Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ учебник.doc
Скачиваний:
779
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
1.59 Mб
Скачать

10.2. Русская религиозная философия. Философские идеи в. Соловьева

Русская религиозная философия как наиболее интересная и сугубо национальная часть в отечественной истории философии обладает неисчерпаемым богатством мысли, живительной энергией для собственного возрождения, для осмысления своего настоящего и будущего. Без религиозного компонента русская философия теряет свой колорит, бледнеет духовно.

В развитии русской религиозной философии можно выделить четыре главных периода.

1. Первый период охватывает первую половину XIX в. Он характеризуется сильным влиянием на русскую мысль немецкой идеалистической философии. В это время вырабатывались важнейшие программные идеи русской религиозной философии. В трудах А. Хомякова и И. Киреевского были обозначены основные вехи ее развития.

2. Второй период, последняя четверть XIX в., связан главным образом с именами В. Соловьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, К. Леонтьева, Н. Федорова и др. Этот период примечателен созданием В. Соловьевым первой в истории русской мысли философской системы Всеединства.

3. Третий период, период русского культурного ренессанса, охватывает конец XIX – начало XX вв. Это было время острых идейных столкновений между материалистическим и идеалистическим миросозерцанием, время «духовной битвы» (С. Булгаков). Русский ренессанс породил целую плеяду отечественных мыслителей: братья С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вячеслав Иванов, Л. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.В. Струве, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрна и др.

4. Четвертый период – период эмиграции после Октябрьской революции 1917 г. С высылки в 1922 г. за границу почти всех виднейших представителей русской религиозной философии эмиграционная философия, обогащенная духовным и социальным опытом революции и ее трагических последствий, поднялась на новый уровень обобщений. Это время окончательного оформления русской религиозной философии как особой школы философской мысли, время выхода ее на мировую интеллектуальную сцену.

Русские мыслители обращаются к православию в поисках новых, более верных и надежных, с их точки зрения, подходов для творческого решения основных вопросов бытия, истины и человека. В поле их исканий находились наряду с проблемами соборности, учениями о богочеловечестве, религиозного космологизма и эсхатологизма и проблемы смысла истории, человеческой культуры и цивилизации, проблемы революции и власти, социализма и коммунизма.

Русская религиозная философия не является продолжением традиционных направлений. Она есть явление самостоятельное и оригинальное. Главными ее особенностями являются:

1) антропоцентризм, т.е. ориентированность на человека, на его судьбу, на смысл его жизни и смерти;

2) особое внимание к социальной проблематике. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью. Ей чужды абстрактные, оторванные от жизни теоретические построения, разделение теории и практики;

3) большой интерес к проблемам философии истории (историософия), в частности к осмыслению русской истории, пути России и русского народа в мире.

Центральной фигурой религиозной философии второй половины ХIХ в. был В.С. Соловьев. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) родился в Москве, в семье историка Сергея Михайловича Соловьева. Учился В. Соловьев сначала на историко-филологическом факультете Московского университета, затем перешел на физико-математический. В течение первого года после окончания университета написал магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивизма)», которую защитил в 1877 г. Докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» защитил в 1880 г. В марте 1881 г. в публичном выступлении Соловьев высказался против смертной казни, после чего обратился к Александру III с требованием амнистии для арестованных по делу об убийстве Александра II. Правда, здесь нужно иметь в виду, что Соловьев осуждал действия революционеров как насилие. В связи с этим обращением Соловьеву запретили чтение публичных лекций. Но к этому времени он сам стал тяготиться своими обязанностями преподавателя. Соловьев покидает университет, становится свободным литератором. Публикация его труда «Россия и вселенская церковь» (1889) в России была запрещена.

Соловьев развивает концепцию славянофилов о цельном знании. Истина – это всеединство; всеединство включает безусловное и обусловленное. Всеединство постигается цельным знанием, представляющим собою всесторонний синтез религии, философии и науки, или, иначе, веры, мысли и опыта.

Учение о всеединстве начинается с положения о том, что ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношений к другим явлениям и к тому, кому оно является. Любая вещь познается в ее отношении к целому. А целое – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех мировых свойств. Всеединство как абсолютное – начало всякого бытия. Всеединство как истинно сущее имеет собственную абсолютную действительность, совершенно независимую от реальности вещественного мира и нашего мышления, оно сообщает этому миру его реальность, а нашему мышлению – его идеальное содержание. Всеединство – это Бог.

После своего создания мир проходит три этапа.

Космогонический процесс. Здесь три ступени: механическое единство всемирного тяготения, динамическое единство невесомых физических сил (тепло, свет, электричество) и органическое единство животной силы. На этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.

Исторический процесс. С появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в деле освобождения природы и воссоединения ее с Богом. В центре истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким образом приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Через человека идет путь возвышения бытия. Мертвая материя, пройдя человеческую среду, одухотворяется, становится живой. Исторический процесс переходит в богочеловеческий.

