Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анна Фрейд Норма и патология детского развития.rtf
Скачиваний:
31
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Гармония и дисгармония между линиями развития

Может показаться, что мы вправе ожидать от "нормального" ребенка прохождения стадий конкретных линий развития нога в ногу с остальными. Выражаясь клинически, это бы означало, что каждая ступень на определенной линии развития достигается одновременно с достижением соответствующей ступени на других линиях. (Подобным примером могло бы стать одновременное проявление константного объектного отношения (третья ступень на пути от инфантильной зависимости к взрослой любовной жизни) с приобретением самостоятельности в еде (третья ступень на линии питания), с испражнением по желанию матери (вторая ступень на пути к воспитанию опрятности), с первым признанием товарища по игре и с появлением конструктивных игр (третья и четвертая ступени соответствующих линий развития)). Мы упорно придерживаемся представлений такого рода, даже когда клинический опыт показывает нам совершенно обратное. На самом деле нельзя отрицать, что множество детей в своем развитии ведут себя иначе, отступая от подобных строгих норм. Конкретные дети могут в некоторых смыслах достичь продвинутых позиций (как, например, в их объектных отношениях и их телесной самостоятельности), но в других областях оставаться на более низких ступенях развития (например в надолго растянувшемся использовании переходных объектов в качестве игрушек или в отношении к старшим товарищам как к вещи). У некоторых детей высоко развит вторичный процесс мышления, языка, игры, работоспособности и общественной жизни, но при этом физически они продолжают вести себя несамостоятельно, как младенцы.

Насколько часто встречаются такие, вызывающие беспокойство у взрослого окружения своими возможными последствиями дисгармонии в развитии, как далеки мы от познания условий их возникновения?

Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения того, являются эти дисгармонии врожденными или приобретенными, а исследовать, как и в других областях психоанализа, будем с нахождения наиболее закономерных взаимоотношений между внутренним и внешним миром. При таких условиях мы можем считать, что различные линии развития, при отсутствии врожденных или приобретенных при родах травм, естественным образом присутствуют в конституции ребенка в качестве латентных возможностей. Созревающую готовность относительно фазового развития сексуального влечения и агрессивности привносит с собой "Оно"; со стороны "Я", вероятно, органически присутствуют некоторые тенденции, которые устанавливают организацию психической структуры, хронологическую последовательность образования функций "Я" и механизмов защиты и, возможно, также некоторые количественные различия между генетическими направлениями. Опережение или отставание по отдельным линиям развития следует приписать влиянию внешнего мира. В анализе более старших детей и реконструкцией детства при анализе взрослых такие влияния установить нетрудно. Причина их кроется в личности родителей, их манерах, склонностях, поступках, идеалах и т. п., в семейной атмосфере и традициях, в культурной среде, в которой растет ребенок. Прямое наблюдение за грудными детьми и младенцами позволяет предположить, что существенное влияние на развитие ребенка оказывают индивидуальные пристрастия и антипатии матери. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и наоборот, процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение. Возможно, причина этого заключается в исходящих от матери процессах замещения, которые либидизируют определенные действия и таким образом побуждают ребенка повторять их чаще других.

Клинические наблюдения подтверждают данные предположения. Если, основываясь на структуре своей собственной личности, в качестве первого моста связи между собой и ребенком мать использует голос, а не телесный контакт, мы наблюдаем более раннее созревание в вербальном развитии. Если она остается равнодушной к развитию мускулатуры и чувствует себя ближе всего к ребенку, когда он улыбается, то предпочтительным средством проявления внимания и общения со стороны ребенка становится улыбка. Матери, которые при засыпании баюкают ребенка, воздействуют на него таким образом, что вызывают повышенное внимание к музыке в более позднем возрасте, а возможно даже музыкальную "одаренность". Если радость ребенка от двигательной активности не находит созвучия в чувствах матери, они часто замещаются телесной неловкостью, сонливостью и подобными проявлениями малой подвижности.

Открытие того факта, что настроение матери оказывает решающее влияние на развитие ребенка, является одним из самых ранних достижений психоанализа, основополагающим выводом взрослого анализа. Депрессии, которые случаются у матери в первые два года жизни ребенка, создают у малыша латентную предрасположенность к депрессивному заболеванию, часто проявляющуюся лишь в гораздо более позднем возрасте. В подобных случаях ребенок переживает единение с матерью на основе готовности разделить с ней ее эмоциональное состояние, а не на основе ее участия в его развитии.

Таким образом, можно заключить, что решающими для развития ребенка являются присутствующие у всех индивидов уже при первых объектных отношениях наклонности и тенденции, в том числе депрессивные и мазохистские. Отношение же "мать-ребенок" при своем становлении либидизируется и благодаря усиленному замещению в развитии оказывается предпочтительнее всех остальных.

На основе всего вышесказанного мы делаем вывод, что недопустимо вытекающие отсюда дисгармонии между различными линиями развития рассматривать как патологические явления. До тех пор пока различия в темпе развития не становятся чрезмерно большими, они создают лишь знакомые многим из нас вариации в пределах нормы, которые наблюдаются у людей с самого раннего детства.