Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

etika

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.57 Mб
Скачать

32

 

Раздел I. Предмет этики и история этических учений

(опытной) проверке, что является одним из критериев ее науч­ ности. Нормативные же суждения типа: «Это — добро, а это — зло», из которых обычно состоит этика, не верифицируемы. Они отражают не реальное положение дел, как, к примеру, зако­ ны физики, а всего лишь личные эмоциональные предпочтения обычного человека или религиозного проповедника. Подобные высказывания не обладают каким-либо научным содержанием, а представляют собой всего лишь основанный на эмоциях при­ каз для слушателей. Традиционная религиозная этика ненауч­ на — таков вывод эмотивизма.

Теория интуитивизма стремится дискредитировать этику

врамках логического позитивизма, но с других позиций. Осно­ воположник интуитивизма Дж. Мур (1873—1958) выступает против натуралистического подхода к нравственной проблема­ тике. По его мнению, все мыслители этого направления (Ари­ стотель, Бентам, Спенсер и др.) делают «натуралистическую ошибку», нарушая законы формальной логики в определениям и идя «по кругу». Фундаментальные понятия — «счастье», «на слаждение», «польза» — они определяют как «добро», которое

всвою очередь, вновь описывают с помощью этих терминов. Нг самом деле добро и зло рационально не определимы. В силу и>

всеобщности к ним невозможно подобрать родовой признак и указать видовые отличия, как требуют логика и наука; в каж дом конкретном случае они постигаются интуитивно. Следова­ тельно, натуралистическая этика так же ненаучна, как и рели­ гиозно-идеалистическая .

Частично удается преодолеть этический негативизм, который проявляют эмотивизм и интуитивизм, школе лингвистического анализа (С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуэлл-Смит, П. Стросон). Это направление обращается к рассмотрению естественного языка морали, способов включения нравственных высказываний в кон­ тексты человеческого общения. Создается самостоятельный ме­ тод этической аргументации и особая деонтическая логика, призванная раскрыть рациональную структуру морального дол­ женствования (Р. Хеар), что частично «реабилитирует» этику как научную дисциплину.

Этическая школа лингвистического анализа возникла на ос - нове философского структурализма (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан,

I лава 2. История этических учений

 

33^

/\ Барт, М. Фуко), который с помощью структурно-лингвисти­ ческого анализа пытался придать гуманитарному знанию ста­ тус точных наук.

Другая попытка положительной интерпретации проблем мо­ рали в рамках рационалистического подхода — этика прагма­ тизма, возникшая в США в конце XIX в., когда Ч.Пирс (1839—1914) выступил с критикой иррационализма и догматиз­ ма, абсолютизирующих нравственные ценности в качестве вечных и неизменных. Популяризатор его идей У. Джемс (1842—1910) (•(формулировал два фундаментальных принципа:

добро не является абстрактной категорией, оно всегда отиочает какой-либо потребности;

каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, не

существует «абсолютных» истин, всякий раз требуется новое I кипение.

Джемс предложил «прагматическое правило», провозглаающее критерием истины той или иной нравственной нормы работоспособность, конечный результат, практические поюдствия.

Дж.Дьюи (1859—1952) отмечает, что человек постоянно ре­ нет конкретные задачи по достижению своих целей. Роль ра­ ма при этом состоит в выборе адекватных средств, ведущих их достижению, и в нахождении правильного типа действий, дрантирующих благо. Эти средства и действия и будут мо­ ральными.

Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами и потребностями человека, придает им ситуативный харак­ тер. При этом мораль, традиционно считавшаяся источником инутреннего недовольства, интерпретируется прагматизмом как средство достижения душевного комфорта и удовлетворен­ ности жизнью.

Однако научно-рационалистические концепции все же оста­ ются слишком умозрительными и далекими от реальной дейстиительности и житейских проблем людей. На смену приходят точения, отводящие интеллектуальной деятельности второсте­ пенную роль, которые так же, как и в конце XIX в., распадают­ ся на две большие группы: иррационалистические этико-фило- софские системы и неорелигиозные этические системы.

