Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зорин Н.А. Права векселедержателя по законодательству России. - М.Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
58
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.88 Mб
Скачать

2. Способность обладать правами по векселю

В юридических исследованиях часто употребляется понятие "вексельная правоспособность", означающее способность иметь права и нести обязанности по векселю. Данный термин используется в работах как современных авторов, так и дореволюционных российских исследователей вексельного права *(79).

Появление понятия "вексельная правоспособность" обусловлено историческими причинами. Особенности вексельного права сформировались с целью ограждения интересов вексельного кредитора и в связи с этим придания вексельным обязательствам особой строгости, выражающейся в том, что вексельный должник поставлен в более тяжелые условия по сравнению с должниками по иным обязательствам *(80).

Начиная с середины XVIII в. в законодательства многих государств, в том числе и России, были введены положения, лишающие некоторые категории лиц права становиться обязанными по векселям. При установлении таких ограничений принимались во внимание строгость вексельного права, сложность вексельных операций, вследствие которой лица, мало знакомые с торговым оборотом, несли бы значительные имущественные потери. Иногда руководствовались защитой государственных интересов, которые могли бы пострадать, если бы вся строгость вексельного права распространялась на отдельные категории лиц (дворянство, духовенство, военнослужащих). В то же время способность иметь права по векселю не подвергалась ограничениям ввиду того, что строгость вексельного права как раз и направлена на защиту интересов вексельного кредитора. Каждое лицо, способное иметь гражданские права, признавалось способным иметь и права по векселю. Поэтому законодательства не только не ограничивали способность обладать такими правами, но даже не упоминали о ней вообще.

Позднее наука пришла к заключению, что и ограничений способности обязываться по векселю существовать не должно, поскольку для всех членов общества существует потребность принимать на себя обязательства. Вексельные обязательства, в свою очередь, не выходят из разряда других обязательств, вследствие чего по вексельному обязательству лицо должно нести не большие потери, чем по всякому иному обязательству. Поэтому существовавшие ранее ограничения способности иметь вексельные обязанности стали постепенно отменяться, и к концу XIX в. в большинстве государств мира уже не предусматривалось каких-либо ограничений вексельной правоспособности *(81).

Исторический ход развития отечественного законодательства в отношении права обладать обязанностями по векселю наиболее четко сформулировал С.М. Барац, подчеркнувший, что "за полною свободою, отсутствием ограничений, существовавшими сначала, следует мало-помалу стеснение и ограничение права тех или других лиц обязываться векселями и затем намечается опять поворот к свободе и устранению изъятий в отношении пассивной вексельной правоспособности" *(82).

Первый российский Устав о векселях 1729 г. не устанавливал каких-либо ограничений права нести обязанности по векселю. Это право имели все лица, способные вступать в договорные обязательства. Однако затем вексельная правоспособность стала подвергаться ограничениям и в 1857 г. в законодательстве появилось положение, согласно которому вексельно обязываться могли только те категории лиц, которые были специально перечислены в законе: купцы всех трех гильдий, дворяне, записанные в гильдию, иностранные гости, мещане и иностранные цеховые в столицах, крестьяне, торговавшие по свидетельствам.

Причинами ограничения вексельной правоспособности были:

1) опасение, что дворяне, пользуясь правом обязываться по векселю, подвергнутся всей строгости вексельных взысканий;

2) мнение, что вексельные операции присущи исключительно торговому сословию, которому одному только и может быть выгодно принимать на себя вексельные обязательства *(83).

Впоследствии нормативное регулирование вексельной правоспособности развивалось по пути отмены ранее установленных ограничений. При этом были приняты во внимание следующие соображения. Ограничение вексельной правоспособности предоставлением права обязываться по векселям только определенным категориям лиц может невыгодно отразиться на вексельном обороте страны, подрывая твердость приобретенных прав по векселю и уменьшая к нему доверие. Из надписей на векселе не всегда возможно усмотреть, имел ли вексельную способность выдавший или надписавший вексель. Зачастую для этого необходимо получать дополнительную информацию, что требует временных затрат, а иногда и вовсе не является возможным. К тому же для облегчения международных торговых отношений желательно установление во всех законодательствах единообразных предписаний в области вексельного права. При существовании в большинстве иностранных государств принципа общей вексельной правоспособности установление ограничений права обязываться по векселям предоставлением такого права лишь торговцам могло бы уменьшить учет российских векселей за границей и обращение иностранных векселей, трассированных на Россию *(84).

