Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

4. Российское государство в конце XV – начале XVI в.

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса (преодоления последствий политической раздробленности русских земель) в завершающую стадию – формирование единого централизованного Русского государства. Одной из его особенностей определился восточный стиль политической системы, поскольку Золотая Орда дала первый образец централизованной политической власти, где общество было пронизано отношениями жесткого подчинения, а власть правителя была абсолютной. Определяющей в обществе стала устойчивая тенденция княжеско-подданнических отношений. По мнению большинства историков, в русских землях отсутствовали достаточно зрелые экономические предпосылки централизации, аналогичные западноевропейским. В условиях продолжавшегося развития феодальных отношений и крупного землевладения ведущей социальной силой централизации стали дворяне. Господствующий класс понес огромные потери в ходе нашествия монголо-татар и, по сути, заново формировался во второй половине XIII – начале XIV в. Дворяне получали от князя земельные пожалования в условиях сильного влияния монгольской политической культуры, беспрекословной покорности подданных и безграничной власти правителей. Не следует исключать, что в противоборстве удельных (вассально-дружинных) и монархических (княжеско-подданнических) отношений последние победили бы и без ордынского влияния. Но в реальной истории зависимость Руси от Золотой Орды склонила чашу весов в их сторону. Сложилась обстановка «прифронтового государства», города лишились старых вольностей и не приобрели новых (А.Л. Юрганов).

Объединение русских земель идеологически было подготовлено в церковных кругах и здесь же разработана политическая теория о Москве как о «Третьем Риме» (т.е. третьем христианском царстве после собственно Рима, погибшего под ударами «варваров» в конце V в., и Константинополя – «Второго Рима», павшего в ходе нашествия турок-османов в 1453 г.). Ее суть изложена в послании «Спиридона-Саввы» (70-е гг. XV в.) где утверждалось, что происхождение основателя правящей династии Рюрика идет от цезарей (римских императоров). Основные положения теории были освещены в послании игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея великому московскому князю Василию III (1510 г.). К середине XVI в. она приобрела огромную популярность в обществе и стала официозной – использовалась в качестве богословского подтверждения венчания Ивана IV на царство и в дипломатической переписке. В итоге теория «Москва – Третий Рим» стала идеологическим обоснованием образования Российского национального государства и его величия, а также самой идеи о священной миссии царской власти.

Укрепление самодержавных порядков, развитие фонда государственных поместных земель (в том числе и за счет конфискации в конце XV в. у новгородского духовенства и монастырей половины их земель) требовали реакции общественной мысли на потребности времени. Это выразилось в возникновении в православной церкви двух религиозно-политических течений – «иосифляне» и «нестяжатели». Иосифляне (Иосиф Волоцкий) утверждали право церкви вести торгово-экономическую деятельность, отстаивали церковную собственность и религиозный характер государства. Нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев) выступали за аскетизм, строгое соблюдение монашеского обета, критиковали монастырское землевладение и предписывали церкви исключительно деятельность убеждением и молитвой.

Первоначально нестяжатели имели поддержку государственной власти – Иван III надеялся использовать церковные земли для поддержки дворянства. Однако неприятие нестяжателями фактически складывавшегося двуединства церкви и государства предопределило победу в начале XVI в. иосифлян, всеми силами поддерживавших государственную власть. В итоге церковь под влиянием иосифлян (признававших верховенство светской власти) все сильнее входила в рамки правительственных учреждений, постепенно становясь государственной.

В 1492 г. Иван III принял титул «государя всея Руси», тем самым выделившись из числа других князей и выразив претензии на все древнерусские земли. После его бракосочетания в 1472 г. с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог официально утвердился тезис о высоком происхождении русского государя, равенстве его по рождению с западноевропейскими правителями, и прежде всего императорами Священной Римской империи. Иван III – первый великий князь, называвший себя самодержцем; новый титул был заимствован из византийской практики и являлся простым переводом одного из императорских титулов – «автократор». Это означало закрепление как возросшей силы московских государей, так и крушение старой системы зависимости Руси от Золотой Орды – великий князь сам (без подтверждения его власти ханом) «держал власть» в независимом государстве.

К 1497 г. оформилась национально-государственная символика Русского государства – государственная печать и герб с изображением двуглавого орла, происхождение которого в исторической литературе связывается с византийской, «имперской» (Священная Римская империя) или с южнославянской традицией.

При Иване III началось формирование государственного аппарата и судебной системы. Низкая эффективность управления обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, диктовала необходимость создания органов центрального управления. С конца XV в. действовала Боярская дума – аристократический орган, выросший из традиционного совета «ближних» бояр при князе. В думу входили бояре и окольничие, а с середины XVI в. и думные дворяне.

Порядок назначения на думные и другие высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. Первоначально местничество носило служебный, а не родословный характер. Но переход десятков княжеских фамилий (князей Суздальско-Нижегородских, Ростовских, Ярославских и др.) на службу в Москву усилил аристократический элемент в составе московского боярства. Поэтому после включения в Боярскую думу (кроме старомосковского боярства) служилых князей служебный принцип дополнился родословным.

