Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

3. Политический режим в ссср в 30-е гг.

Утвердившаяся в нашей стране в 30-е гг. командно-административная система руководства и управления позволяла сравнительно быстро решать возникавшие проблемы. Ее характерными чертами были: огосударствление партийного аппарата и осуществление им функций государственной власти; усиление централизма за счет ограничения демократических начал, прав и функций выборных органов; разрастание бюрократизма в партии и государстве; преобладание волевых, приказных методов руководства; применение репрессий, нарушение законов. Обеспечив достижение основных целей политики за счёт свёртывания начал самоуправления, ограничения демократии, нарушения конституционных прав части членов общества, эта система привела к ряду деформаций в политическом строе. В результате партийные органы взяли на себя многие функции Советов, в высшем звене руководства власть сосредоточивалась в руках Политбюро и лидера правящей партии. В партии, а затем и в обществе утвердился культ вождя, идеология культа личности внедрялась партийно-государственной номенклатурой в массовое сознание. Существенным деформациям подверглись ленинские идеи строительства социалистического государства. Сталин не принял идеи ленинского демократизма, создал режим личной власти, вызывавший атмосферу недоверия, зависимость от произвола вышестоящих инстанций. О партии, которая, по мысли Ленина, должна развивать демократию, Сталин говорил, что она представляет «своего рода орден меченосцев внутри государства» и должна быть превращена в «неприступную крепость».

Авторитарные методы управления и контроля за всеми сторонами жизни общества осуществлялись через разветвленный бюрократический аппарат, особую роль в котором играли органы госбезопасности и внутренних дел. Последние, получив в 30-е гг. огромные полномочия и права внесудебного разбирательства, участвовали в экономических преобразованиях, которые сопровождались репрессиями. По мнению ряда историков (А.С. Ахиезера, А.К. Соколова), практиковавшиеся в те годы репрессии являлись отражением аномалий в социальном развитии советского общества, поддерживались тем, что из-за революционных потрясений, Гражданской войны и модернизации советской экономики в обществе тогда не существовало ни одной устойчивой социальной группы (все они находились в состоянии изменений или только формировались); люди, вырванные из привычного уклада жизни, утратившие старые социальные корни и не приобретшие новых, являлись благоприятной почвой, на которой могли прорасти любые семена.

Форсированное проведение преобразований в промышленности и сельском хозяйстве вело к разрыву экономических и социальных аспектов развития, к снижению уровня жизни, что порождало недовольство населения. Поэтому в качестве «громоотвода» был выдвинут тезис Сталина о том, что по мере продвижения страны вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, будет обостряться классовая борьба. Концепция «вредительства» использовалась для объяснения возникавших трудностей, а затем стала основой для внедрения в массовое сознание недоверия и подозрительности в отношении к «спецам». «Шахтинское дело», процесс над Промпартией, объявление о раскрытии «трудовой крестьянской партии» означали поворот во внутренней политике государства, появление признаков, свойственных тоталитарному режиму.

Использование в политической борьбе репрессий как средства укрепления режима личной власти привело к усилению карательных функций государства. Особенно усилилась эта тенденция после XVII съезда партии и убийства в декабре 1934 г. члена Политбюро ЦК, первого секретаря Ленинградского обкома партии С.М. Кирова. Репрессии направлялись против остатков ленинской гвардии, интеллигенции, военных кадров; их жертвами становились сами сторонники и создатели системы – Л. Троцкий, Г. Зиновьев, Л. Каменев. Были репрессированы 70% членов ЦК партии, большая часть высшего комсостава армии, видные ученые (Н.И. Вавилов, А.А. Туполев, С.П. Королев), деятели культуры и искусства (М. Кольцов, Б. Ясенский, Н. Клюев); пострадали десятки тысяч партийных, советских и хозяйственных работников в каждой республике.

Репрессии в государственном и партийном аппарате должны были поддерживать его в постоянном напряжении и мобилизационной готовности. Этой цели была призвана служить система контроля, которая ставила в зависимость от воли государства не только положение, но и саму жизнь чиновника. Репрессии коснулись и рядовых граждан, проявлявших недовольство политическим режимом.

По подсчетам, проведенным на основании архивов НКВД, общее число репрессированных с 1930 по 1953 г. составило 3,8 млн. человек, в 1939 г. в ГУЛАГе числилось 3,1 млн. заключённых. К тому времени было расстреляно 682 тыс. человек (см.: Соколов А.К. Курс советской истории 1917 – 1940 гг. М., 1999. С. 228, 267).

Чем можно объяснить процессы, происходившие в стране в 30-е гг.? Причин здесь много, и не все из них надо искать в рамках того времени:

- страна не прошла в свое время этапа демократического развития, обществу не доставало «культурности», в нем преобладал авторитарный тип мышления, бывший одной из особенностей российского менталитета;

- достаточно низким был уровень цивилизованности всех слоев общества, незначительной оставалась численность интеллигенции;

- отсутствовали многопартийная система и механизм влияния общества на деятельность руководящих органов ВКП(б);

- структура правящей партии не была демократичной, она представляла собою иерархическую пирамиду ответственности и подчинения. Эффективность партийного руководства снижалась деформациями в самой партии (форсированием роста ее численности, невысоким образовательным и интеллектуальным уровнем, даже среди партийных руководителей);

- не последнюю роль играли субъективизм, отрицательные черты характера Сталина, о чем предупреждал партию Ленин;

- сказывалось также влияние капиталистического окружения.

Формирование командно-административной системы, культа личности наложило на советское общество глубокий отпечаток, предопределило неизбежность серьезных деформаций, но не могло остановить его развитие, лишить общество жизненных сил.

К концу 30-х гг. в Советской стране утвердилась новая общественная система. В ее оценке в исторической литературе преобладающее значение получила характеристика советского общества как общества незрелого, начального, административно-государственного социализма. Его основными чертами называются: подмена социализации основных средств производства их огосударствлением; неразвитость демократических форм общественной жизни; утверждение командно-административных методов принудительной (внеэкономической) организации труда; неспособность общества к самокоррекции, тем боле к внутренним реформам из-за отсутствия экономических и политических регуляторов общественной жизни; закрытость страны, тенденция к автаркии во всех сферах жизни; идеологический конформизм, догматизм в науке и культуре. Советское общество конца 30-х гг. по его социально-классовой сущности, было новым обществом, социалистическим. В нем были впервые утверждены новые принципы организации производства и общественной жизни с упраздненной частной собственностью, обобществлением производства. Политический режим, утвердившийся в стране, стал логическим следствием ее предыдущего развития, а также изменяющегося мирового порядка.