Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
анализ мировых тенденцй научно-образовательной...doc
Скачиваний:
291
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

7.1. Университизация высшей школы

В последние годы наметилась устойчивая тенденция университизации высшей школы, которую можно охарактеризовать как процесс распространения ценностей университетской культуры на всю сферу высшего образования. Как отмечает П. Скотт, три четверти существующих в настоящее время университетов появилось только в XX веке, а половина всех университетов – уже после 1945 г. Особенно отчетливо тенденция университизации стала проявляться к середине 80-х годов, питаемая не столько открытием новых университетов, сколько наметившимся процессом трансформации ряда государственных политехнических институтов в университеты (Турция – 1981 г., Великобритания – 1992 г., Россия – 1992 г. и др.). «Центр тяжести» подготовки специалистов к 80-м гг. смещается в университетский сектор высшей школы (Скотт, 2000).

Общей тенденцией второй половины XX века стало повышение статуса учебных заведений высшего профессионального образования: политехнических институтов, технологических институтов, высших профессиональных школ и др. Большинство из них перешло на выполнение университетской функции самопополнения, то есть собственной подготовки преподавательских и научных кадров. Эти вузы начали предлагать программы последипломного уровня (магистерские и докторские), а также активно занялись научными исследованиями, причем не только прикладного, но и фундаментального характера. Таким образом, зарождаются предпосылки для стирания граней между профессионально ориентированным и университетским секторами высшего образования.

Во многих странах был изменен статус политехнических институтов – он был повышен до статуса технических университетов. Особенно отчетливо и, вместе с тем, наиболее неоднозначно эта тенденция проявилась в странах Центральной и Восточной Европы.

Неоднозначность данного процесса проявляется в том, что, по мнению Л. Когана, для ряда вузов - действительно политехнических (в полном смысле этого слова), такое преобразование является оправданным. Он считает, что для такого шага необходимо наличие ряда условий: во-первых, вуз должен представлять определенную совокупность технических наук; во-вторых, в нем должно сочетаться глубокое изучение фундаментальных научных дисциплин с прикладными и, в третьих, вуз должен соответствовать исторической идее университета как центра национальной культуры, науки и подготовки высококвалифицированных специалистов (Коган, 2000).

Процесс университизации имеет ряд побудительных мотивов. Их множество, выделим только основные. Для государственного сектора высшей школы повышение статуса означает, в первую очередь, увеличение финансирования как процесса подготовки специалистов, так и проведения научных исследований. Для частного сектора возможность получения статуса «университета» предопределяет возможность извлечения более высоких доходов. Но для тех и других, в целом, повышение своего статуса означает повышение престижности учебного заведения как в сознании конкретных потребителей, так и всего общества. Кроме того, такой статус дает определенные преимущества для позиционирования на международном рынке образовательных услуг, облегчает им процесс интернационализации. Перечисление можно продолжить, но основным побудительным мотивом университизации высшей школы все-таки останется удовлетворение возрастающего спроса общества именно на университетское образование.

В целом, для любого вуза желание повысить свой статус - явление положительного характера. Значит, марка «университета» не поблекла, а становится еще более притягательной. Но желание и возможность всегда были разными категориями. Право называться университетом надо еще заслужить у общества, при этом доказав ему свою способность выполнять все университетские функции.

Как мы видим, процесс университизации высшей школы во всех странах протекает далеко неоднозначно. Очевиден процесс расхождения понятия «университет» в его общепринятом смысле, емко охарактеризованном В.А. Садовничим как «совокупность профессоров и студентов, совокупность образования, науки и культуры; совокупность разных областей знания; совокупность научных школ и совокупность традиций» (Жуков, 2000) и реалиями академической действительности. Достаточно спокойная реакция университетского сообщества на проникновение в свою среду «псевдоуниверситетов» может привести к постепенному выхолащиванию сути ценностей данного общественного института, незыблемых в течение двух последних столетий.

Это как раз одна из тех «глобальных проблем» решить, которую можно только совместными и при этом целенаправленными действиями национальных правительств, академического сообщества и международных организаций, занимающихся проблемами высшего образования. Для этого, в первую очередь, вектор усилий данных организаций должен быть переориентирован с вопросов выработки правил международной торговли образовательными услугами на разработку межнациональных регулирующих механизмов, которые позволят защитить от использования одного из ценнейших достижений человеческой цивилизации, каковым автор считает университет, в качестве средства наживы как для частного, так и для корпоративного бизнеса.

Процесс университизации высшего образования не обошел стороной и Россию. За десятилетний период новейшей истории российской высшей школы очень ярко обозначилась тенденция к повышению статуса высшего учебного заведения: с широко используемого в советское время статуса института до статуса академии или университета.

Мы уже характеризовали процесс университизации 90-х гг. в странах Восточной Европы и России как далеко не однозначный. Повышение статуса политехнических институтов до статуса технических университетов вполне оправдано даже исторически, так как большинство политехничсеких институтов возникало на базе отдельных факультетов университетов вследствие их разукрупнения.

Таким образом, становление современных технических университетов вполне логично, и их можно было бы рассматривать как исторически предопределенную новую форму университетского образования, наряду с классическими университетами. В этом случае технический университет должен представлять совокупность технических, гуманитарных и естественных наук.

В настоящее время высшую школу России можно охарактеризовать как преимущественно университетскую (66 % от общей численности студентов). Причем эта трансформация, как мы видим, произошла достаточно легко – в большинстве случаев в результате простой смены вывески, а не изменения сути подготовки специалистов.