Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Предисловие автора

Написать учебное пособие оказалось неожиданно трудно. Опыта четырех прежде изданных и пяти подготовленных к печати книг было недостаточно. Тому есть своя причина.

С одной стороны, в данном случае надо было излагать и какие-то всем известные, а оттого лично автору не слишком интересные, вопросы, находя им самостоятельную форму. С другой — уходя от банальностей, «монтировать» их с действительно самым важным и принципиальным с позиций настоящего дня. Сочетание компоновки с собственным видением многих проблем и критикой неверных стереотипов явилось не простым делом. Отсюда две особенности предлагаемой книги.

Во-первых, читателю не следует ожидать систематической подачи материала во всех его нюансах. Для этого есть масса руководств по отдельным интерпретируемым нами культурным феноменам, предназначенных учащимся исторических факультетов университетов, повторять которые не имело смысла. А вот изучить их тому, кого затронут поднятые нами сюжеты, вовсе не грех. К тому же мы выбрали лишь то из по-настоящему предпочтительного, чему обычно, как нам кажется, уделяется недостаточно внимания. В итоге получился выстроенный под поставленную задачу подбор взаимосвязанных очерков на избранную тему.

Нас могут упрекнуть в чересчур нарочитом акцентировании единства восточных и западных мотивов, особенно в Европе. Однако их якобы противоположность так долго и столь упорно

9

мифологизировалась, что мы сочли возможным себе это позволить.

Во-вторых, мы анализировали факты преимущественно применительно к нынешней ситуации. Поэтому, например, замечания о России не исчерпываются главой о русской культуре. Чтобы охватить ее достаточно полно, надо прочитать и введение, и главы 1—3, 5 и 7, и разделы об авраамической традиции, Ветхом Завете и христианстве. То же относится к иудаизму и исламу. Собрать главное в одном разделе нам более или менее удалось в главах об индо-буддийской и конфуцианско-даосистской моделях.

В этом нет злокозненного стремления заставить кого-либо проштудировать всю книгу. Просто организация текста ad hoc — методом построения ассоциативного ряда, по мере возникновения конкретных постановок — по нашему мнению, выглядит более убедительной.

10

Введение

Краткий обзор книги. Ограничения в подаче материала. Почему не культурология? Против вульгарных интерпретаций. О России со здоровой любовью. Не надо создавать и тиражировать мифы. Объект культуры. Термин «культура». Изучение культуры как спектр профессий. Типичные ошибки. Кому и зачем нужно знанщ культуры и ее закономерностей. Связь культурных традиций и стереотипов с процессами в современном обществе. Актуальность толерантности и диалога

Краткий обзор книги

Предлагаемую Вашему вниманию книгу, состоящую из введения и четырнадцати глав разного объема, можно условно разделить на три сегмента, в каждом из которых сделаны свои акценты на характеристике конкретных культурных типов.

Во вступительной части, предваряющей разделы, посвященные специальному описанию отдельных цивилизационных моделей, рассматриваются предмет и сущность культуры и необходимые ограничения в подаче материала, даются определение места культурной типологии как части антропологии в круге гуманитарных наук и элементы терминологии, характеризуются отношения природы и культуры, проблемы фундаментализма, взаимосвязи традиций и стереотипов с современными процессами, цивилизационный конфликт и его влияние на ход истории, приводятся аргументы в пользу необходимости знаний о культуре и правильного оперирования ее категориями.

Основы теоретического аппарата даются для общего представления о том, что охватывает собой культура и как она иссле-

11

дуется. Здесь представлены понятия и определения культуры, излагаются вопросы ее происхождения и истоков, раскрываются содержание, системность, модели культуры, рассматриваются основные историко-культурные школы, взаимодействие религии, культуры и морали, типологии культуры, отношения культуры и цивилизации, теории цивилизации.

Далее следует введение в изучение тех вариантов мировой культуры (семито-хамитского, античного, конфуцианско-дао-систского, индо-буддистского, авраамического наследия, т.е. иудаизма, христианства и ислама, русской культуры), чьи влияния прослеживаются в современном мире наиболее ощутимо, а также основных политических учений. Все это необходимо- политологам, технологам и консультантам любых направлений, журналистам и политикам для адекватного ориентирования в особенностях актуальных социально-политических процессов в разных культурных средах.

Ограничения в подаче материала

Начнем с неизбежных. Наше внимание задержится лишь на некоторых типах культур, сложившихся в Евразии и Северной Африке. Выбор таких формальных рамок имеет глубинную содержательную основу. Именно в названных пределах некогда вспыхнули очаги человеческого гения, которые ныне признаны колыбелью современной цивилизации во всех ее локальных вариантах. Во второй половине IV тысячелетия до н.э. на базе существовавших здесь с VI тысячелетия до н.э. земледельческих поселений в Египте и Месопотамии самостоятельно возникают первые центры, перерастающие (всюду по-разному) около 3000 г. до н.э. в древнейшие государства — храмовые города и царства. Чуть позже, независимо от них, зарождаются аналогичные образования на Дальнем Востоке (Китай) и в Южной Азии (Индия), в течение долгого времени развивающиеся обособленно от предыдущих.

