Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
063961_BFFBB_pindayk_r_rubinfeld_d_mikroekonomi....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
2.92 Mб
Скачать

13.3. Рынки факторов производства с монопсонической властью

На ряде рынков факторов производства отдельные по­купатели обладают монопсонической властью, т. е. они могут повлиять на цену. Например, автомобильные компа­нии обладают значительной монопсонической властью как покупатели запасных частей и сборочных компонен­тов. «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» закупают большое количество тормозных устройств, радиаторов, покрышек и других деталей и могут вести переговоры о более низких ценах, чем цены, по которым пришлось бы платить мелким покупателям. Аналогичным образом IBM обладает монопсонической властью на рынке диско­водов, потому что она приобретает огромное количество дисководов для своих компьютеров. В данном разделе мы будем предполагать, что рынок готовой продукции являет­ся идеально конкурентным. Поскольку одного покупателя легче представить, чем нескольких, обладающих монопсо­нической властью, мы ограничимся рассмотрением чистой монопсонии.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ РАСХОДЫ

Когда фирма приобретает производственный фактор на конкурентном рынке, кривые предельных и средних расходов совпадают. Но когда фирма является монопсо-нистом, кривые предельных и средних расходов неоди­наковы, как показывает рис. 13.14.

Кривая предложения фактора производства для mo-нопсониста совпадает с кривой рыночного предложения. (Она показывает, какое количество фактора производства

386

Предельные затраты

зуемого фактора

Рис. 13.14. Изменение предельных и средних расходов производства

его поставщики готовы продать по мере того, как цена на фактор повышается.) Так как монопсонист платит оди­наковую цену за каждую единицу продукции, кривая пред­ложения есть его кривая средних расходов. Кривая сред­них расходов имеет наклон вверх, потому что монопсонист должен уплатить более высокую цену, если он хочет купить большее количество фактора. Для максимизирую­щей прибыль фирмы объем закупок определяется по кри­вой предельных расходов. Из гл. IO мы знаем, что кривая предельных расходов лежит выше кривой средних расхо­дов, так как, когда фирма поднимает цену на факторы производства, чтобы приобрести больше единиц фактора, она должна уплатить более высокую цену за все единицы, а не только за последнюю приобретаемую единицу.

РЕШЕНИЕ О ПРИОБРЕТЕНИИ ФИРМОЙ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Какое количество фактора следует закупать фирме? Ей следует увеличивать объем закупок до точки, где пре­дельные расходы равны предельному доходу продукта. В этом случае прибыль от последней приобретенной единицы (MRP) в точности равна расходам на ее приоб-

13**

387

ретение (ME). Рис. 13.14 иллюстрирует это положение для рынка труда. Отметим, что монопсонист нанимает L* единиц труда. В этой точке ME = MRPL. Ставка зарпла­ты w*, выплачиваемой рабочим, дается точкой на кривой средних расходов или кривой предложения, связанной с L* единиц труда.

Как мы показали в гл. 10, покупатель, обладающий монопсонической властью, максимизирует чистую выгоду (полезность минус расходы), покупая вплоть до точки, где предельная стоимость (MV) равна предельным расходам:

MV = ME.

Для фирмы, покупающей фактор производства, MV представляет собой просто предельный доход продукта от фактора MRP. Поэтому мы получаем:

MRP = ME. (13.7)

Это условие аналогично максимизирующему прибыль решению о выпуске продукции, когда предельный доход равен предельным издержкам. Но при покупке фактора производства предельный доход рассчитывается на основе дополнительного выпуска продукции, который получается от использования дополнительной единицы используемого фактора.

Отметим, что, как следует из рис. 13.14, монопсонист нанимает меньше рабочей силы, чем фирма или группа фирм, не обладающая монопсонической властью. На кон­курентном рынке труда будет нанято L0 рабочих, потому что на этом уровне спрос на труд (дается кривой предель­ного дохода продукта) равен предложению труда (дается кривой средних расходов). Отметим также, что фирма с монопсонической властью будет платить своим рабочим зарплату w*, что меньше зарплаты W0 которую выпла­чивали бы на конкурентном рынке.

