Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по зарубежке.docx
Скачиваний:
74
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
229.69 Кб
Скачать

46. Худ.Своеобр. Острова Пингвинов.Txt

«Остров пингвинов» - один из шедевров сатиры в мировой литературе. Это произведение закономерно выросло из постоянной борьбы А. Франса против католицизма и продолжает лучшие национальные традиции антиклерикальной и антирелигиозной сатиры. Почти каждая из новелл, составляющих книгу, - это «философская повесть» в духе XVIII века, проникнутая свободомыслием и ненавистью ко всякому мракобесию.

В «Острове пингвинов» Франс применяет многообразные художественные средства - от злой пародии и тонкой иронии до неудержимой гиперболы, гротеска и даже прямой буффонады (как в сцене «укрощения дракона» святой Орберозой); так и чудится, что рядом с умной издевкой Вольтера в некоторых местах книги слышится буйный хохот Рабле.

Но произведение А. Франса значительно переросло рамки антирелигиозной сатиры. «Остров пингвинов» стоит в том же литературном ряду, что и «Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Это беспощадный памфлет против всей цивилизации классового общества, в особенности буржуазной цивилизации.

Подобно Щедрину, Франс выдает «Остров пингвинов» за историческое исследование; при этом он высмеивает буржуазную историографию и пародирует официальные учебники по истории Франции. Сохранена даже общепринятая историческая периодизация: Древние времена, Средние века и Возрождение, Новое время. Новейшее время; в книге распознаются многие события и персонажи французской истории - древняя королевская династия Меровингов (у Франса - династия Драконидов), император Карл Великий (Дракон Великий), Столетняя война с Англией (война Королевы Крюша с дельфинами), французская революция конца XVIII века, Наполеон I (Тринко) и так далее.

Когда-то А.Франс отрицал возможность толковать историю, теперь он осмеивает бессмысленное собирание мертвых фактов: в «Острове пингвинов» появляется гротескный образ историка Фульгенция Тапира, тонущего в море никому не нужных исторических документов. Более того, Франс теперь отчетливо видит классовый характер буржуазной исторической науки и направляет острие своей сатиры именно против тех историков, которые, «списывая друг у друга», восхваляют ненавистное писателю буржуазное общество.

Бесполезно искать в «Острове пингвинов» исторические подробности, полнокровные образы, последовательное изложение исторических событий. Центральное место здесь занимает сатира на буржуазную современность, чуть прикрытая прозрачной аллегорией; все предыдущие главы книги лишь подводят к этой главной теме, отсюда и фрагментарность композиции и беглость некоторых разделов (так, революции 1789 года уделено лишь несколько строк). Фантастическая история пингвинов нужна Франсу для того, чтобы осмеять идею разумности и незыблемости собственнического уклада, показать его истоки и историческую обреченность.

Первые люди - пингвины. Вместе с одеждами, которыми они прикрыли наготу своих тел, они обрели и первые пороки - сладострастие, корысть, злобу. Пингвины стали созидать «цивилизацию», основой которой послужил зловещий принцип частной собственности и насилия. Анатоль Франс в сатирической картинке изображает процесс возникновения неравенства среди людей, как его рисовал в свое время Жан-Жак Руссо.

Как созидалась хваленая цивилизация? Насилие, грабеж, убийство, войны и завоевания, сила как право, церковь, санкционирующая все это, руководствуясь евангельским изречением: «Всякая власть от бога».

Картина жизни человечества (людей-пингвинов) на протяжения веков безотрадна. Гнусную роль играет в ней церковь. Люди недостойные (развратница Орбероза) объявляются святыми. Монахи-пингвины уничтожают памятники античной культуры н насаждают невежество и суеверие. Страшным спутником человечества становится война. Люди-пингвины уничтожают друг друга в дикой, исступленной жажде наживы. Бесчестным завоевателям они воздвигают величественные памятники. Они обожествляют память Тринко.

Изображение пингвинской республики преемственно связано с «Современной историей» и тоже представляет собою острый политический памфлет. Здесь те же события, сходные образы и эпизоды, только более гротескно заостренные, порою та же авторская интонация. С гневом и сарказмом рисует Франс насквозь прогнивший государственный строй, всеобщую продажность, алчность и разложение. Прикрываясь видимостью демократии, в Пингвинии фактически хозяйничает финансовая олигархия.

Но даже такая республика в опасности; как и в «Современной истории», Франс показывает заговор против нее, в котором объединились - как это и было во французской действительности - финансисты, аристократы, церковь и военщина.

Но если реакционная клика Гретоков, Пантеров и их соратников разоблачается с огромной художественной убедительностью, то прогрессивный лагерь в книге показан мало. В «Острове пингвинов» ученые-гуманисты выходят из своих кабинетов, чтобы броситься в гущу общественной борьбы (писатель Коломбан, астроном Бидо-Кокий, садовод Шоспье), но их деятельность несет печать донкихотства, ибо сам автор в этот период уже разочаровался в борьбе в одиночку. С горечью отмечает Франс слабость и разрозненность социалистического движения во Франции -Пингвинии в минуту, когда над республикой нависла угроза. Наконец, в сатирических образах «товарищей» Лариве и Лаперсона с большой проницательностью он бичует предательство лидеров П Интернационала. Что же касается народных масс, то они проходят на заднем плане романа как некая страдающая и пассивная толпа, хотя симпатии автора явно на их стороне. Анатоль Франц (1844-1924) //Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1979. - С.81.

