Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

4. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Установление советской власти на местах

Октябрьские события в Петрограде поначалу многие восприняли только как большевистский переворот. Так, в частности, оценивали их лидеры эсеров и меньшевиков, выступившие против «узурпации» власти одной партией. Но со временем стало очевидным, что октябрьские события – не кратковременный эпизод; они оказались в центре политической жизни страны, в них прослеживалась тенденция, определившая в дальнейшем главное направление в ее развитии.

Открывшийся утром 25 октября в Смольном II Всероссийский съезд Советов, опираясь «на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, ...на совершившееся в Петрограде восстание рабочих и гарнизона», провозгласил установление в стране советской власти, создал первое советское правительство и принял первые декреты новой власти – о мире и земле, оказавшие большое воздействие на ускорение развития революции. В тот же день отряды Красной гвардии и солдаты, перешедшие на сторону революции, начали вооруженную борьбу против очагов контрреволюции в Москве и при широкой поддержке трудящихся добились установления новой власти во второй столице. Установление власти Советов становилось первоочередным делом трудящихся во всех промышленных центрах, губерниях.

Декреты II съезда Советов – о мире и земле – закрепляли волю миллионов, определяли пути решения тех жизненных проблем, которые не были решены Временным правительством, несмотря на то, что тогда именно от их решения зависела судьба страны. В первом из них была предложена программа борьбы за заключение всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций, вызвавшая к жизни мощное антивоенное движение на Западе и побудившая правительства Антанты искать пути для прекращения мировой воины; провозглашались новые принципы отношений между государствами, основанные на взаимном равенстве и уважении суверенитета всех народов. Вторым декретом, в котором реализовался лозунг крестьянской демократии о социализации земли, советская власть решила центральный вопрос демократической революции – передала в руки крестьян 150 млн. гектаров земли, освободила ее владельцев от кабальной зависимости, огромных долгов помещикам и государству. В декрете и принятом вскоре законе о социализации земли были воплощены крестьянские наказы, воля самого многочисленного класса страны. Большевики вовремя учли негативный опыт Временного правительства в решении аграрного вопроса – благодаря Декрету о земле революция из столиц решительно шагнула в деревню, в стране широко разлилась аграрно-крестьянская революция.

Жизненно важное значение для страны имели решения съезда по вопросам организации новой власти в центре и на местах. Им был избран новый высший (в период между съездами) орган государственной власти – ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в составе 101 человека, в т.ч. 62 большевиков, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалистов и 1 эсера-максималиста (позже, в начале декабря, во ВЦИК влился в полном составе (108 человек) Исполнительный комитет Всероссийского крестьянского съезда). Съезд сформировал также состав первого советского правительства – Совнарком РСФСР под председательством Ленина (Ульянова) В.И. – в него вошли большевики. Меньшевики и правые эсеры отказались от участия в правительстве и покинули съезд. Позиции большевиков, с одной стороны, правых эсеров и меньшевиков, с другой, на этом этапе революции разошлись окончательно. Позже лидеры эсеров, в частности В. Чернов, признали такой шаг серьезной ошибкой, означавшей, по сути, их политическое поражение. Левые эсеры в начале декабря направили в состав Совнаркома на посты наркомов 7 своих представителей (И. Штейнберга, В. Трутовского, П. Прошьяна, А. Колегаева, А. Измайловича, В. Алгасова, И. Михайлова).

Решения, декреты съезда Советов получили поддержку подавляющего большинства трудящихся города и села, во многом предопределили развитие событий на местах; в национальных районах их влияние и значение усиливалось принятой через неделю после победы вооруженного восстания в столице «Декларацией прав народов России», которая стала программой для развивающейся на окраинах страны национально-освободительной революции. C 7 ноября 1917 г. до весны следующего года новая власть была признана практически во всей стране. Сравнительно быстро и большей частью мирным путем она была установлена в Иваново-Вознесенске, Владимире, Костроме, Ярославле, в городах Поволжья – Н. Новгороде, Самаре, Царицыне, а также в Екатеринбурге и большинстве городов Урала. Бескровно шла смена власти на территории Белоруссии.

Сложно, в острой борьбе рождалась советская власть на Украине – она была провозглашена на I съезде Советов Украины (в Xapькове) 25 декабря 1917 г. Противоречиво развивался этот процесс на юге страны, в казачьих областях: в Ростове-на-Дону и Астрахани за новую власть велась вооруженная борьба; на территории Северного Кавказа она установилась позже, чем в центральных районах: в Ставропольской губернии – в середине января 1918 г., на Кубани, в Черкесии и Карачае – в феврале, в городах и станицах Терской области – в марте 1918 г.

