Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полевая этнография.doc
Скачиваний:
126
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
2.78 Mб
Скачать

9.2. Система родства и родственные отношения

Все вышесказанное с полным основанием можно отнести и к обрядам, связанным с семейным укладом этноса. Но прежде чем рассматривать семейные обряды, нужно обратить внимание на систему родства и родственные отношения, характерные для данного этноса или его части. Номенклатура родственных отношений, как правило, отражает предыдущий этап этого института. Поэтому нужно очень тщательно фиксировать названия степеней родства, по возможности выявляя этимологию терминов, функциональное значение разных степеней родственных отношений и их соответствие первоначальному значению названий. Очень важно установить различия родственных отношений человека по линии отца и матери, по линии Ego, жены или мужа. Нужно учитывать, что родственные отношения всегда реализуются через семью и на ней замыкаются. Поэтому семья в системе родственных отношений всегда – главный объект исследования. Несколько утрируя предмет исследования, можно заметить, что система родственных отношений есть та сеть, которая стагивает этнос воедино, и в узелках этой сети стоит семья.

Полевые исследования родственных отношений – весьма сложное дело. Сказывается то обстоятельство, что родственные отношения зачастую тщательно скрываются от постороннего взгляда. Приходилось встречать поразительные примеры такого бережного отношения к родственным связям, которые тщательно охраняются от разрушающего воздействия конфликтов, связанных с хозяйственной деятельностью и личными качествами родственников. В одной из полесских деревень братья-старики (там бытовала большая семья в обоих вариантах, в данном случае мы имеем дело с братской) при возникновении конфликтных ситуаций собирались вместе и уходили в клуню (хозяйственную постройку). Там и происходило выяснение отношений, иногда оно тянулось час-два-три. Что происходило за плотно закрытыми дверями клуни, не знали даже ближайшие родственники, но выходили «деды» из клуни дружными родственниками. Родственные отношения настолько важны в структуре общества, что перед ними отступают все другие виды отношений.

Не случайно при разгроме крестьянства в печально известный период коллективизации для того, чтобы сломать его сопротивление, потребовалось разрушить семью и экономически, организовав голод, и идеологически, подменив родственные отношения классовыми. Трагическим примером последнего является Павлик Морозов. Суть его «героизма» состояла в том, что он воспринял классовые понятия, которые ставились идеологами общества выше родственных отношений, как абсолютную истину. Его конфликт с отцом—это конфликт, кроме всего прочего, еще и очень молодого человека, подростка, чью субкультуру сознательно формировали вне родственных отношений, даже в противовес им, в противовес системе родства, на которой основана структура этноса. С этой точки зрения «революционный переворот в деревне» был процессом, направленным на уничтожение целых субэтносов, культура которых лежала в основе нескольких этнических культур, и не только славянских. Трагедия «детей Арбата» начиналась с «Кортика» и «Бронзовой птицы» и завершилась страшным расколом общества на людей, живших в «Страхе», нигилистов и циников, живших на верху общества, прозревших диссидентов, которые прошли «первые» и другие круги, более мелкие группы, часть из которых составила «вторую эмиграцию».

Логическим завершением всей этой политики явилось создание теории о неизбежности слияния всех наций и народностей, и далеко не только у нас, в бывшем СССР. Это не только провозглашение возникновения новой этнической общности людей – советского народа, но и идея американского «котла», в котором идет «переплавка» представителей разных этносов и рас в стопроцентных американцев, это и великоханьская идея, и множество других примеров. Естественным следствием такой политики явились хиппи как «шлак плавильного котла», хунвэйбины и дзаофани как гипертрофированные на китайский манер Павлики Морозовы, (да простит мне эта жертва преступной политики за упоминание), заметная нравственная дезориентация молодежи в нашей стране, которая очевидна с первых послевоенных лет. Общим у всех этих процессов является разрушение семьи через ослабление родственных связей.

Изучение родственных отношений представляет не только познавательный интерес, но имеет и большое практическое значение, ибо позволяет, используя соответствующую методику, прогнозировать течение этногенеза в результате вмешательства политической системы, государства в семейную организацию этноса.

