Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shpory_po_istBel_1.doc
Скачиваний:
417
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
994.3 Кб
Скачать

32. Политика Российской империи в конце XVIII – начале XIX в..

После инкорпорации Беларуси в состав России правительство начало прово­дить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами.

Вводились общероссийское административное деление, органы и учреж­дения, стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские и уездные учреждения. В начале XIX в. белорусские земли вошли в состав. Ви-ленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерний. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошла Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губ.). Учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, были созданы ге­нерал-губернаторства: Белорусское (1772-1856), Литовское (Виленское) (1794-1912), Минское (1831-1834). Основным действующим законодательным доку­ментом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении кра­ем занимали ставленники имперского центра.

В сословной политике правительство стремилось удовлетворить интересы шляхты. При условии принесения присяги на верность Екатерине II она получа­ла все права российского дворянства, сохраняла имущественные и другие права. С целью не допустить распространения идей французской революции, создания опоры в захваченном крае и удовлетворения материальных интересов дворянст­ва и чиновничества правительство проводило здесь политику насаждения рус­ского землевладения. На территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожалова­ли в наследственное владение более 200 тыс. ревизских (мужских) душ: как кре­постных, так и бывших государственных крестьян. Это вело, в большинстве случаев, к ухудшению их имущественного и правового положения.

Белорусские крестьяне вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления к новой налоговой системе, они получали льготы по уплате подушных налогов, в дальнейшем население белорусских гу­берний было поставлено в одинаковые условия с жителями других губерний. Была введена рекрутская повинность.

Было отменено действие магдебургского права, вместо него распростра­нились нормы российского городского самоуправления, причем часть город­ских поселений таких прав не получила, и их население автоматически перево­дилось в крестьянское сословие и, в ряде случаев, теряло личную свободу.

В 1794 г. многочисленное еврейское население попало под действие закона о черте оседлости. Малочисленное татарское население сохранило свой статус.

В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обеща­ний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и униатскому духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия перево­дом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.), официально в православие перешло около 1,5 млн. человек. Дальнейшего развития этот процесс не получил, после смерти Екатерины II многие из "воссоединенных" вернулись в унию.

Включение белорусских земель в Российскую империю вело к искоренению на присоединенных землях традиций средневековой государственности, хотя рас­ширяло и укрепляло крепостное право. Было положено начало переориентации экономической, политической и культурной жизни Беларуси на Восток.

После подавления восстания 1830-1831 гг. осуществлялся комплекс мер, направленный на быстрейшее слияние западных губерний с собственно рус­скими губерниями под знаменем православия и единой русской народности. Важнейшим шагом в этом направлении было прекращение действия Статута Великого княжества Литовского 1588 г. (в 1831 г. в Витебской и Могилевской, в 1840 г. в Виленской, Гродненской и Минской губерниях) и введение обще­имперского законодательства. В 1831-1848 гг. действовал совещательный ор­ган "Комитет по делам Западных губерний", в который входили высшие госу­дарственные сановники. Комитет рассматривал проекты административных и политических мероприятий в отношении Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые поступали от министерств, генерал-губернаторов и губерна­торов и передавал на утверждение императору.

Комплекс мероприятий проводился для предупреждения возможных шля­хетских волнений, среди которых главное место занимал "разбор" шляхты. Эта процедура представляла тотальную проверку документальных свидетельств о дво­рянском происхождении и перевод на этом основании части бывшей шляхты в не­привилегированные сословия: однодвоцев - в сельской местности, граждан - в го­родах. Уже в начале 40-х гг. однодворцами в пяти белорусских губерниях счита­лись более 20 тыс. душ мужского пола. Дворянского звания лишались обычно мел­кие, беспоместные шляхтичи, которых власти стремились включить в крестьянское сословие. При этом самодержавие решало и финансовые проблемы.

Одним из важнейших направлений правительственной политики была борьба против влияния католической церкви, которая смыкалась с шляхетской оппозицией. Власти пошли по пути уменьшения количества духовенства и подрыва его экономической базы. В 1832 г. издан указ о ликвидации неком­плектных (малочисленных) католических монастырей и передачи их имений в казну. В декабре 1841 г. появился ряд указов о приеме в казну собственности всех имений высшего православного и иноверческого духовенства западных губерний. В 40-е гг. секуляризация церковных владений была в основном за­вершена, в результате чего около 100 тыс. ревизских душ пополнили ряды го­сударственных крестьян. Основная масса земельных владений была изъята у католического духовенства, так как православная церковь владела сравнительно небольшими земельными угодьями. Таким образом, церковь ставилась в большую зависимость от государства.

Важным элементом политической стабильности в регионе власти счита­ли консолидацию белорусского населения под эгидой православия.

Белорусская национально-государственная идея в общественном движении этого времени еще не оформилась. Однако, если декабристы вообще игнорировали национальные права народов Российской империи, то участники кружков и органи­заций, созданных на местной, хотя и сильно полонизированной почве, проявляли так называемый "литовский сепаратизм", любили родной край, что при их сближении с крестьянской массой создавало необходимые предпосылки для формирования та­кой идеи и выделения ее как самостоятельной в недалеком будущем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]