Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
063961_BFFBB_pindayk_r_rubinfeld_d_mikroekonomi....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
2.92 Mб
Скачать

Глава 16 рынки с асимметричной информацией

На протяжении почти всей книги мы предполагали, что потребители и производители имеют полную инфор­мацию об экономических переменных, относящихся к их выбору. Теперь посмотрим, что происходит, если некото­рые участники знают больше других, т. е. в случае асим­метричной информации.

Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпри­нимателей. И управляющие знают свои возможности лучше, чем собственники предприятий.

Асимметричная информация объясняет многие инсти­туциональные правила в нашем обществе. Это понятие позволяет понять, почему автомобильные компании пред­лагают гарантии и услуги для новых моделей; почему фирмы и работники заключают контракты, предусматри­вающие стимулы и премии; почему держателям акций корпораций нужно наблюдать за поведением управля­ющих.

Мы начнем с рассмотрения ситуации, в которой продавцы продукта имеют более точную информацию о его качестве, чем покупатели. Мы увидим, как подобный вид асимметричной информации может приводить к не­состоятельности рынка. Во втором разделе мы узнаем, как продавцам удается избежать некоторых из проблем, связанных с асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о качестве их про­дукции. Гарантии на продукт обеспечивают своего рода страхование, которое может быть эффективно, если покупатели менее информированы, чем продавцы. Но, как будет показано ниже, покупка страхования сама по себе влечет трудности, если покупатели информированы лучше продавцов.

В четвертом разделе мы покажем, что управляющие могут преследовать цели, отличные от максимизации прибыли, когда наблюдение за их поведением со стороны собственников корпорации оказывается дорогостоящим. (Другими словами, управляющие имеют лучшую инфор­мацию, чем собственники.) Мы также объясним, каким образом фирмы могут стимулировать управляющих

456

к максимизации прибыли, даже если наблюдение за их поведением связано с издержками. Наконец, мы покажем, что рынки труда могут функционировать неэффективно, когда работники информированы о своей продуктивности лучше, чем работодатели.

16.1. Неопределенность качества и рынок «лимонов»

Представьте себе, что вы приобрели новый автомобиль за 10 000 долл., проехали на нем 100 миль, а затем вдруг поняли, что на самом деле он вам не нужен. С авто­мобилем ничего не случилось — он работал прекрасно и оправдал все ваши ожидания. Вы просто почувствовали, что с таким же успехом могли бы обойтись без него и больше выиграли, если бы сохранили деньги для других вещей. Итак, вы решаете продать этот автомобиль. Какую выручку вы могли бы ожидать за него? Вероятно, не боль­ше, чем 8000 долл., даже если это автомобиль новой марки, имеет лишь 100 миль пробега и у вас есть докумен­ты, разрешающие передать его другому лицу. По-видимо­му, если вы поставите себя на место предполагаемого покупателя, вы сами не отдадите за него более 8000 долл. Почему же один лишь факт продажи автомобиля из вторых рук так значительно снижает его ценность? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте о своих соб­ственных сомнениях в роли потенциального покупателя. Почему, удивитесь вы, этот автомобиль продается? Действительно ли его владелец изменил свои намерения или же с автомобилем что-то не так? Не исключено, что этот автомобиль окажется «лимоном».

Подержанные автомобили продаются существенно дешевле, чем новые, потому что информация об их ка­честве асимметрична: продавец такого автомобиля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Покупатель может нанять механика, чтобы проверить автомобиль, однако продавец, имевший опыт его исполь­зования, все равно будет знать больше. Кроме того, сам факт продажи этого автомобиля подтверждает, что он на самом деле может оказаться «лимоном», — иначе за­чем продавать надежную машину? В результате потен­циальный покупатель подержанного автомобиля всегда будет иметь подозрения на счет его качества, и не без оснований.

457

Значение асимметричной информации о качестве продукта было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом. Анализ Акерлофа выходит далеко за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асиммет­ричной информацией о качестве. Чтобы понять ее зна­чение, мы начнем с рынка подержанных автомобилей и затем увидим, как эти же принципы применяются к другим рынкам.

РЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Предположим, что имеются два типа подержанных машин — высокого и низкого качества. Предположим также, что как продавцы, так и покупатели могут опре­делить тип автомобиля. На рис. 16. Ia SH есть кривая предложения высококачественных машин, a DH — кривая спроса на них. Аналогично SL и DL на рис. 16.Ib — кривые предложения и спроса для низкокачественных автомоби­лей. Заметим, что SH выше, чем SL, поскольку собствен­ники высококачественных автомобилей расстаются с ними менее охотно и должны получить за это более высокую цену. Аналогично DH выше DL, так как покупатели готовы заплатить больше за хорошее качество. Как видно из рисунка, рыночная цена высококачественных машин — 10 000 долл., низкокачественных — 5000 долл. и при этом продается 50 000 экземпляров каждого типа.

В действительности продавец подержанного автомоби-

10000

25000 50000 0(н 1JOuOO 75000 Q1

Высококачественные aSmoMoSu/iu Низкокачественные автомобили a b

Рис. 16.1. Проблема «лимонов» 458

ля знает намного больше о его качестве, чем покупатель. Посмотрим, что происходит, если продавцы хорошо осведомлены о качестве машин, а покупатели вообще ничего не знают об этом. (Последние знакомятся с ка­чеством машин лишь после их покупки и некоторого пробега.) Вначале покупатели могли бы полагать, что шансы купить машину хорошего качества равны 50 %. (При обоюдном знании продавцов и покупателей о ка­честве продается по 50 000 шт. каждого типа.) Таким образом, совершая покупку, они рассматривают все авто­мобили как имеющие «среднее» качество. (Конечно же, купив машину, покупатели определят ее настоящее ка­чество.) Спрос на автомобили среднего качества, обо­значенный как DM на рис. 16.1, ниже DH, но выше DL. Как видно из рисунка, теперь будет продано меньше высококачественных автомобилей (25 000) и больше низ­кокачественных (75 000).

Как только потребители начинают понимать, что боль­шая часть проданных машин (около 3/4 общего числа) низкого качества, их спрос сдвигается. Как показано на рис. 16.1, новой кривой спроса могла бы быть DLM, которая означает, что в среднем качество автомобилей ниже промежуточного уровня. Однако тогда общее коли­чество автомобилей сдвигается еще ближе к низкому качеству. В результате кривая спроса перемещается еще левее, продвигаясь к более низкому уровню качества. Эти сдвиги приводят к тому, что реализуются лишь низкокачественные автомобили. При этом рыночная цена окажется слишком низкой, чтобы осуществлялась про­дажа высококачественных машин, так что потребители правильно полагают, что любой покупаемый ими автомо­биль имеет низкое качество, и кривая спроса совпадает с DL.

Ситуация, представленная на рис. 16.1, является экстремальной. Рынок может прийти к равновесию и при цене, обеспечивающей реализацию какой-то части высоко­качественных автомобилей. Но эта часть будет заведомо ниже, чем в том случае, если бы потребителям были известны качества автомобилей в момент покупки. Вот почему мне следует рассчитывать на продажу моей ма­шины новой модели и в превосходном состоянии гораздо дешевле, чем я за нее заплатил. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют высо­кокачественные с рынка.

459

ЗНАЧЕНИЕ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Наш пример с подержанными автомобилями показы­вает, как асимметричная информация может привести к исчезновению рынка. В идеальном мире совершенных рынков потребители имели бы возможность сделать выбор между низко- и высококачественными автомобиля­ми. Некоторые выбрали бы первые из-за их дешевизны, другие предпочли бы заплатить побольше за вторые. К сожалению, в реальном мире потребителям нелегко определить качество подержанных машин в момент покуп­ки, так что их цена падает и высококачественные авто­мобили исчезают с рынка.

Это всего лишь стилизованный пример, иллюстри­рующий важную проблему, возникающую для многих рынков. Рассмотрим теперь некоторые другие примеры асимметричности информации и возможную реакцию правительства или частных фирм.

СТРАХОВАНИЕ

Почему люди старше 65 лет сталкиваются с труд­ностями при медицинском страховании практически по любой цене? Риск серьезно заболеть для пожилого чело­века сравнительно высок, однако почему цена страхования не повышается в связи с этим риском? Причина заклю­чается в асимметричности информации. Люди, покупа­ющие страховку, знают намного лучше свое общее со­стояние здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя проводит медицинское освидетельствова­ние. Поэтому здесь происходит неблагоприятный отбор, причем в гораздо большей мере, чем в случае с подер­жанными автомобилями. Поскольку вероятнее всего имен­но нездоровые люди желают страховаться, их доля в об­щем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, так что более здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля нездоровых еще больше увеличивается, что опять повышает цену, и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; таким обра­зом, страховая деятельность становится невыгодной.

