Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анна Фрейд Норма и патология детского развития.rtf
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Роль инфантильной зависимости в детском и взрослом анализе

В какой степени родители пациента должны включаться в терапевтическую работу, является лишь вопросом техники. Однако за этим стоит теоретически гораздо более важная проблема: начиная с какого периода можно рассматривать личность подрастающего человека как независимую структуру, т. е. когда ребенок перестает быть отражением окружающих его влияний внешнего мира или игрушкой в их руках.

Уже в ранних сочинениях Фрейда мы можем найти многочисленные указания на значение детской зависимости для становления характера, с одной стороны, и образования неврозов — с другой. Как "биологический фактор" она в первую очередь несет ответственность за зрелость подрастающей личности. Из страха потерять объект, любовь или быть наказанным, которому подвержен беспомощный ребенок, произрастает податливость ребенка воспитанию, что во взрослой жизни оборачивается "социальным страхом". Угрызения совести, которые происходят из интериоризации родительского авторитета, ведут непосредственно к невротическим конфликтам.

То, что период зависимости ребенка от взрослого у человека намного длиннее, чем у всех других живых существ, обусловливает, согласно Фрейду, такие последствия, как способность любить в целом и эдиповы стремления в частности, противостояние агрессии, возникновение религии, этика и мораль, иными словами все важнейшие предпосылки прогрессивного гуманизма и социализации человечества. В доказательство процитируем самого 3. Фрейда:

"...биологические факторы продолжительной несамостоятельности и медленного созревания молодого человека..." (1919 г.);

"...мы делаем вывод, что эдипов комплекс — это психический коррелят вторичных фундаментальных биологических факторов длительной инфантильной зависимости человека..." (1924 г.);

"Биологическим фактором человеческих отношений является длительный период беспомощности и зависимости маленького ребенка. В отличие от большинства животных, внутриматочное существование человека относительно продолжительности жизни сокращено, поэтому он появляется на свет гораздо менее подготовленным, чем они. Таким образом, усиливается влияние реального внешнего мира, увеличивается дифференциация "Я" от "Оно", увеличиваются опасности со стороны внешнего мира, и чрезвычайно возрастает значимость объекта, поскольку лишь он один способен защитить от этих опасностей и возместить отсутствующие преимущества внутри-маточной жизни. Именно этот биологический фактор приводит к возникновению первых опасных ситуаций и вызывает потребность быть любимым, которая уже больше не оставляет человека никогда" (1926 г.);

"...защита беспомощного ребенка придает весьма характерные черты самой реакции на беспомощность, поэтому взрослый должен относиться к ней с уважением, а религиозное воспитание — учитывать" (1927 г.);

"Мотив" борьбы индивида с "грехом" легко прослеживается в беспомощности и зависимости от других, и наиболее точно его можно охарактеризовать как страх потери любви" (1930 г.).

Инфантильная зависимость во взрослом анализе

Стремление свести проявляющиеся явления зрелого периода к предшествующим латентным стадиям, чтобы возродить в переносе инфантильную беспомощность и зависимость, уже давно является основным приемом взрослого анализа. Однако значение этих регрессий ограничено их генетической ролью. Если исходить из динамических, топических, структурных и экономических точек зрения, то взрослый пациент все равно остается самостоятельной ценностью со своими собственными внутренними инстанциями, структурой личности и закрепленными в ней невротическими конфликтами, на которые внешний мир оказывает лишь косвенное влияние.

Классическая техника взрослого анализа — это логическое следствие и практическое воплощение данного положения. То же можно сказать и про основные правила анализа: внимание психоаналитика направлено исключительно на внутреннюю жизнь пациента; окружения пациента аналитик не видит объективно, воспринимая его лишь субъективно глазами пациента; отношения между пациентом и аналитиком полностью исключают вмешательство извне. Только так можно добиться, чтобы переносы из прошлого выражались до конца.

Несмотря на отдельные возражения (например, Р. Лафорж (1936 г.) вводит понятие семейного невроза и настаивает на лечении всей семьи), в целом основные принципы взрослого анализа остаются неизменными и поныне.