Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зорин Н.А. Права векселедержателя по законодательству России. - М.Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
58
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Граждане Российской Федерации

Содержанию гражданской правоспособности граждан Российской Федерации посвящена ст.18 ГК, где приводится примерный перечень гражданских прав, обладателями которых могут быть граждане Российской Федерации. Граждане могут, в частности, иметь имущество на праве собственности, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Перечень гражданских прав и обязанностей, содержащийся в ст.18 ГК, не является исчерпывающим. Как справедливо отмечено в литературе, гражданин может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства *(89). Законодательство Российской Федерации не запрещает использование векселей в гражданском обороте, а наоборот, допускает их использование и содержит нормы, устанавливающие правила вексельного обращения. Указание закона о праве граждан участвовать в обязательствах и иметь иные имущественные права означает, что граждане России способны, в числе прочего, обладать правами по векселю, т.е. правами, присущими статусу векселедержателя.

В соответствии со ст.17 ГК гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Ограничение правоспособности, т.е. лишение возможности иметь определенные субъективные гражданские права и/или обязанности, допустимо только в случаях и в порядке, установленных законом (ст.22 ГК). Однако даже и законом далеко не всегда возможно ограничить правоспособность граждан. Так, в силу ст.19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Поскольку в нынешнем российском законодательстве отсутствуют нормы, ограничивающие правоспособность определенных категорий граждан путем лишения их возможности обладать правами по векселю, все граждане Российской Федерации должны считаться способными иметь такие права. Указание ст.2 Закона о векселях о том, что граждане Российской Федерации вправе обязываться по переводному и простому векселю, представляется излишним, так как граждане России имеют право становиться обязанными по векселю на основании вышеупомянутой ст.18 ГК, т.е. и без специального упоминания об этом в Законе о векселях.

Согласно ч.2 ст.17 ГК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правоспособность неотделима от существования человека и не зависит от состояния его здоровья, от того, может или нет человек самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права и обязанности *(90). Из этого следует, что способность иметь права векселедержателя возникает у гражданина России в момент его рождения и прекращается его смертью.

Иностранные граждане и лица без гражданства

В соответствии со ст.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" *(91) иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.62) провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации *(92). Следовательно, правовой статус иностранцев в России базируется на принципе национального режима, означающем предоставление им в этой стране тех же прав и обязанностей, какие имеют российские граждане. ГК (ст.1196) также придерживается принципа национального режима, устанавливая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Вместе с тем в данной статье ГК имеется коллизионная норма о том, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Согласно ст.1195 ГК личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством обладает и иностранным гражданством, его личным законом является российское право. Оно же рассматривается как личный закон иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, где это лицо имеет место жительства. Право страны места жительства является личным законом и для лица без гражданства, а личным законом беженца считается право государства, предоставившего ему убежище.

В силу предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима содержание их гражданской правоспособности в Российской Федерации совпадает с содержанием гражданской правоспособности российских граждан, за исключением случаев, установленных законом или международным договором, в котором участвует Россия. Способность физических лиц, не являющихся гражданами России, иметь гражданские права и обязанности за границей определяется в России их личным законом, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Сказанное выше относится и к способности иностранных граждан и лиц без гражданства иметь права и нести обязанности по векселю, поскольку эта способность является элементом содержания гражданской правоспособности. К примеру, иностранец, предъявляющий вексель к платежу на территории России, в силу национального режима должен считаться способным иметь право на получение платежа по векселю. Если же иностранец предъявляет вексель к платежу за границей, то его способность иметь соответствующее право должна обсуждаться в России на основе его личного закона. Иные подходы к определению вексельной правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства могут предусматриваться международными договорами Российской Федерации, а также специальными нормами законодательства.

Способности обязываться по векселю посвящены нормы ст.2 Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях *(93) (далее - Конвенция о коллизиях). В контексте данной работы анализ этих норм представляет интерес применительно к исследованию вопроса о способности лица становиться обязанным по векселю в качестве индоссанта. В тех случаях, когда применима Конвенция о коллизиях, способность лица обязываться по векселю определяется его национальным законом. Если национальный закон отсылает к закону другой страны, то применяется этот последний закон. Лицо, не обладающее способностью согласно закону, указанному выше, тем не менее несет ответственность, если его подпись была совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо было бы способно (ст.2 Конвенции о коллизиях).

Данная Конвенция не содержит определения понятия "способность обязываться", которое может означать как способность становиться носителем обязанностей (правоспособность), так и способность своими действиями принимать на себя обязанности (дееспособность). Здесь нужно исходить из того, что Конвенция о коллизиях является международным договором, направленным на унификацию коллизионного регулирования вексельных отношений в государствах с различными правовыми системами. Учитывая, что не во всех правовых системах проводится терминологическое разграничение категорий "правоспособность" и "дееспособность" *(94), можно сделать вывод, что выражение "способность лица обязываться по векселю" в контексте Конвенции охватывает и способность становиться обязанным по векселю, и способность своими действиями принимать на себя вексельные обязанности. Соответственно, нормы ст.2 Конвенции о коллизиях должны применяться как для определения способности иностранных граждан становиться носителями обязанностей по векселям (в том числе обязанностей индоссанта), так и для определения их способности своими действиями принимать на себя такие обязанности.

Что касается термина "национальный закон", то в применении к физическим лицам принято считать, что оно обозначает закон того государства, к которому лицо принадлежит по своему гражданству, т.е. закон гражданства (lex patriae) *(95). Из этого следует, что нормы ст.2 Конвенции о коллизиях могут применяться только в отношении лиц, являющихся гражданами определенного государства, но неприменимы в отношении лиц без гражданства. Способность лиц без гражданства становиться обязанными по векселям должна определяться в России по тем же правилам, что и их способность иметь права по векселям, т.е. на основе положений ст.1196 ГК, если иное решение вопроса не базируется на специальных предписаниях законов или международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.

Из содержания ст.2 Конвенции о коллизиях вытекает, что способность лица обязываться по векселю определяется правовыми нормами государства, гражданином которого лицо является, включая коллизионные нормы. Если коллизионные нормы государства гражданства лица предусматривают, что его способность вексельно обязываться должна определяться в соответствии с правом другого государства, то она будет определяться правом этого другого государства (обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны). Если окажется, что лицо не обладает способностью становиться обязанным по векселю в соответствии с правом государства своего гражданства либо в соответствии с правом государства, к которому отсылают коллизионные нормы государства гражданства лица, но имеет такую способность согласно праву государства, на территории которого им была совершена подпись на векселе о принятии на себя обязанностей по нему, то это лицо будет считаться способным становиться обязанным по данному векселю (коллизионный принцип "закон места совершения акта" (lex loci actus)).

К примеру, если иностранный гражданин, не способный становиться обязанным по векселю в соответствии с правом государства своего гражданства, совершит на территории России полный или залоговый индоссамент, то такой гражданин должен признаваться способным становиться обязанным по этому векселю в качестве индоссанта.

В тех случаях, когда для определения вексельной правоспособности иностранного гражданина или лица без гражданства окажется применимым право государства, предусматривающее ограничения способности иметь права и (или) нести обязанности по векселю по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, действие таких ограничений не должно признаваться на территории России, поскольку они противоречат основам правового статуса личности в Российской Федерации, установленным ее Конституцией (ст.19, 64).

Соседние файлы в предмете Гражданское право