Должно сказать, что художественная литература исследовала эти процессы на высоком уровне, и конфликт поколений, его истоки и последствия этнологи будущего больше поймут из романов А. Рыбакова (не будем говорить о художественных достоинствах книг этого автора, их разбор дело специалистов), чем из невнятных или апологетических работ советских этнографов. Точно также сборник стихов В.Высоцкого даст этнографу будущего больше, чем фундаментальный труд «Современные этнические процессы в СССР», выпущенный в 1977 году вторым изданием.

Изложенное выше заставляет сделать вывод, что при исследовании семьи и родственных отношений этнографу обязательно необходимо обращаться к произведениям искусства. Никто ведь не станет отрицать этнографической ценности произведений Мельникова-Печерского или живописи Пиросманишвили.

Примечательно, что родственные отношения оказались победителями в схватке с идеологией, которая пыталась их подменить (повторяю, не только у нас, но и в Германии, США, Китае и других странах). Перед ними действительно отступают все другие виды отношений, не случайно мафии всех видов строят свои отношения по типу родственных.

При работе с респондентами нужно учитывать эти обстоятельства. Поэтому вопросы, которые адресуются респондентам, не должны задевать этическую сторону родственных отношений. Не следует задавать вопросов типа: «Почему Вы поссорились?», а только выяснять, как происходило то или иное событие.

Функциональная значимость родственных связей в значительной степени выявляется на основе частоты родственных контактов. Эта сторона явления поддается статистическим методам исследования. Родственные контакты нужно учитывать по нескольким направлениям:

  1. Участие родственников в экономической жизни семьи (толоки, помочи, присмотр за детьми, дарения и т.д.).

  2. Контакты родственников на базе совместного отправления обрядов (как «календарных», так и семейных).

  3. Обращение к родственникам за помощью.

  4. Посещение родственников (вне зависимости от цели).

  5. Советы родственников и следование им.

  6. Создание условий для контактов детей родственных семей.

Важно сравнить частоту родственных контактов по степеням родства, а также родственные контакты с контактами вне родственного круга. Это дает возможность определить приблизительную границу родственной сферы. Например, частота контактов с троюродными братьями в среднем 27 контактов в год, а средняя частота контактов с неродственниками 25 контактов в год. Это означает, что круг родственников по этому радиусу ограничен троюродными братьями. При использовании статистических методов необходимо вносить поправки на служебные контакты, случайные контакты и т.д.

Необходимо также выяснять, сколько родственных позиций может занимать человек определенной степени родства. Это дает возможность проследить динамику «размывания» родственных связей и «область определения» этих связей.

Изучение динамики развития родственных отношений позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать развитие этнической культуры. Предложенный в приложении вопросник позволит, на наш взгляд, предельно формализовать результаты работы с респондентами, построить пространственную модель родственных отношений, которая поддается описанию математическими уравнениями, а значит может быть исследована методами математического и функционального анализа (топологии)

Известно, что многие элементы родственных отношений в детстве «отрабатываются» в качестве дружеских отношений. Поэтому в плане изучения родственных отношений необходимо изучать институты дружбы в детском и подростковом возрасте. Это же можно сказать и о взаимоотношениях в различных подростковых и молодежных организациях. Однако работа в этом направлении только начинается, поэтому требует первоначально отработки методологических проблем, создания и проверки опросников, накопления первоначальной базы данных. Однако это одно из самых перспективных направлений полевой этнографической работы.

Для запоминания:

1. Родственные отношения в этногенезе и в этнической культуре играют роль этносвязующего элемента, т.е. пронизывают все слои этнической культуры.

2. Родственные отношения не остаются неизменными на разных этапах этногенеза. Они могут усиливаться и ослабевать, охватывать больший или меньший круг людей.

3. Изучение состояния родственных отношений делает возможной диагностику состояния этнической культуры на данный момент (что равнозначно отысканию производной в математике) и прогнозированию этнических процессов (что равнозначно интегрированию – отысканию функции по производной в математике).

  1. Проблема родственных отношений требует дополнительных теоретических исследований, что невозможно без большого количества полевых материалов, приток которых должен быть непрерывным.

Рекомендуемая литература:

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание.

Морган Л.Г. Древнее общество. М.-Л., 1934.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990.

Кон И. Ребенок и общество. М., 1988.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1989.

Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья. Мн., 1987.

Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья. – Брест, 2002.