В 1497 г. по повелению Ивана III дьяком Иваном Гусевым был составлен «Судный устав», или Судебник. В нем нормы процессуального, гражданского, административного и уголовного права Московского княжества были унифицированы и распространены на всю территорию государства. Судебником была определена компетенция должностных лиц, вводились наказания за антигосударственные преступления. Государство впервые вмешивалось во взаимоотношения владельцев земли с живущими на ней крестьянами (вводился «Юрьев день»). На местах правовые положения фиксировались уставными наместническими грамотами или аналогичными текстами, которые основывались на Судебнике.

В это же время завершились глубинные изменения во внутренней структуре господствующего класса, выразившиеся в стандартных обращениях феодалов к своему сюзерену: «Яз холоп твой». Эта формула отразила становление власти, не имеющей границ, отношения великого князя с феодалами как княжеско-подданнические, причем не только в правовом аспекте, но и в сознании людей.

Характер, который приобрела власть великого князя, ясно виден на примере событий династического кризиса рубежа XV – XVI вв. Вначале наследником престола Иван III назначил своего внука Дмитрия, а через некоторое время объявил им сына – будущего Василия III. И этот важнейший государственный вопрос он просто свел к фразе: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение». Как же это близко к утверждению Ивана IV Грозного: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же»! Как видно, основой великокняжеской власти была не законность, а личная воля самодержца, деспотия.

Формирование наследственной монархии с самодержавными чертами было завершено при Василии III. Основные принципы его внутренней политики сложились еще в то время, когда он получил от отца в управление Новгород. Борьба за отцовский трон вступала в решающую фазу, и все помыслы князя сосредоточились на том, чтобы упрочить свою военную опору – новгородское поместное ополчение. Для этого он постарался расширить фонд государственной земельной собственности, образовавшийся в Новгороде после конфискации вотчин и выселения из пределов Новгородской республики всех местных бояр и прочих землевладельцев, составлявших высшие слои новгородского общества. Всего за 1484 – 1499 гг. 87% земель сменило своих владельцев – кроме мельчайших собственников («своеземцев») все новгородские вотчинники лишились своих владений. К концу XV в. поместья в Новгороде получили 964 «сына боярских», а в начале XVI в. в новгородском ополчении служило уже 1400 «детей боярских».

Придя к власти, Василий III не отказался от выработанной в уделе политики и распространил ее на все государство. Формирование зависимого от трона дворянского военно-служилого сословия оказало глубокое влияние на развитие Российского государства в целом. Поместная система, сложившаяся на периферии (территории бывшей Новгородской республики), приобрела всеобщий характер и распространилась на всю территорию государства.

Порождением поместной практики стал общественный договор, в силу которого казна взяла на себя обязательство обеспечить поместьями дворян и их потомков в мужском колене, пригодных к службе, а дворянское сословие согласилось на обязательную пожизненную военную службу. Эта вновь народившаяся военно-служилая система могла функционировать лишь в условиях постоянных завоевательных войн. Она оказала влияние на весь строй Московского царства, став одной из главных пружин имперской политики, создала почву для рождения самодержавия.

В начале XVI в. начинается формирование бюрократических органов отраслевого управления – приказов (Государев Дворец и Государева Казна). Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал личными (так называемыми дворцовыми) землями великого князя. Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государевым хранилищем и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Таким образом, Казна была, по сути, государственной канцелярией.

Господствующими категориями населения были боярство, дворянство и духовенство. Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к закреплению за основной массой сельского люда термина «крестьяне». Из них определились две категории: черносошные крестьяне, проживавшие общинами в селах, которые не принадлежали феодалам, и владельческие крестьяне, жившие на землях в системе феодального владения, лично зависевшие от феодала. За крестьянами еще сохранялось право свободного перехода от одного феодала к другому.

Судебник 1497 г., фиксируя время перехода неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября по старому стилю), руководствовался практическими соображениями – крайней сжатостью цикла сельскохозяйственных работ. Кроме того, в это время крестьянин должен был сделать основные выплаты в казну и собственнику земли. Судебником устанавливалась уплата «пожилого» для всех разрядов крестьян – ранее такая пошлина взималась только с некоторых групп с повышенной зависимостью. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян.

Важную часть лично свободного населения составляли посадские люди – торговцы и ремесленники. Крестьянское и посадское население объединялось в сельские и городские общины (миры). Люди, находившиеся в кабальной или полной зависимости, назывались холопами.

Главное место во внешней политике Русского государства занимали борьба с Литвой за западнорусские земли и взаимоотношения с «осколками» Золотой Орды – прежде всего Крымским и Казанским ханствами. Ввиду отсутствия до середины XVI в. специализированного органа управления внешней политикой руководила Государева Казна. На рубеже XV – XVI вв. Русское государство приобрело международную известность: к тому времени были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. В дальнейшем внешняя политика выделилась в специфическую сферу государственного управления, постепенно определялись внешнеполитические приоритеты и национально-государственные интересы страны, причем западное направление становилось ведущим в русской дипломатии.

Итак, в конце XV – начале XVI в. в русских землях на основе завершения их объединения и ликвидации остатков зависимости от Золотой Орды установилась монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. С конца XV в. по отношению к новому государству стало употребляться название «Россия». Образование и укрепление Российского централизованного государства представляло качественно новый этап государственности и было явлением закономерным, исторически прогрессивным. Этот этап исторического развития (хотя и значительно раньше) прошли и страны Западной Европы.

Документ