Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зорин Н.А. Права векселедержателя по законодательству России. - М.Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
58
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.88 Mб
Скачать

4. Право передачи векселя по залоговому индоссаменту

Правом передачи векселя по залоговому индоссаменту обладает первый векселедержатель, а также держатель, получивший вексель на основании полного индоссамента, но его лишен держатель векселя с препоручительным или залоговым индоссаментом (ст.18, 19, 77 Положения о векселях).

Вопрос о юридической природе и правовых последствиях совершения залогового индоссамента является спорным, и по нему имеются различные суждения.

Например, Д.Л. Иванов полагает, что залоговый индоссамент представляет собой разновидность препоручительного индоссамента *(252). Н.А. Казакова и Ю.В. Балашова, напротив, проводят различие между этими видами индоссамента, заключающееся, по их мнению, в том, что держатель по препоручительному индоссаменту получает сумму векселя для своего индоссанта, а держатель по залоговому индоссаменту вправе обратить полученную по векселю сумму или ее часть в погашение выданного им индоссанту кредита, обеспеченного залогом векселя *(253).

В.А. Белов высказал мнение, что залоговый индоссамент не переносит ни права собственности на вексель, ни вытекающих из него прав. Однако он устанавливает особый комплекс прав индоссатора - комплекс залоговых прав *(254). Позднее, во имя предотвращения смешения понятий о залоге и вексельном залоге, данный автор предложил отказаться от термина "залоговый индоссамент", заменив его словосочетанием "обеспечительный индоссамент". При этом целью обеспечительного индоссамента, на его взгляд, является установление залогоподобного (термин В.А. Белова) права индоссата на вексель *(255).

Е.А. Крашенинников считает, что залоговый индоссат не становится ни собственником векселя, ни вексельным кредитором. Обремененный залогом вексель продолжает оставаться собственностью залогового индоссанта, поэтому и связанное с правом собственности на вексель право из векселя сохраняется за залоговым индоссантом. Принадлежащее индоссату право залога лишь управомочивает его на осуществление права требования по векселю, а также прав, возникающих вследствие отказа вексельного должника от оплаты векселя *(256).

А.Э. Вормс, основываясь на положениях Международного вексельного Устава 1912 г., полагал, что залоговый индоссамент передает новому векселедержателю права на вексель, ограниченные той целью, для которой вексель передается. В отношении третьих лиц залоговый индоссамент придает залогодержателю полную легитимацию самостоятельного вексельного кредитора. Именно поэтому вексельный должник не может противопоставить залоговому векселедержателю возражения, вытекающие из его личных отношений к залогодателю *(257).

По мнению А.А. Маковской, залоговый индоссамент, помимо общей с именным и бланковым индоссаментом функции по передаче прав, удостоверенных векселем, выполняет и две другие, присущие только ему функции: доводит до сведения всех возможных участников вексельного оборота факт залога векселя (или его возможного залога) и останавливает оборот такого векселя *(258).

О.С. Иоффе высказал точку зрения, согласно которой при залоговом индоссаменте индоссатор становится обладателем всех прав по векселю, кроме права передачи его посредством полного индоссамента *(259). В настоящее время схожей позиции придерживается А.М. Эрделевский, считающий, что залоговый индоссамент переносит на векселедержателя все права, вытекающие из векселя, но с единственным ограничением: поставленный таким векселедержателем индоссамент имеет силу лишь препоручительного индоссамента *(260).

С последним из приведенных суждений можно согласиться. В случае залогового индоссирования векселя его новый держатель приобретает выраженные в нем права, в том числе и по отношению к лицу, учинившему залоговый индоссамент (при отсутствии в его тексте безоборотной оговорки). Этим можно объяснить правила ст.19 Положения, в силу которых векселедержатель на основании залогового индоссамента может осуществлять права, вытекающие из векселя, а обязанные по нему лица не вправе заявлять против требования его держателя возражения, основанные на их личных отношениях к индоссанту, за исключением случаев, когда векселедержатель, получая вексель, действовал сознательно в ущерб должнику. Тем самым права держателя векселя с залоговым индоссаментом являются, по общему правилу, свободными от пороков прав предшествующего векселедержателя (индоссанта залогового индоссамента). Если же предположить, что при залоговом индоссировании векселя воплощенные в нем права не переходят к индоссатору, то правило об ограничении возражений не будет иметь объяснения.