Богочеловеческий процесс. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться Царством Божьим, победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь. Человечество неотвратимо движется к абсолютному преображению и воссоединению с Богом. Здесь особая роль отводится любви, которая должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека, скрепляя союз с его естественным дополнением – женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу в прочном и надежном единении; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единство со всей природой мира.

В творчестве Соловьева присутствует сквозная тема – концепция неразрывного тождества идеального и материального. Материя – недостойное жилище духа, но содержание идеи не может быть полноценным без материи, без плоти: «вся природа, все живое ждут Воскресения, восстановления, преображения. И этим преображением явятся полное одухотворение материи и полная материализация идеи. После своего Воскресения в очищенной светозарной форме материя и тело станут истинной формой блага и истины. Уже в нашем мире можно наблюдать постепенное одухотворение материи и материализацию идеи».

Тождество материального и идеального представляется в виде Софии. София как воплощение божественного в материально-вещественном мире ‑ разумная духовная благоустроенность космоса в целом. Понимая Софию как женское начало, Соловьев рассматривает ее как «вечную женственность»: она представляется и как «небесная лазурь», и как лик любимой женщины. Как женская индивидуальность она воплощается в образе девы Марии.

Человек соединяет в себе божественное и материальное, и на этом ос­нована возможность познания им божественного мира. Божественный мир богаче материальною, однако частично раскрывается в нем. Человек, занимающий срединное положение, способен познать божественный мир: «… человек, как принадлежащий к обоим мирам, актом умственного созерцания может и должен касаться мира божественного и, находясь еще в мире борьбы и смутной тревоги, вступать в общение с явными образами из царства славы и вечной красоты». Человек – «связующее звено» между божественным и природным миром. Поскольку человек принадлежит к природному миру, а зло есть общее свойство всей природы, то человек погружен в мир зла. «Жизнь природы вся основана на борьбе, на исключительном самоутверждении каждого существа, на внутреннем и внешнем отрицании им всех других. Закон Природы есть существование, и чем выше и совершеннее организованное Существо, тем большее развитие получает этот закон в своем применении, тем сложнее и глубже зло. В человеке оно достигает своей полноты. Борьба – это не только борьба за хлеб, но и за власть, и за авторитет. Если бы всех людей сделать сытыми и удовлетворить всем их низшим страстям, то они, оставаясь на природной почве, на почве естественного эгоизма, наверное, истребили бы друг друга в борьбе за умственное и нравственное преобладание».

Но человек принадлежит не только природному миру, его нужно по­нимать и как духовное существо: «Когда мы говорим о человеке, мы не имеем ни надобности, ни права ограничивать человека данной, видимой Действительностью, мы говорим о человеке идеальном и в то же время вполне существенном и реальном, нежели видимое проявление человеческих существ. В нас самих заключается бесконечное богатство сил и содержания, скрытых за порогом нашего теперешнего сознания…». Задача человека как духовного существа состоит в преодолении проявлений зла и несовершенства, являющихся следствием грехопадения и связанных с вещественностью.

Соловьев говорит, что есть три первичных атрибута человеческой природы: стыд, жалость (симпатия) и благоговение. Человек стыдится своей животности, ощущает жалость и сочувствие ко всем существам, испытывает благоговение к высшим началам. Он освобождает себя от эгоизма посредством любви: «Любовь, и прежде всего любовь между мужчиной и женщиной, превращает их в одного “цельного человека”». Человек должен стремиться к совершенному добру, но не как отдельная личность, а вместе со всем человечеством: «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет». Человек подобен Богу, но только божественная потенция не развита, не выявлена в человеке. Бог свободен; наделен свободой и человек. Самое главное проявление свободы в человеке заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. И он сознательно и добровольно становится на сторону сил добра или зла. Искра Божия побуждает человека к развитию и творчеству. Если он творчески подходит к уро­кам жизни, от каждого своего деяния становится сильнее, а от каждой осознанной и исправленной ошибки – мудрее, то он приобретает все большую свободу, все более приближаясь к единству с Богом.

Нравственное совершенствование общества ведет к устроению на Земле «царства Божьего», где будут разрешены все социальные противоречия, установлены подлинный «христианский мир», «всеобщая справедливость». Царство Божие на Земле предполагает устранение экономического рабства и эксплуатации, достижение справедливой организации труда и распределения. Отношения между народами должны строиться на принципе: «Люби все другие народы, как свой собственный».

Соловьев подчеркивал особую роль церкви в обществе: «Церковь не есть собрание верующих только, но собрание любящих... Существуя во внешней среде гражданского общества и государства, церковь не может обособиться и отделиться от этой среды, но должна воздействовать на нее своею духовною силою, должна привлекать к себе государство и общество и постепенно уподоблять их себе, проводя свое начало любви и согласия во все области человеческой жизни».