12

Дальнейшая история на целые эпохи становится хроникой развития (естественно, в коммуникации и взаимодействии) первичных культур и Средиземноморья, передачи по эстафете возникающей на их стыке традиции. Так, минойская цивилизация, включая критскую и микенскую версии, сформировалась уже под хорошо прослеживаемым влиянием достижений Египта, обществ Передней Азии и Междуречья. В свою очередь она породила греческую, а через нее римскую цивилизации. Последние наложили неизгладимый отпечаток на пришедшие им на смену романо-германо-кельто-славянский и позднеирано-арабо-тюрк-ский миры. А их сочетание, благодаря Византии и западным королевствам, легло в основу современной европейской модели.

Новый мощный импульс взаимопроникновения западные и восточные (главным образом, персидские) формы получают в периоды Великой греческой колонизации, последовавшей за ней Классики и, особенно, эллинизма. Наследником последнего выступила Римская империя, впитавшая в себя также кельто-гер-манские мотивы и специфические черты обычаев фракийцев, деков и прочих коренных народов Балкан. На базе Римской империи (прямо или опосредованно Византийской империей) возникли все европейские страны с их культурными вариантами.

Сходным образом эволюционировало и авраамическое религиозное наследие, последователи которого теперь составляют большинство населения планеты. В иудаизме ясно прослеживается четкая печать, с одной стороны, древнесемитских (Элам, Шумер, Аккад, Ассирия, амореи, арамеи и пр.), древнехамит-ских (Египет) и древнеиндоевропейских (хурриты, хетты) верований, с другой стороны — эллинистических культов.

В свою очередь, христианская проповедь, первоначально развивавшаяся целиком в русле иудейства, испытала на себе сильное воздействие эллинистической и позднейшей греческой и римской философии.

Равным образом каноны ислама, закрепленные в Коране, оформились под непосредственным влиянием иудаизма и раннехристианских воззрений. Недаром Пророк учил своих последо-

13

вателей различать среди прочих немусульман «народы Книги» (ал-киттаб), каковыми называл иудеев и христиан, призывал оказывать им уважение и «не притеснять в свободе их вероисповедания и жизни в соответствии с их собственными обыкновениями».

Наконец, и русская культура, мощное ответвление общеславянского ствола, не является исключением из общего правила. Она вобрала в себя греческие и вообще восточно-христианские (через Византию), несущие в себе явные следы мощного древневосточного идеологического пласта, западные и тюркские (включая некоторые заимствования из мира ислама) элементы.

Западный вектор при этом не является для нас чем-то поверхностным^ чуждым или экзотическим. Древнейшие кельто-герма-но-балто-славянские связи намного старше первых русских княжеств* В домонгольской Руси очень интенсивные и глубокие отношения были отнюдь не только с Византией и Степью, но и с ведущими монархиями Северной, Западной и Центральной Европы. После свержения татаро-монгольского ига они возобновились и без перерывов сохранялись в Московии до Петра I, всего лишь придавшего им новую мощную динамику, которая с тех пор уж больше не ослабевает.

Это поучительно знать доморощенным сторонникам «евразийства» и защиты чистоты русского этноса. Наше — русских — счастье, как раз и заключается в том, что мы всегда были открыты как смешению нашей славянской компоненты с иными этносами, так и восприятию достижений иных цивилизаций. Первое позволило русским физически сохраниться, несмотря на огромные человеческие потери в течение многих столетий начиная с XIII в., второе — создать и сохранить великую культуру, а также развивать ее сейчас, ибо только культура, готовая постоянно активно вплавлять в себя все жизненно важное из внешнего по отношению к ней мира, имеет перспективу расширения. Остановиться на этом пути — значит погибнуть- Собственно (как будет показано в главе 13), иначе в русской истории и быть не могло.

Несколько слов о США и Канаде. В силу грубо проведенной в ущерб укладу местных племен колонизации Северной Амери-

14

ки обе страны ныне являются ответвлениями европейской христианской, а Соединенные Штаты скорее даже иудео-христианской культуры со все более усиливающейся исламской составляющей. Поэтому культуры указанных стран не будут рассматриваться отдельно от их базовых прототипов.

В нашей книге мы не будем специально останавливаться на весьма своеобразных и почтенных культурах полинезийских, индонезийских и австралийских аборигенов, Черной Африки, латиноамериканских и мексиканских индейцев, многих «варварских» народов древности и Средневековья — хеттов и ариев, иранцев, кельтов, германцев и славян, субстратных народов Балкан, зороастрийцев и др. Причин тому две: либо их воздействие на современную цивилизацию пока остается несопоставимо малым по сравнению с названными выше традициями, либо их специфика растворена в них.

Впрочем, нельзя исключить, что в недалеком будущем распространение влияния (вслед за творческой элитой в американском и европейском истеблишменте) на поведенческие стереотипы и принятие решений африканского (вуду и т.п.) и индейского оккультизма и синкретизма на основе христианства и веры в духов, а также неоязычества, потребует от нас большего внимания к подобному богоискательству. Так, как это уже случилось с вышедшими за свои исторические границы буддистскими и индуистскими практиками.

Учебное пособие не предлагает историю культуры в классическом понимании. Таковая нуждается в систематическом и сравнительно-хронологическом изложении, насыщенном деталями и датами, что правильно и необходимо прежде всего при исторической специализации. Политологам же, как и политикам, журналистам, консультантам и работающим в сфере рекламы важно иметь адекватное представление об общих закономерностях культурного процесса и тех образах, которые вызывают автоматическую позитивную либо негативную, сознательную или подсознательную, реакцию у людей, выросших под воздействием той или иной цивилизационной модели.

15