Различие между передачей векселя по полному и залоговому индоссаментам выражается в том, что при залоговом индоссировании новый векселедержатель получает права по векселю не в полном объеме: он лишен прав передачи векселя с помощью полного и залогового индоссаментов, так как в соответствии со ст.19, 77 Положения о векселях поставленный им индоссамент всегда имеет силу лишь в качестве препоручительного вне зависимости от того, содержит он соответствующую оговорку или нет.

Различие между передачей векселя по залоговому и препоручительному индоссаментам заключается в том, что в последнем случае векселедержатель не приобретает права, вытекающие из векселя, а получает лишь правомочия их осуществления, в то время как держатель на основании залогового индоссамента получает непосредственно сами права по векселю. Сходство между препоручительным и залоговым индоссированием состоит в том, что в обоих случаях новый векселедержатель может индоссировать вексель только лишь посредством препоручительного индоссамента.

Таким образом, содержание права передачи векселя с помощью залогового индоссамента во многом сходно с содержанием права передачи векселя по полному индоссаменту и включает два правомочия:

1) возможность передать другому лицу права по векселю;

2) возможность принять на себя обязанности отвечать за оплату векселя и за акцепт переводного векселя.

При этом первое из данных правомочий не включает возможность наделения другого лица правами индоссирования векселя посредством полного и залогового индоссаментов, в чем проявляется различие в содержании этих прав.

Так как Положение о векселях не запрещает совершать залоговый индоссамент в форме бланкового, можно прийти к выводу о возможности существования бланкового залогового индоссамента. Применительно к последнему содержание права передачи векселя по залоговому индоссаменту включает, помимо прочего, возможность наделения нового держателя векселя правом передачи выраженных в нем прав путем простой передачи владения векселем. Однако если держатель векселя с бланковым залоговым индоссаментом передаст имеющиеся у него права другому лицу путем простой передачи самого векселя, не передав тому же лицу права по обязательству, в обеспечение исполнения которого был учинен залоговый индоссамент, то само существование залоговой оговорки в индоссаменте потеряет всякий смысл, ведь будет утрачена связь между залоговым индоссированием векселя и тем обязательством, в обеспечение исполнения которого произведено это индоссирование.

Поскольку залоговый индоссамент должен содержать оговорку, имеющую в виду залог (ч.1 ст.19 Положения о векселях), очевидно, что в данном случае воплощенные в векселе права передаются новому векселедержателю в целях обеспечения исполнения обязательства, существующего между ним и индоссантом. В связи с этим возникает вопрос: может ли залоговое индоссирование по нормам вексельного права рассматриваться как залог в том смысле, в каком это понятие употребляется в общегражданском законодательстве?

Согласно п.1 ст.348 ГК залогодержатель имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества только лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства залогодателя. До момента наступления этого условия залогодержатель не вправе совершать какие-либо действия по распоряжению заложенным имуществом. Действующее общегражданское законодательство не предусматривает возможности передачи заложенного имущества в собственность залогодержателя. Всякие соглашения, направленные на такую передачу, должны рассматриваться судами в качестве ничтожных, за исключением тех, которые могут быть квалифицированы как отступное или новация обеспеченного залогом обязательства *(261). Понятно, что при залоговом индоссировании векселя имеет место совсем другая ситуация, ведь Положение о векселях прямо устанавливает, что держатель векселя на основании залогового индоссамента может осуществлять все права, вытекающие из векселя, за исключением прав передачи его по полному и залоговому индоссаментам.

