Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелов-Коведяев_Введ в культ антропологию_2005.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Мораль, право и предпринимательство

Шариат сосредоточивает в себе предписания религиозной морали и представляет собой их наиболее систематический и полный свод. Он исходит из принципа равенства последователей Пророка и выступает в роли исламского права.

В то же время считается, что правоверный a prioiri выше неверного. Последний всегда неравноправен, что находит себе подтверждение в массе практических регламентации. Например, для мусульман выплаты в казну ограничивались десятиной, тогда как иноверцы вносили в нее подушную подать и от одной до двух третей урожая в качестве поземельного налога, что ускоряло распространение ислама.

Среди главных обязанностей верующего надо отдельно упомянуть борьбу против ростовщичества (сравним изгнание Христом из Храма менял, занимавшихся в древности и процентными операциями) и соблюдение честности в торговле. Из первой вытекает специфика принципов работы исламского банка. Формально он не дает денег в рост. Но возвращает ссуду благодаря тому, что с самого начала становится деловым партнером и участвует в прибылях того, кого кредитует. В итоге это даже выгоднее: заем дается однажды, а дивиденды по нему получаются все то время, пока существует возникшее благодаря ему предприятие, либо по возвращении ему основного долга банк продает свою долю с выгодой для себя.

305

Кроме того, деловая этика предполагает, что старший по бизнесу обязан заботиться об интересах младшего партнера. Поэтому исламскому миру неведома открытая и острая борьба миноритарных акционеров с мажоритарными, и наоборот. То и другое считается неуместной суетой и осуждается традицией.

Точно так же для соблюдения договоренностей не требуется их обязательное письменное оформление. Но зато их одинаковое понимание нуждается в церемониальном устном подтверждении их инициатором в течение нескольких часов после их достижения. Иначе партнер вправе счесть их недействующими.

Данное слово ценится дороже и соблюдается не менее строго, чем правильно оформленная бумага. Абсолютное исключение делается лишь для брачного контракта, защищающего интересы женщины. Так и ислам, вопреки европейским мифам, подчеркивает ее центральную (см. главу 1) роль в мироздании.

Официально же признанный гарем ныне есть попытка примирить женщин с необходимостью делить любовь одного мужчины, неистребимо склонного к полигамии. Хотя как институт он, в период становления халифата, получил санкцию скорее от необходимости поддержать — через увеличение деторождения — постоянно падавшую из-за непрекращающихся воин численность арабского мужского населения.

Ислам и политика

Ислам, даже по сравнению с иудаизмом, наиболее «светская» в авраамической традиции религия. Он весь обращен к повседневным — персональным и общественным — вопросам. В частности, он содержит ясные указания о том, как сторонникам Пророка следует строить отношения с внешним миром на межобщинном и межгосударственном уровнях.

В исламе столь же изначально сформировалось четкое представление о власти и политической организации уммы. Он стал идеальной основой для централизованного государства и веде-ния военных действий против иноверцев. Вместе со своей рели-

306

гией арабы несли покоренным ими народам определенное политическое устройство.

Поскольку легитимное право на верховную политическую власть, в соответствии с догматами ислама, дает только религиозная святость, впервые ее проблему обнажила уже смерть Мухаммеда. Пока он был жив, никто не сомневался, что власть может принадлежать только ему. Существовало и общее понимание перехода харизмы на его прямых наследников. Но их, в свою очередь, было немало.

В результате в VII в. н.э. сплотившаяся вокруг Али (племянника Мухаммеда) партия шиитов восстала против Османа, который был убит, и провозгласила халифом своего кандидата. Так было положено начало имамату, в соответствии с концепцией которого общество должен возглавлять представитель Пророка, ибо только родство с ним дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост. Но в ходе дальнейшей борьбы халифат одержал верх над имаматом.

Таким образом, «политический ислам» есть его естественное состояние. И сейчас, хотя в мире нет ни одного государства, чья внутренняя и внешняя политика целиком регулировались Кораном и шариатом, он продолжает оставаться весьма эффективным инструментом мобилизации людей.

В сторону «национальной альтернативы», кроме целенаправленной активности наследников концепции салайфийи (которых правильнее называть не фундаменталистами, но экстремистами), пропагандирующих возврат к «истинному исламу», подталкивает многое: трудности мусульманских обществ и нередкая несостоятельность их мирских правительств; разворачивающиеся на планете конфликты, в том числе религиозные; деятельность исламских организаций, миражи возможности построения исламского государства, культивируемые рядом квазирелигиозных режимов, эксплуатирующих мифологию собственной стабильности; незавершенность в исламском мире модернизационных процессов.

Как следствие, даже секуляризированные представители элит мусульманских стран вынуждены перехватывать лозунги у

307

мия, география, химия и медицина были бы невозможны без их трудов, продолжающих древневосточные и греко-римские исследования.

Арабы разработали многие применяемые и теперь во врачебной практике снадобья, яды и прочие химические составы. Они изобрели сталь, легкий доспех и вооружение, мыло и современную парфюмерию, вознесли на невиданные вершины производство изразцов и многих тканей, работу по металлу, камню, дереву, драгоценностям и инкрустации, коневодство и технику боя, транслировали нам полученные от Рима системы вентиляции, центрального отопления и канализации.

Архитектура, художественная литература и искусство сарацин наложили неизгладимый отпечаток на соответствующие навыки европейского Средневековья, Возрождения, Нового и новейшего времени. Современные строители, не ведая того, пользуются немалым количеством открытых ими приемов.

Вообще высокомерное отношение Запада к «сонному» Востоку имеет под собой мало оснований, а иногда оборачивается примитивной завистью к своим учителям особенно теперь, когда выходцы из мусульманских стран занимают все более значительные позиции в его университетских и промышленных лабораториях.

308