Неблагоприятный отбор может сделать проблематич­ной работу страхового рынка и по другим причинам. Например, допустим, страховая компания собирается предложить полис для конкретного случая, такого, как автокатастрофа, наносящая ущерб собственности. Компа-

460

ния выбирает подходящую группу населения, скажем мужчин до 25 лет, которой собирается продавать полис, и оценивает частоту подобных несчастных случаев по данной группе. Для некоторых ее представителей вероят­ность попасть в аварию низка, существенно меньше 0,01; для других — высока, существенно больше 0,01. Если страховая компания не может выделить группы людей высокой и низкой степени риска, она установит размер премии для всех клиентов исходя из вероятности про­исшествия 0,01. Располагая лучшей информацией, одна их часть (с низкой вероятностью несчастного случая) предпочтет не страховаться, тогда как другая (с высокой вероятностью) определенно купит страховку. В крайнем случае лишь наиболее вероятные жертвы захотят страхо­ваться, что представит серьезную угрозу доходности страховой фирмы.

Ситуации несостоятельности рынка подобного типа заставляют государство вмешиваться в этих случаях. Что касается страхования здоровья, то мы имеем высокий аргумент в пользу государственного медицинского обслу­живания или связанного с ним государственного страхо­вания для пожилых. Обеспечивая страхование для всех людей старше 65 лет, государство элиминирует послед­ствия неблагоприятного отбора'.

РЫНОК КРЕДИТА

Используя кредитную карточку, многие из нас зани­мают деньги без дополнительного обеспечения. Большин­ство кредитных карточек позволяет их владельцам на­числять на свой расчетный счет до нескольких тысяч долларов, и при этом многие люди имеют по нескольку таких карточек. Компании, выпускающие эти карточки, получают доход, начисляя процентные платежи на дебет заемщика. Но как может такая компания или банк отли­чить «высококачественных» заемщиков (возвращающих деньги) от «низкокачественных» (не возвращающих)? Очевидно, должники лучше, чем компании, знают, будут ли они возвращать долг или нет. Снова возникает пробле­ма «лимонов». Компании и банки должны назначать оди­наковый процент для всех заемщиков, что привлекает

1 Тот же общий аргумент применим ко всем возрастным группам. По этой же причине страховые компании избегают неблагоприятного отбора, предлагая групповые полисы по страхованию здоровья по месту работы.

461

больше «низкокачественную» их категорию. В свою оче­редь это приводит к повышению нормы процента, что опять-таки увеличивает долю данной группы, снова повы­шается процент и т. д.

В действительности компании, выпускающие кредитные карточки, и банки могут в некоторой мере использовать хранимые в компьютере ретроспективные данные, чтобы, взаимно делясь ими, научиться отличать «низкокачест­венных» заемщиков от «высококачественных». Многие люди считают, что компьютеризация кредитной информа­ции нарушает коммерческую тайну. Допустимо ли, чтобы компании хранили эти данные и делились ими друг с дру­гом? Мы не можем дать вам ответ на данный вопрос, но мы можем лишь отметить, что кредитная ретроспек­тивная информация выполняет важную функцию. Она элиминирует или по крайней мере существенно умень­шает проблему асимметричной информации и неблаго­приятного отбора, который иначе мог бы препятствовать функционированию кредитных рынков. Без таких ретро­спективных данных даже заслуживающие доверия заем­щики считали бы ссуду денег крайне дорогой или просто невозможной.

ВАЖНОСТЬ РЕПУТАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Асимметрия информации присутствует также на мно­гих других рынках. Приведем здесь лишь несколько примеров: розничные магазины (устранит ли такой мага­зин дефект в продукции или разрешит вам ее вернуть? Магазин лучше вас знает свою линию поведения); тор­говцы редкими марками, монетами, книгами и картинами (подлинные или фальшивые эти предметы? Торговец знает гораздо больше вас об их аутентичности); кро­вельщики, водопроводчики, электрики (неужели вы полезете на крышу, когда кровельщик ее ремонтирует или обновляет, чтобы проверить качество его работы?); рестораны (часто ли вы заходите там на кухню, чтобы проверить свежесть используемых шеф-поваром продуктов и соблюдение им законов об охране здоровья?).

