Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ(2011)-ВИНОКУРОВ С.Г., ВИ....docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
3.58 Mб
Скачать
    1. Вопросы кадрового обеспечения инновационного бизнеса

Кризис в экономике России во многом является кризисом менеджмента, поэтому актуальным является формирование новой концепции кадрового обеспечения на различных уровнях ПКДП и менеджмента.

Воспитание руководителей-дженералистов требует разносторонней подготовки, ибо создание СУ и менеджмент предприятий в современных условиях – это междисциплинарные проблемы, требующие фундаментальных знаний в различных областях наук.

Руководители предприятий, на которых в разное время внедрялись СОМ, уже в первое время работы этих СУ или их первоочередных фрагментов обнаруживали, что в их ежедневной деятельности возникает ряд вопросов, решение которых необходимо осуществлять в условиях острого дефицита времени и ресурсов. В этих условиях как раз и необходимы руководители-дженералисты, а отсутствие таковых приводит к тому, что некоторые вопросы решаются частично, с запаздыванием или совсем не решаются, а затем, накапливаясь, это приводит к уже ощутимым потерям. СОМ показывают неупорядоченность БП, персонифицируют ответственность ЛПР, а это вызывает отрицательную реакцию многих сотрудников на саму СУ. Неупорядоченные БП, если не всех, то большинство устраивают (легче "ловить рыбку в мутной воде"), ибо "теневики" на всех уровнях очень живучи.

Можно привести много примеров, когда опыта и знаний руководителям явно не хватает (особенно в современных условиях повышенной динамичности и неопределенности развития экономики и общества). Таким образом, кадровое обеспечение – это серьезная национальная проблема, решение которой позволит отечественному бизнесу перейти из стадии выживания в "догоняющее развитие" и затем далее.

М.Портер, говоря о конкурентных преимуществах, отмечает: "Наше исследование не оставляет сомнений в том, что образование и обучение играют решающую роль в национальном конкурентном преимуществе. Достижение более сложных конкурентных преимуществ и ведение конкуренции в передовых сегментах и передовых отраслях, требуют людских ресурсов, обладающих все более высоким уровнем квалификации. Качество человеческих ресурсов должно постоянно повышаться, если стремиться к повышению уровня развития экономики страны" [215].

В последнее время большинство исследователей сходится во мнении об интеграционной направленности в развитии практически всех сфер человеческой деятельности.

Теоретико-методологическую и инструментальную базу современного менеджмента составляют очень многие научные дисциплины, например, системный анализ, теория организации, теория рынка, экономика и многие ее аспекты, теория систем, кибернетика, синергетика и т.д. Эти науки являются относительно молодыми, оформившимися в последние десятилетия; их общность сама по себе может быть предметом самостоятельного исследования.

Не претендуя на полноту изложения, приведем основные характеристики некоторых из названных наук. Теория организации изучает интеграционные процессы и закономерности их развития. Теория систем изучает сущность целостности, системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого поддерживает его системность. Кибернетика – это наука о менеджменте и связи, она изучает проблемы формирования и передачи результирующих воздействий для достижения заданных состояний системы как определенного уровня ее организации. Синергетика – это наука о «совместной деятельности», изучающая факторы и механизмы воздействия элементов системы для достижения конечных целей.

По определению С. Бира система есть альтернатива хаосу, системность рассматривается как организованность, а система как организация и т.д. Имеется еще ряд интерпретаций этих понятий, суть которых очевидна. Анализ методов менеджмента социально-экономических систем с кибернетических позиций показывает, что при определенных условиях внешние критерии становятся частью СУ, устанавливается гибкая обратная связь между входом и выходом, и система переходит в режим устойчивого развития [99]; такая система становится синергической.

Продуктивные взаимопроникновения различных наук по мере их развития создают проблему идентификации этих наук, что позволяет говорить об актуальности идеи создания единой организационной науки. Выдающийся русский ученый А.А.Богданов еще в начале 20х годов обосновал необходимость создания единой организационной науки – тектологии. Идеи А. А. Богданова, несправедливо забытые ранее, в настоящее время стали востребованными, ибо в кибернетике, теории систем и других науках получены грандиозные результаты, создающие объективные предпосылки для интеграционных процессов. Эти процессы сами по себе являются организационными процессами менеджмента, систематизации знаний, развития науки и практики.