Еще сложнее обстояло дело в Закавказье: в Баку, на территории Азербайджана советская власть установилась к весне 1918 г., но просуществовала недолго; в Армении и Грузии у власти до начала 1921 г. оставались представители соглашательских партий дашнаков, мусаватистов, меньшевиков в союзе с кадетами (переход власти к Советам здесь оказался невозможным из-за прихода в Закавказье германских, турецких, а затем английских интервентов).

В сложных условиях происходила смена власти на территории Казахстана и Средней Азии. 13 ноября 1917 г. после победы вооруженного восстания в г. Ташкенте советская власть была провозглашена в Туркестанском крае; в степях Казахстана переход власти в руки Советов длился до весны 1918 г.

Острой борьбой сопровождалось осуществление декретов I съезда Советов в районах Сибири и Дальнего Востока. В Красноярске новая власть утвердилась 11 ноября, во Владивостоке – 12 декабря, в Омске – 13 декабря, в Иркутске, Приморской и Амурской областях – в конце января 1918 г.

Практически во всех регионах страны, несмотря на оказывавшееся сторонниками старого режима сопротивление, советская власть была принята большинством населения. Значит, в стране имелись предпосылки для такого развития событий. При всей противоречивости современных суждений относительно того, действительно ли Россия осенью 1917 г. стояла перед сменой государственной власти, были ли в ней условия для этого и в какой мере жизнь оправдала «триумфальное шествие советской власти» после октябрьских событий в Петрограде и Москве, – трудно оспорить вывод, разделяемый большинством исследователей: реформистская альтернатива в развитии российского общества была тогда менее вероятной, чем революционная. Революционный взрыв в Октябре, поддержка массами власти Советов были обусловлены целым комплексом объективных причин и условий развития общества, лежавших в социально-экономической, политической и морально-психологической сферах.

Существует объективная логика развития исторического процесса, и ее нельзя сбросить со счета. Как считает известный исследователь Октябрьской революции П.В. Волобуев, неизбежность новой революции в России была обусловлена системным кризисом империи, возникшим задолго до октябрьских событий. Русский капитализм, хотя и продвинул страну вперед в экономическом отношении, в развитии промышленности, не смог решить задачу индустриализации, а лишь заложил ее основы; к началу Первой мировой войны Россия вышла лишь на 5-е место в мире по производству стали, 6-е – по добыче угля и 15-е по производству электрической энергии. В результате участия страны в войне ее экономика оказалась на уровне экономики слабо развитых стран, и это стало основной причиной углубления общенационального кризиса.

Можно согласиться с тем, что большевики, как считают многие, форсируя развитие событий осенью 1917 г., завышали оценки экономических предпосылок, переоценивали степень зрелости пролетарских масс, в частности «социалистичности» их сознания, подготовленности к социалистическим преобразованиям, но если бы их лозунги: «Мир – народам!», «Власть – Советам!», «Землю – крестьянам!» – не овладели сознанием масс, не получили широкой поддержки, организаторы октябрьских событий оказались бы изолированными в первые же дни, и пламя Октября вскоре бы погасло.

По взглядам ряда исследователей – А. Ципко, Д. Волкогонова и их сторонников, советская власть, новый государственный строй были навязаны стране большевиками силой, октябрьское вооруженное восстание, нарушило естественный ход событий, прервало движение России по пути, который был открыт Февральской революцией и который мог бы привести к утверждению демократического общества западного типа. Однако ход событий показал, что реальных предпосылок для этого тогда не было. Даже П.Н. Милюков, как он писал позже в книге «История второй русской революции», считал совершенно нереальной возможность сохранить тогда у власти Временное правительство. Если бы Керенский объявил даже 19 – 23 октября о начале переговоров с Германией, заявил о немедленной передаче земли в ведение земельных комитетов и об организации советского правительства из членов ЦИК (без участия в нем большевиков), тогда вооруженное восстание в Петрограде, будь оно предпринято, не встретило бы поддержки масс и могло быть воспринято ими как авантюра. Пассивность же Временного правительства и самого Керенского, не предпринявших ни одного из названных шагов, сделала вооруженное восстание неотвратимым; альтернативы власти Советов после этого больше не существовало.