Во всех этих случаях продавец знает намного больше о качестве продукта, чем покупатель. И пока продавцы не смогут предоставить информацию о качестве покупа­телям, низкокачественные товары и услуги будут вытеснять высококачественные и рынок не сработает. Поэтому продавцы последних весьма заинтересованы

462

в том, чтобы убедить потребителей, что их качество на самом деле высоко. В случае приведенных выше примеров это достигается в основном репутацией. Вы делаете по­купки именно в этом магазине, потому что он известен хорошим обслуживанием клиентов; вы нанимаете именно этого кровельщика и водопроводчика, поскольку они имеют репутацию хороших работников; вы идете именно в этот ресторан, так как он славится свежестью исполь­зуемых продуктов и еще никого из ваших знакомых не стошнило после его посещения.

Иногда бизнесмены не в состоянии поддерживать свою репутацию. Например, большая часть клиентов закусочной или мотеля, находящегося у скоростного шоссе, заходят туда всего один раз или изредка, во время путешествия. Как в таком случае быть этим закусочным и мотелям с проблемой «лимонов»? Единственный способ ее решения — это стандартизация. Живя в своем родном городе, вы, возможно, не захотите питаться в Макдо­нальдсе. Однако проезжая по скоростной трассе и захотев позавтракать, вы выберете именно Макдональдс. Дело в том, что Макдональдс предлагает стандартизованный продукт; одни и те же ингредиенты используются и одна и та же пища подается в любом Макдональдсе по всей стране. Может быть, Джо Диннер и предложит нечто лучшее, но вы точно знаете, что вы купите в Макдональдсе.

Пример 16.1 «ЛИМОНЫ» В ВЫСШЕЙ БЕЙСБОЛЬНОЙ ЛИГЕ

Существуют ли в действительности рынки «лимонов»? Единственный способ проверки для рынка «лимонов» состоит в сравнении характеристик перепродаваемых товаров с их аналогами, редко выставляемыми на пере­продажу. На рынке «лимонов» покупатели подержанных продуктов имеют ограниченную информацию, и пере­продаваемые товары должны быть более низкого качества, чем редко появляющиеся на этом рынке. Один из таких рынков возник в последние годы благодаря изменению системы контрактов в высшей бейсбольной лиге.

До 1976 г. команды высшей лиги имели исключитель­ное право возобновлять контракты с их игроками. После 1976 г. эта система была объявлена незаконной и заменена новым контрактным соглашением. Теперь после шести лет участия в высшей лиге игроки могли заключить новый контракт со своей прежней командой или, став

463

Недееспособность игроков

ТАБЛИЦА 16 i

Дни недееспособности

за сезон

до кон-

после конт-

изменение,

тракта

ракта

%

Все игроки 4,73 Возобновившие контракт 4,76 Свободные игроки 4,67

'2,55 9,68 17,23

165,4 103,4 268,9

свободными, с новыми командами. Наличие таких свобод­ных участников приводит к возникновению рынка «по­держанных» бейсболистов.

На этом рынке отчетливо проявляется асимметрич­ность информации. Один из потенциальных покупателей, а именно прежняя команда игрока лучше осведомлена о его возможностях, чем другие команды. В случае по­держанных автомобилей мы могли бы проверить наличие информационной асимметрии данными об их ремонте. В бейсболе мы можем сравнить данные о недееспособ­ности спортсменов. Если они интенсивно тренируются и выполняют жесткие программы общефизической под­готовки, то следует ожидать низкой вероятности трав­матизма и высокой степени адаптируемости при получении травм. Иными словами, более подготовленные игроки меньше сидят на скамье запасных. Если рынок «лимонов» существует, то можно считать уровень дееспособности свободных игроков более низким, чем у возобновивших контракт. В ряде случаев сами физические данные спорт­сменов, известные их командам, обусловливают второ-степенность этих кандидатур на продолжение контракта. Поскольку большинство таких игроков должны стать свободными, то они будут иметь более высокий уровень недееспособности по состоянию здоровья.

В табл. 16.1, характеризующей всех игроков лиги до и после подписания контракта, выявлено два момента. Во-первых, как у свободных, так и у возобновивших контракты игроков возрос уровень недееспособности. Количество внеигровых дней в течение сезона возросло в среднем с 4,73 до 12,55. Во-вторых, уровни недееспособ­ности возобновивших и не возобновивших контракты спортсменов после их заключения существенно различают-

464

ся. В среднем первые были выведены из строя на 9,68 дня, тогда как вторые — на 17,23 дня за сезон.

Эти два факта означают существование рынка «лимо­нов», так как бейсбольная команда знает своих собствен­ных игроков лучше, чем конкурирующие с ней команды.