Интеграционный подход позволяет рассматривать менеджмент не как сумму самостоятельных аспектов, а как целостную систему синергически связанных разделов (модулей) знаний.

Одним из важнейших прикладных аспектов такого подхода должно стать совершенствование образования и системы подготовки и переподготовки кадров. В этой области до сих пор наблюдаются несовершенство образовательных стандартов, дублирование, повторы и различного рода противоречия. Учебные программы сегодняшней системы обучения сориентированы на некоего «среднего студента»; ориентируясь на удовлетворение массового спроса, эта система порождает множество неудовлетворенных своим образование людей. Поэтому необходимо, чтобы учебные программы и планы были адаптивными под образовательный ценз студентов.

Постоянное совершенствование интеллектуального и профессионального потенциала руководителей и коллективов становится первоочередной проблемой менеджмента. Менеджеры-практики осознают, что менеджмент и достижение стратегических целей современного автоматизированного, компьютеризированного, информатизированного и т.д. предприятия, интегрированного с внешней средой, требуют новой теоретической базы, основы которой могут быть найдены в концепции всеобщей организационной науки. Здесь уместно вспомнить мудрость, которая утверждает, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Особое место в этом вопросе принадлежит кризисным ситуациям и коммерческим рискам, появление которых определяет меру ответственности ЛПР за эффективность своих решений и действий и оказывает конструктивное воздействие на развитие. При отсутствии рисковой ответственности для ЛПР нет необходимости совершенствовать СУ и свой потенциал. Все это ведет к самоуспокоенности, невосприимчивости к творчеству и, в итоге, к остановке в развитии. При реальности рисков жесткие условия конкурентной среды, динамичность и неопределенность вынуждают предпринимателя работать в режиме постоянного мониторинга и анализа состояния среды, поиска новых методов и средств для предотвращения возможных угроз и сбойных ситуаций и т.д. Все это заставляет ЛПР активизироваться, быть постоянно в тонусе, непрерывно совершенствоваться, и успех становится реальностью. Отметим еще раз, что «кризис» по-китайски означает «шанс», который, как показывает исторический опыт, заставляет государства и народы мобилизоваться и, в итоге, это приводило к новым достижениям НТП.

Принятая в эпоху социализма широкая практика назначения руководителей, прошедших путь от «простого рабочего до генерального директора» не всегда была оправдана, однако, было много и положительных примеров; кроме того в 80е – 90е годы были предприняты довольно успешные шаги по подготовке ученых-отраслевиков из числа руководителей предприятий. Этому способствовал, например, Всесоюзный клуб директоров, созданный по инициативе академика А.Г. Аганбегяна, а также специализированного факультета при институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения российской академии наук (ИЭОПП СОРАН) и Новосибирском государственном университете (НГУ), где проходили обучение передовым методам хозяйствования высокопоставленные чиновники Госплана, директора и главные специалисты предприятий народного хозяйства, преподаватели ВУЗов. Многие выпускники специализированного факультета стали кандидатами и докторами наук, добились значительного карьерного роста и успешно применяли полученные знания в промышленности, в системе обучения, подготовки и переподготовки кадров.

Бесконечные эксперименты в области образования, в том числе и ВУЗовского, значительно ослабили функцию подготовки кадрового обеспечения инновационной деятельности бизнеса, реализации в промышленности новых технологий и подготовки предпринимателей наукоемких производств. Для успешного решения этих проблем необходимы, на наш взгляд, следующие меры:

  • синергия идей, совместные НИР и НИОКР предприятий и ВУЗов. Снижение объемов, а порой и полное отсутствие НИР и НИОКР со временем снижают квалификацию профессорско-преподавательского состава (ППС), лишая его актуальной тематики для диссертационных исследований. Поэтому многие диссертации являются надуманными и лишенными научной и прикладной значимости. Подобные стагнационные процессы были отмечены также в образовательной системе высокоразвитых стран, в частности в США;

  • лизинговая активность ВУЗов и совместное использование экспериментальной базы предприятий;

  • консультационная деятельность ППС ВУЗов в промышленности. Однако, в этом вопросе созрел весьма болезненный фактор: результатом непродуманных реформ в экономике и ВУЗовской сфере стало значительное снижение уровня научной и практической подготовки ППС. Этому активно способствовало снижение материальных стимулов; преподаватели, в том числе и профессура вынуждены совместительствовать в нескольких местах, и вопросы творчества и повышения квалификации уходят на второй план.