Самым страшным порождением капитализма в глазах Франса были войны. И в публицистике и в художественном творчестве он, неоднократно указывая на это, решительно выступал против войны. Обличение агрессивных войн - одна из главных сквозных тем «Острова пингвинов». Не случайно раздел «Новое время» начинается с двух стоящих рядом эпизодов: «Тринко» и «Путешествие доктора Обнюбиляч, - из которых явствует, что история буржуазного общества начинается и кончается войной. Империя Тринко - прошлое Франции; в Новой Атлантиде (Соединенных Штатах Америки), где законодатели, «положив ноги на пюпитры», в пять минут решают вопрос об истребительных «промышленных войнах» против малых народов, которых они хотят заставить покупать их колбасы и подтяжки, писатель с тревогой видит будущее своей страны. Американский эпизод был включен в книгу только в последней редакции как бы для того, чтобы показать, что Пингвиния не исключение, а лишь часть мировой системы капитализма.

По силе обличения, по тону, по зловещему колориту франсовская сатира на американскую демократию приближается к «Американским памфлетам» М.Горького. Как и Горький, Франс видит в «величайшей из демократических республик» наиболее уродливую форму буржуазной цивилизации; Гигантополис - тот же Город Желтого Дьявола. Знаменательно, что оба произведения созданы почти одновременно. «Американские памфлеты» Горького были опубликованы на английском языке в американской прессе в 1906 году и должны были произвести большое впечатление на А. Франса, который внимательно следил за деятельностью Горького, состоял с ним в переписке в связи с событиями революции 1905 года и публично протестовал против ареста Горького царским правительством. Сходство картины Америки в произведениях обоих писателей лишний раз подтверждает принадлежность А.Франса к прогрессивному лагерю в литературе.

Однако в «Острове пингвинов» нашли отражение глубокие противоречия мировоззрения Франса. Тот же писатель, который столь горячо приветствовал русскую революцию 1905 года и в год выхода «Острова пингвинов» писал в своих статьях об «исторической неизбежности» социалистического строя, видит в будущем не массовое революционное движение и победу пролетариата, а бессмысленную разрушительную деятельность анархических групп. Задавая себе вопрос о дальнейшей судьбе человечества, А. Франс не находит однозначного ответа - над ним тяготеет старый груз скептицизма: то берет верх вера в светлое будущее, то горький пессимизм. В период общественного подъема, в 1904 году писатель создал социалистическую утопию «На белом камне»; в обстановке политической реакции в 1907 году он пишет «Историю без конца» - мрачную утопию в духе «Машины времени» Г.Уэллса (1895) или «Звездного скитальца» Д.Лондона (1915). Через год, включая этот эпизод в «Остров пингвинов» в качестве его последней главы, Франс дописал еще одну страницу, показав после краха пингвинской цивилизации ее возрождение в прежнем виде.

Но хотя А. Франс в «Острове пингвинов» сомневается в возможности навсегда сокрушить несправедливое общество, все же ему ясно, что буржуазная цивилизация исчерпала себя, что у нее нет будущего, она может только топтаться все в том же кругу, что капитализм обречен историей и неизбежно погибнет под тяжестью собственных противоречий. И в этой мысли - правда «Острова пингвинов», хотя это не вся правда истории, так же как Анатоль Франс - автор этой книги - еще не весь Анатоль Франс. Дальнейшая жизнь и деятельность писателя показали это с достаточной убедительностью.

Франс зло издевается над тщеславием своих соотечественников. Он ничего не щадит. Даже эпоха Возрождения, столь близкая ему, даже она изображается на страницах его книги в красках зловещих.

Чем же все это кончится? Вырождением человечества, а потом всеобщим разрушением. Анархисты и террористы станут взрывать общественные здания, городские кварталы, дворцы, и все погибнет... чтобы снова возродиться. Зачем? На это писатель не дает ответа. Такова пессимистическая мысль о круговороте истории. Брахман С. Послесловие //Франс А. Остров пингвинов. Боги жаждут. - М.: Изд-во «Правда», 1984. - С.460.

Таким образом, в романе-памфлете А. Франца «Остров пингвинов» отразились противоречия современного общества, на которые сам автор не дает ответа.

«Остров пингвинов» - один из шедевров сатиры в мировой литературе. А. Франс применяет в нем многообразные художественные средства - от злой пародии и тонкой иронии до неудержимой гиперболы, гротеска и даже прямой буффонады.

Но произведение А. Франса значительно переросло рамки антирелигиозной сатиры. «Остров пингвинов» стоит в том же литературном ряду, что и «Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Это беспощадный памфлет против всей цивилизации классового общества, в особенности буржуазной цивилизации.

Центральное место здесь занимает сатира на буржуазную современность, чуть прикрытая прозрачной аллегорией. Пингвины стали созидать «цивилизацию», основой которой послужил зловещий принцип частной собственности и насилия. Насилие, грабеж, убийство, войны и завоевания, сила как право, церковь, санкционирующая все это, руководствуясь евангельским изречением: «Всякая власть от бога».

Но даже такая республика в опасности; как и в «Современной истории», Франс показывает заговор против нее, в котором объединились - как это и было во французской действительности - финансисты, аристократы, церковь и военщина.

В «Острове пингвинов» нашли отражение глубокие противоречия мировоззрения Франса. А. Франс сомневается в возможности навсегда сокрушить несправедливое общество, но ему ясно, что буржуазная цивилизация исчерпала себя, что у нее нет будущего, она может только топтаться все в том же кругу, что капитализм обречен историей и неизбежно погибнет под тяжестью собственных противоречий.