Развитие событий начиная с Октября 1917 г., при всей их противоречивости, подтвердило правоту не критиков курса большевиков и Октябрьской революции, а лидеров большевиков, которые видели внутреннюю пружину развития революционного процесса в социалистическом направлении в том, что Февральская революция не смогла решить общедемократические, общенациональные задачи и рассматривали Октябрьскую революцию не как национальную катастрофу, а как средство ее предупреждения, как новую политическую основу для всестороннего развития цивилизации. Такой взгляд на октябрьские события во многом разделял и один из убежденных противников советской власти Н.А. Бердяев, считавший революцию в России «неизбежной и справедливой»; он называл антинаучной точку зрения, «согласно которой большевистская революция сделана какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников...» По его оценке, не одни большевики ответственны за революцию, а «все, и больше всего ответственны реакционные силы старого режима»; советская власть остановила анархический распад, грозивший России, «коммунистическая диктатура... нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться» (см.: Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 109). Близкой позиции придерживались многие зарубежные наблюдатели – современники революционных событий в России. В частности, по мнению американской газеты «Чикаго дейли ньюс», только благодаря установлению советской власти в России удалось избежать анархии и хаоса, ни одно другое правительство в ее современной истории «не пользовалось в действительности большим авторитетом, чем советская власть».

Без перехода власти к Советам невозможно было предотвратить надвигавшуюся угрозу распада страны. Временное правительство к тому времени уже было бессильным. К осени 1917 г., утверждает Г. Герасименко в своем исследовании «Народ и власть», «Керенский лишился не только народной поддержки, но и потерял политический кредит тех партий, с помощью которых он пришел к власти…. Администрация Керенского изжила себя. Она утратила власть еще до вооруженного восстания большевиков. События в стране вышли из-под ее контроля и развивались по иной, чем хотелось правителям, логике».

В победе Октября, советской власти отразились не случайности, а назревшие потребности общественного развития – это подтвердили состоявшиеся уже после октябрьских событий выборы в Учредительное собрание, на которых за представителей социалистических партий проголосовали 80 % избирателей.

Что касается того, как устанавливалась советская власть, как и кем утверждался в стране новый государственный строй, то чем бы ни отличались во многом не совпадающие толкования главного в этом процессе, беспристрастные документы и факты истории свидетельствуют: на II Всероссийском съезде Советов, провозгласившем советскую власть, присутствовали 673 делегата (они избирались на местах до октябрьских событий), в их числе 390 делегатов большевистской фракции, 160 – фракции эсеров, 72 – фракции меньшевиков. За установление советской власти из общего числа делегатов проголосовали 505 (более 70%), которые привезли на съезд наказы своих избирателей – передать власть Советам; в городах, губерниях России, на Украине, в Белоруссии вопрос о передаче власти Советам решался на губернских съездах Советов при поддержке подавляющего числа делегатов, что подтверждают подлинные протоколы и документы съездов, опубликованные в сборниках. В Ставрополе, например, за советскую власть на губернском крестьянском съезде, проходившем в канун 1918 г., проголосовали делегации всех уездов и сел, кроме одной делегации (из села Донское).

После II съезда Советов, Совнарком и ЦК правящей партии РКП(б) в течение ноября – декабря 1917 г. определили основные направления государственного и хозяйственного строительства, задачи создания нового, советского государственного аппарата, постройки советского государства; выработали и осуществили решения советской власти об уничтожении сословий и гражданских чинов, о введении рабочего контроля над производством, о создании народных комиссариатов для ведения государственных дел, об организации ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства), национализации банков. В начале 1918 г. была обнародована Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой закреплялись завоевания Октябрьской революции и провозглашались основные принципы советского государства; начали осуществляться решения советской власти об организации Рабоче-Крестьянской Красной армии и флота, а также многие другие декреты, постановления, в которых закреплялись основы советского государственного и общественного строя, функционирования советской политической системы.

Слому буржуазного государственного аппарата и замене его аппаратом социалистическим, созданию государства рабочих и крестьян центральные органы советской власти, правящая партия придавали значение главной задачи, основного условия дальнейшего развития революции. Были подвергнуты слому органы подавления и угнетения трудящихся – милиция, карательные органы Временного правительства, старый (буржуазный) суд, городские и земские самоуправления, другие структуры буржуазного государства. Вместо них созданы рабоче-крестьянская милиция, советский суд, революционные трибуналы, ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией). В январе 1918 г. начали формироваться Рабоче-Крестьянская Красная армия и флот.

В декретах, постановлениях высших органов советской власти, в первых шагах правительства по формированию нового государственного и общественного строя трудящиеся видели практическое осуществление лозунгов, целей революции, гарантию того, что власть народа будет укрепляться вопреки замыслам ее противников, и потому политика и деятельность органов новой власти пользовались поддержкой масс, стимулировали рост их политической активности.