В 1992 году на 7-ой Ежегодной конференции Ассоциации исследовательских парков, связанных с университетами, Ева Клайн, президент ассоциации консалтинга по менеджменту высшего образования США, в докладе «Научные парки и инкубаторы» отмечала: «Наступило очень трудное время и для частного и для государственного высшего образования, по крайней мере, в США. И я вижу, что начинается движение в сторону более четкого определения задач, выявления приоритетов и сокращения размеров финансирования, или точнее приведение к надлежащим размерам».

В этом же докладе приводился ряд причин и последствий, которые характеризуют подобную ситуацию в университетах США:

  • сокращение государственных дотаций общественным институтам;

  • законодательное движение с целью воздействия на эффективность работы институтов (нагрузка на преподавателей);

  • давление с целью вызвать увеличение оплаты за обучение и других платежей;

  • отсутствие роста помощи студентам, финансирования научных исследований и других выплат из бюджета;

  • предполагаемый рост числа обучающихся в конце 90-х годов;

  • постоянная проблема обновления капитала и накопившихся проблем с содержанием зданий и оборудования;

  • предполагаемый недостаток квалифицированных преподавателей практически во всех дисциплинах к концу 90-х годов.

На последнем из последствий Ева Клайн остановилась особо: «Самый пугающий фактор – это то, что уже сегодня мы ощущаем нехватку преподавателей по отдельным научным дисциплинам. Скоро нам будет не хватать квалифицированных преподавателей, имеющих степень доктора наук, практически по всем университетским дисциплинам, включая гуманитарные и общественные науки, а также медицину, инженерные и точные науки».

Это очень близко к тому что мы переживали в 90е годы и переживаем сейчас! А ведь темпы сокращения финансирования у нас были гораздо выше, значит и последствия оказались более серьезными. Даже в благополучной Германии положение дел в системе образования считается критическим. "Даже если мы по мановению волшебной палочки уже завтра имели бы наилучшую в мире систему образования, потребовалось бы 20 лет для того, чтобы она принесла свой эффект. За эти годы молодой человек окончил бы свое школьное образование и дополнительное обучение. Именно поэтому мы должны действовать быстро, поскольку отсталость в секторе образования ведет нас к серьезному экономическому кризису," – отмечал в газете "Die Welt" 5 мая 2003г. руководитель фирмы МакКинзи Й.Клюге. Тем более это относится к России, где, для подготовки современных менеджеров и специалистов, необходимо преодолеть кризис школьного и высшего образования, углубляющийся в последние 20 лет. Без этого никакой переход к прорывным технологиям и инновационной деятельности невозможен.

В настоящее время в России определена и постепенно осуществляется национальная программа реформирования образования; идет постоянный поиск новых форм и методов ее реализации. В этой связи полезно еще раз вспомнить, что в доперестроечный период успешно применялась одна из высоко эффективных форм интеграции науки, образования и промышленности – «Завод-ВТУЗ» (ЛОМО, «Светлана», ЗиЛ). Этот пример – не просто ностальгия, а предложение вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя интеграционной форме, которая могла бы быть очень своевременной и эффективной.

Специфичность СУ отечественным бизнесом состоит в том, что действуя в искусственной среде эта система оказалась вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Ускорение прохождения политико-экономических этапов, как показал опыт некоторых стран (например, Китая) приводит лишь к хаосу и отбрасывает страну назад. Основными факторами у нас являются инерционность мышления, помноженная на технологическую отсталость и проявления "российского экономического менталитета".

Для успешного осуществления "догоняющего развития" руководители отечественного бизнеса должны четко понимать следующее:

  • отказ от практики выполнения решений "любой ценой";

  • совершенно прозрачное понятие оптимизации, которое должно буквально пронизывать всю СУ;

  • необходимость системы индикативного планирования с явно выраженными конечными и промежуточными результатами;

  • создание новой организационной культуры, поддерживающей инновационные проекты;

  • необходимость проведения комплекса экспертиз (научной ценности, технической и производственной возможности реализации, состояния и потребностей рынка);

  • проведение маркетинговых исследований;

  • умение принимать решение о коммерциализации научной продукции на различных стадиях ее создания;

  • возможность и умение сертифицировать продукцию и обеспечивать патентную защиту для успешного выхода на рынок;

  • умение составлять и представлять деловую документацию.