В доктрине уже давно замечен особый характер залога прав по векселю. Так, А.Э. Вормс подчеркивал, что залог вексельного требования носит характер переуступки, передачи прав по векселю залогодержателю с сохранением за залогодателем обязательственных прав требования на случай его исправности и наступления обязанности залогодержателя возвратить ему вексель *(262).

В современной литературе имеются различные суждения относительно соотношения залогового индоссирования векселя и залога, осуществляемого по правилам общего гражданского права.

Существует мнение, что в случае передачи векселя по залоговому индоссаменту имеет место особая форма залога. К отношениям между держателем векселя с залоговым индоссаментом и лицами, обязанными по векселю, соответствующие нормы ГК о залоге не применяются. В отношении вексельных должников векселедержатель является кредитором, которому должно быть произведено исполнение, независимо от того, каковы отношения между ним и лицом, передавшим ему вексель с учинением залогового индоссамента. Совершенная между этими лицами сделка является фидуциарной, т.е. сделкой, в которой нужно отличать внутренние отношения между ее участниками от тех внешних правомочий, которые в результате совершения сделки приобретает один из ее участников. Передача векселя на основании залогового индоссамента, согласно данной точке зрения, сама по себе не заменяет в отношениях между залогодателем и залогодержателем договора залога. При отсутствии договора залога денежные средства, полученные по векселю держателем по залоговому индоссаменту, подлежат передаче лицу, передавшему вексель в залог, на основании норм о последствиях недействительности сделки залога *(263).

Согласно другому подходу залоговый индоссамент нельзя рассматривать как основание возникновения залоговых (или обеспечительных) отношений в рамках вексельных, а равно и общегражданских правоотношений. Отношения, возникающие в силу залогового индоссамента, по своей природе не являются отношениями по залогу векселя, а в более широком смысле не являются отношениями обеспечительными *(264).

Можно согласиться с утверждением, что передача векселя по залоговому индоссаменту не является залогом в смысле общегражданского законодательства *(265). Поэтому к отношениям, возникающим вследствие совершения залогового индоссамента, нормы ГК о залоге применению не подлежат.

По общегражданским нормам залог есть акцессорное обязательство, судьба которого зависит от судьбы основного обязательства. Если основное обязательство недействительно, то недействительным является и обеспечивающее его исполнение залоговое обязательство. В случае исполнения основного обязательства оно прекращается и одновременно с ним прекращается залоговое обязательство, в том числе и права залогодержателя по нему (п.1 ст.352 ГК). Обращение взыскания на заложенное имущество возможно только при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, обеспеченного залогом. В противоположность этому держатель векселя с залоговым индоссаментом может иметь права по векселю и в случае прекращения или недействительности обязательства, обеспеченного залоговым индоссированием векселя. Оговорка в залоговом индоссаменте о существовании основного обязательства и о зависимости прав индоссатора от его исполнения или неисполнения индоссантом считалась бы ненаписанной в соответствии со ст.12 Положения о векселях. Таким образом, права держателя векселя по залоговому индоссаменту существенно отличаются от прав залогодержателя, предусмотренных общим гражданским законодательством *(266).

В связи с этим правомерен вывод о том, что залоговое индоссирование векселя представляет собой один из других, предусмотренных законом, способов обеспечения исполнения обязательств *(267). Суть этого способа можно определить как передачу прав, выраженных в векселе, в пользу нового векселедержателя. В случае исполнения обязательства, в обеспечение которого был учинен залоговый индоссамент, вексель подлежит возврату индоссанту. При этом последний может зачеркнуть залоговый индоссамент и тем самым вновь стать обладателем прав, воплощенных в векселе.

В современном английском праве все векселя предполагаются способными быть переданными в порядке негоциации, одной из разновидностей которой является индоссирование. Однако вексель может быть лишен такой способности, если из имеющихся на нем обозначений явствует, что он является непередаваемым (ст.8 ЗПВ).

Соседние файлы в предмете Гражданское право