Дождаться комиссии из Моек* вы, не давая «куму» повода немедленно подавить забастовку силой оружия, лейтмотив действий всех забастовочных коми­тетов.

Закулисные руководители волнений в особых лагерях, в частности, лидеры организованного оуновского подполья, от­нюдь не страдали традиционной русской верой в «доброго царя» и «поддельные грамоты». Зато они умело воспользовались ситуацией, чтобы, во-первых, расширить массовую базу проте­ста, а, во вторых, грворить с властью на понятном ей языке и с наибольшей пользой для себя. Из этого диалога лидеры за­ключенных с самого начала постарались исключить обычных «посредников» — своих естественных и давних врагов, лагер­ную администрацию. По большому счету, люди, организовав­шие выступления или затянутые в них ходом событий и обсто­ятельствами, скорее имитировали верноподданнические чувства и веру в «добрый ЦК». «Масса», которую довольно успешно в ходе волнений «разлагала» тайная агентура МВД и МГБ, была более искренней.

МЯТЕЖНАЯ ИНФЕКЦИЯ И ЕЕ НОСИТЕЛИ

Решающую роль в организации выступлений в особых лаге­рях сыграли сообщества, землячества, группировки и группы заключенных, сложившиеся в предыдущий период истории ГУЛАГа. В оперативных документах, описывающих ход и ис­ход волнений, постоянно встречаются упоминания о наиболее активной части заключенных, тянувших за собой «болото». Украинские националисты, бывшие члены ОУН и УПА, «заклю­ченные-западники», прибалтийские националисты, «уголовный рецидив», польское и немецкое землячества, «чечены», «кавказ­

112 История сталинского гулаГа. Т. 6. С. 326.

80

ские» и восточные группировки, даже «бывшие работники МГБ»'— так определяли официальные документы наиболее ак­тивные группы заключенных.

В Горный, Речной и Степной особые лагеря зачинщики вол­нений чаще всего прибывали с этапами штрафников из очагов бунтовской крамолы. В Горном лагере «мотором» волнений были заключенные, доставленные в Норильск в октябре 1952 г. из Песчаного лагеря. Этап состоял, в основном, из осужденных за повстанческую деятельность в Западной Украине и в Прибалти­ке. Из Казахстана они были вывезены именно «за организацию и участие в массовых беспорядках, неповиновение лагерной ад­министрации», а также за убийства, побеги из лагеря и другие нарушения лагерного режима113. По оперативным данным, укра­инские националисты, составлявшие подавляющее большинство этого этапа, еще в пути следования из Караганды в Норильск организовали некий «повстанческий штаб», а к маю 1953 г. эта группа сумела создать подпольную организацию и начать под­готовку организованного выступления"4.

Этап из Камышевого лагеря, «составленный из отборных го­ловорезов», способствовал возникновению волнений в Речном лагере. Этот этап «внес новую струю дезорганизации ив режи­ме, и в производственной работе, деморализовал и поднял за­таенный враждебный дух среди каторжан». Камышлагбвцы рас­пространяли слухи о том, «как они у себя систематически отка1 зывались от работ, как все саботировали, устраивали забастовки, избиения, убийства. Все эти разговоры быстро осваивались ка­торжанами, и как результат на шахте появились массовые отка­зы от работы...». Позднее, уже в июне 1953, г., в Речлаг прибыла еще одна группа будущих зачинщиков волнений — более двух тысяч человек из Песчаного лагеря.

Начало восстания в Степном лагере также было связано с прибытием нового этапа, в котором оказалось много «заключен-, ных-рецидивистов». Они потребовали разрешить им свободное общение с заключенными-женщинами, содержащимися в сосед­нем лагерном пункте. Получив отказ, организовали массовое не­повиновение, напали на работников администрации и надзор-состава, некоторых избили, и, проломав вход, проникли в жен­скую зону. Однако действительными руководителями волнений, по оперативным данным, стали все-таки не уголовники-рециди­висты, а бывшие оуновцы.