Предлагаемые ныне технопарки, технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.д. – это современные интерпретации названных выше Заводов-ВТУЗов.

На проведение образовательных реформ требуются огромные финансовые вложения, но быстрой отдачи здесь ожидать нельзя. Поэтому многие руководители не хотят долго ждать отдачи и склонны вкладывать средства в достижение оперативных выгод; таким образом, вновь тормозится переход от «выживания» к «догоняющему развитию». Проводимые в стране национальные проекты в этой сфере, как известно, буксуют не только из-за довольно виртуального финансирования, но и по причинам «шараханья во тьме», ибо эффективной стратегии проведения этих реформ пока нет. «В трепете исканий доходим до живого синтеза, чтобы сносить воедино разнообразные накопления и, после вражды невежества, опять оценить терпимость и соизмеримость, сложенную знанием» [216].

Очевидно, что выход страны из создавшейся кризисной ситуации и дальнейшее развитие экономики займут достаточно большой период времени, в течение которого представленные в данной книге модели и методы СОМ не потеряют своей актуальности.

Представляется целесообразным сделать некоторые выводы, в той или иной степени обобщающие изложенные материалы, и рекомендации по их дальнейшему совершенствованию:

  1. Предложенная методика построения экономико-математических моделей может быть использована для выявления системных свойств различных объектов, что необходимо для повышения научной обоснованности разработок СОМ предприятий, связанных с производством и использованием продукции различного назначения. При этом к числу основных из этих свойств следует отнести структурно-функциональные и информационно-технологические характеристики, а также влияние динамических факторов развития.

  2. С помощью ЭММ могут производиться оптимизационные расчеты по различным видам планирования и ресурсного обеспечения производства и эксплуатации продукции. Эффективность реализации этих возможностей зависит от содержательной постановки и искусства моделирования задач в каждом конкретном случае, так как при недопустимом упрощении моделей они теряют адекватность, а при излишней детализации усложняют подготовку и проведение расчетов на ЭВМ.

  3. Проведение расчетов по моделям проблемно-целевого планирования и менеджмента связано с многократными итерациями и использованием значительных объемов информации о состоянии объектов и внешней среды; это требует развитого информационного обеспечения СУ.

  4. Из многих направлений содержательного исследования системных свойств различных объектов наиболее важным является изучение следующих факторов:

  • адаптивность или эластичность предприятий по отношению к изменениям и разнообразию качественных и количественных характеристик продукции или, наоборот, определение этого разнообразия по отношению к заданным характеристикам продукции;

  • адаптивность производственной базы и СУ предприятия к изменению объемов и номенклатуры выпускаемых изделий применительно к требованиям эффективного позиционирования на рынке;

  • динамическая эластичность производственной системы, т. е. степень влияния существующего парка изделий и темпов его старения и убыли на решения, принимаемые при планировании ресурсов для производства изделий.

Проведение исследований по этим направлениям является составной частью практических действий по проблемно-целевому планированию и менеджменту, результаты которых непосредственно связаны с масштабами и эффективностью этих действий.

  1. Основные направления работ по созданию и совершенствованию математического обеспечения, связанного с оптимизационными расчетами по моделям проблемно-целевого планирования и менеджмента, следующие:

  • разработка моделей, алгоритмов и программ решения новых задач, в том числе задач ОМ, в которых ограничения распределяются по соответствующим периодам планирования и тактового управления;

  • разработка методов апостериорного анализа решений задач с целью определения достоверности и точности параметров решений;

  • создание эффективных алгоритмов и программ решения задач, возникающих при разработке новой продукции, модернизации и расширения производственной базы и т. д.;

  • повышение устойчивости решения задач по отношению к повышенной динамичности и неопределенности изменений и неточности исходных данных или их вариаций, а также условий оптимизации.

Автор надеется, что предлагаемые в данной книге материалы по созданию систем оперативного менеджмента с использованием технологий упреждающего управления послужат синтезирующей основой для проведения дальнейших исследований в этой актуальной предметной области.