Источники монопсонической власти могут быть раз­личными. Одним из них может быть особая природа де­ловой активности фирмы. Если фирма покупает какой-то вид ресурса, который не покупают другие фирмы, она, вероятнее всего, является монопсонистом на рынке данно­го фактора производства. Еще одним источником моноп­сонической власти на рынке рабочей силы является размещение фирмы, проявляющей деловую активность, — внутри региона она может оказаться единственным круп­ным нанимателем. Кроме того, источником монопсоничес­кой власти может стать соглашение между нанимателями

388

путем образования картеля для ограничения потребления фактора производства и получения возможности самим покупать фактор по цене ниже конкурентной. Примером подобного положения служит рынок игрокоз O1C1108^ бейсбольной лиги (см. пример 13.4).

Несколько фирм в нашей экономике являются чистыми монопсонистами. Но фирмы (или отдельные лица) часто обладают некоторой монопсонической властью как потому что они покупают товар в большом объеме, так и потому что они имеют определенные пРеимущества перед остал£ ными потенциальными покупателями Товара Правитель ство также является монопсонистом, когда оно нанимает на военную службу солдат или когда покупает ракеты самолеты и другое военное оборудование и технику для вооруженных сил. Горно-добывающая фирма или ^* нибудь другая компания, которая является единственным крупным нанимателем в округе, также обладает монопсо-ническои властью на местном рынке труда. Однако даже в этих случаях монопсоническая власть может быть ограничена, потому что правительство До известной степе­ни конкурирует с другими фирмами, которые предлагают аналогичные рабочие места, а горно-добывающая фирма конкурирует в определенной мере с компаниями из ближайших округов.

Пример 13.4

МОНОПСОКИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ НА РЫНКЕ БЕЙСБОЛЬНЫХ ИГРОКОВ

В США на бейсбольную лигу не распространено дей­ствие антитрестовского законодательства, что явилось ое шением Верховного суда, принятым одновременно с поста-" новлением Конгресса о нераспространении действия антитрестовского законодательства на рынок рабочей си­лы. Данное исключение из антитрестовского законода­тельства позволило владельцам бейсбольных команд (до 1975 г.) действовать как монопсонический картель Подобно всем картелям, этот картель зависел от согла' шения между владельцами. Соглашение было связано с ежегодным приглашением игроков, а пункт 0 запасных игроках привязывал каждого игрока к одной команде на всю жизнь, исключая таким образом конкуренцию между командами за игроков. В соответствии с этим пунктом как только игрок был включен в команду он не мог выступать за другую команду, пока права на'него не про-

389

даны этой команде. В итоге владельцы бейсбольных команд обладали монопсонической властью при ведении переговоров о новых контрактах со своими игроками; единственная альтернатива подписания контракта — или бросить игру, или играть за пределами США.

В течение 60-х — начале 70-х годов зарплата игроков в бейсбол была значительно ниже рыночной стоимости их предельных продуктов (определенных частично повы­шенным вниманием к их индивидуальному мастерству). Например, игроки, получившие в 1969 г. зарплату около 42 000 долл., могли бы получать 300 000 долл., будь рынок игроков идеально конкурентен.

К счастью для игроков и к огорчению владельцев ко­манд, в 1972 г. вслед за судебным процессом по делу одного из игроков (Курта Флуда из команды «Кардиналы из Сент-Луиса») и арбитражным решением по рабочей силе и ее владельцам произошла забастовка. После этого в 1975 г. стороны пришли к соглашению, по которому игроки становились свободными, отыграв за команду пять лет. Пункт о запасных игроках действовал, а жестко монопсонический рынок рабочей силы стал значительно ближе к условиям конкуренции.

Последствия этого соглашения явились очень интерес­ным экспериментом для экономики рынка рабочей силы. Между 1975 и 1980 гг. рынок бейсбольных игроков «отре­гулировался» на новое равновесие. Если до 1975 г. расходы на контракты с игроками составляли 25 % всех расходов команд, то к 1980 г. общий фонд зарплаты игроков вырос на 40 %. Кроме того, средняя зарплата игроков удвоилась в реальном выражении. К 1987 г. бейсбольный игрок зарабатывал в среднем 410 732 долл. — невероятный скачок по сравнению с монопсонической зарплатой конца 60-х годов. (В 1969 г., например, средняя зарплата бейсбо­листа составляла 42 000 долл. С поправкой на инфляцию это примерно равно 130 000 долл. в 1987 г.)