Дискуссия относительно необходимости и целесообразности устранения ограничений вексельной правоспособности завершилась включением в ст.2 Устава о векселях 1902 г. правила о том, что обязываться векселями могут все лица, коим по закону дозволено вступать в долговые обязательства. Из этого правила делалось исключение в отношении лиц духовного звания всех вероисповеданий и крестьян, не имевших недвижимой собственности и промысловых свидетельств.

Положение о векселях 1922 г. вообще не содержало никаких предписаний относительно вексельной правоспособности, наличие коей устанавливалось в соответствии с нормами общегражданского права.

Нынешний российский Закон о векселях (ст.2) перечисляет категории лиц, имеющих право обязываться по векселю, и определяет условия существования такого права для отдельных категорий субъектов гражданского права. Закон не разъясняет значение выражения "обязываться по векселю". Оно может означать как способность лица становиться обязанным по векселю, так и его способность своими действиями принимать на себя вексельные обязанности. Думается, что законодатель имел в виду именно способность становиться обязанным по векселю, поскольку способность своими действиями принимать на себя гражданские права и обязанности (в том числе и обязанности по векселю) детально регламентируется общегражданскими нормами о дееспособности.

Перечисляя категории лиц, способных обязываться по векселю, российское законодательство отличается тем самым от законодательств большинства других государств мира, которые либо содержат общие правила о том, что вексельно обязываться способен каждый, кто может принимать на себя договорные обязательства (как это делает, например, английский Закон о переводных векселях (ст.22)), либо вообще не устанавливают специальных предписаний относительно способности иметь права и нести обязанности по векселю. На последнее обстоятельство обращали внимание еще дореволюционные исследователи вексельного права *(85).

Таким образом, можно сказать, что термин "вексельная правоспособность" появился в виду существования особых правовых норм, касающихся способности нести обязанности по векселю. Необходимо отметить исключительно доктринальный характер указанного термина. Ни русское дореволюционное законодательство, ни законодательство советского периода, ни современное российское законодательство не использовали и не используют понятие "вексельная правоспособность".

В литературе по вексельному праву нередко проводилось различие между гражданской правоспособностью, именуемой "общегражданской", и вексельной правоспособностью *(86). В связи с этим следует уточнить, является ли вексельная правоспособность особым видом правоспособности, отличной от гражданской, или же она представляет собой всего лишь один из составных элементов содержания гражданской правоспособности.

Содержание гражданской правоспособности составляет способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Способность иметь права и нести обязанности, относящиеся к определенному институту гражданского права, признается элементом содержания гражданской правоспособности *(87). Поскольку вексельное право в объективном смысле - это элемент системы гражданского права, а права и обязанности, воплощенные в векселе, являются по своей природе субъективными гражданскими правами и обязанностями, способность обладать такими правами и нести такие обязанности надлежит считать элементом содержания гражданской правоспособности. Соответственно, лишение определенных категорий лиц возможности обладать правами или обязанностями по векселю представляет собой ограничение гражданской правоспособности данных лиц.

Итак, наличие термина "вексельная правоспособность" не означает, что существует некая особая вексельная правоспособность, отличная от гражданской правоспособности. Использование указанного понятия следует расценивать как обозначение одного из элементов содержания гражданской правоспособности, а именно: способности иметь права и нести обязанности по векселю.

К числу субъектов гражданского права, т.е. лиц, участвующих в отношениях, регулируемых гражданско-правовыми нормами, по законодательству Российской Федерации относятся: физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства); юридические лица, созданные в Российской Федерации и в иностранных государствах; государство и иные публично-правовые образования (ст.2 ГК).

Особенности государственного устройства России имеют следствием то обстоятельство, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданского права, а характеризуется множественностью субъектов *(88). К их числу принадлежат как Российская Федерация, так и входящие в ее состав государственные образования (субъекты Федерации). Субъектами гражданского права являются и муниципальные образования.

В гражданско-правовых отношениях могут участвовать также иностранные государства и иные иностранные публично-правовые образования, а также международные организации, не принадлежащие к какому-то определенному государству. Кроме того, право иностранного государства может допускать участие в гражданском обороте организаций, не признаваемых юридическими лицами.

В ходе дальнейшего изложения будет показано, что содержание прав передачи векселя посредством полного и залогового индоссаментов охватывает два правомочия:

1) возможность передать другому лицу права по векселю;

2) возможность принять на себя обязанности отвечать за оплату векселя и за акцепт переводного векселя.

Следовательно, применительно к правам передачи векселя с помощью полного и залогового индоссаментов способность иметь права по векселю включает и способность становиться обязанным по нему.

Попытаемся ответить на вопрос, все ли из упомянутых выше субъектов гражданского права способны обладать правами, присущими статусу векселедержателя, в соответствии с нормами нынешнего российского права.

Соседние файлы в предмете Гражданское право