34 Раздел I. Предмет этики и история этических учеж

Среди иррационалистических этико-философских систе

значительное место занимает этика психоанализа, в основе к торой лежит фрейдизм. Его основатель 3. Фрейд (1856—1939) у верждает, что в структуре личности основное место занима бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности се суальных импульсов (либидо) и определяет второй — рационал ный, осознанный компонент личности — Я (Эго). Третий урове? личностной структуры — Сверх-Я (Супер-Эго), представляют,! собой совокупность принятых в обществе культурных стереот пов, моральных, религиозных и других запретов, подав ля и ограничивает свободное выражение бессознательного. Под е влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную эне гию в санкционированные обществом виды деятельности — и кусство, творчество, науку, спорт (т.н. «сублимация»).

Представители неофрейдизма (К.Г. Юнг, В. Райх, Г. Салливе К. Хорни, Э. Фромм) частично отходят от узкого истолкован! нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуал ности. Неофрейдизм вводит понятие «коллективного бессозн тельного», обусловленного социальными факторами. К.Г.Ю; (1875—1961) дает определение «архетипа» —совокупности гл бинных психических образов, выражающих такого рода кул турные и нравственные тенденции в обществе.

Как утверждает Э. Фромм, «коллективное бессознательно( можно свести к двум фундаментальным установкам: перви ной — «биофилической» (Эрос), направленной на самореализ цию, стремление «быть», реализовывать свои творческие зада ки, и вторичной — «некрофилической» (Танатос), стремящей^ «иметь», присваивать окружающую реальность — следовател но, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разю периоды человеческой истории попеременно занимают в кул туре доминирующее положение либо существуют в том и. ином сочетании.

Экзистенциализм — другое иррационалистическое фил софское течение. Своего расцвета оно достигает в XX ве в трудах немецких и французских мыслителей — Мартш Хайдеггера (1889—1976), Карла Ясперса (1883—1959), Табу эля Марселя (1889—1973), Алъбера Камю (1913—1960), Ж.

на 2. История этических учений

 

35

Поля Сартра (1905—1980). Их этические позиции могли не iпадать, но были взаимодополняющими.

Хайдеггер подчеркивал «не нравственно-экзистенциальный», г антропологический» характер существования, отрицая тем лым его моральный смысл. Однако большинство экзистенилистов так или иначе обращались к этической проблематике. ртр предпринимал попытку определить и обосновать «новую ту», «конкретную мораль», которая перешла бы от поисков нечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального чествования (экзистенции) отдельных субъектов морали, проблемам, волнующим людей в процессе их уникальной неповторимой жизнедеятельности. Экзистенциалисты описыют состояние экзистенциальной «тревоги», «озабоченности» пнокого человека, «заброшенного» в этот абсурдный мир «не длинного» существования и вынужденного постоянно пре- >левать «пограничные ситуации» (в процессе чего как раз фоявляется «подлинность» существования), совершая экзи- •нциальный и моральный выбор и беря тем самым на себя оттственностъ за его последствия.

Фундаментальным понятием этики персонализма (наиболее местные представители которого — французские философы Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (1900—1986), П. Рикёр 1913 г.)) является личность (персона). Она трактуется как човная структура, приобретающая устойчивое и независимое ггие благодаря присоединению к иерархии ценностей, свободпринятых, преобразованных и переживаемых через постоян- (> творческое самосовершенствование. Основное моральное каство творческой личности — присущая ей свобода выбора.

Но если этика экзистенциализма делает акцент на внутренней икалъности и самобытности личностного существования, персонализм сосредотачивается на внешней соотнесенности юности с обществом и высшим (божественным) личностным чалом. Человек должен по примеру Бога ограничивать свое Я взаимодействии с Ты и Мы в рамках социальной системы. иовной принцип морального совершенствования личности — ободное самоограничение, сохраняющее самобытность и споОное преодолеть агрессивность и разобщенность современно- - технократического общества.

36

 

Раздел I. Предмет этики и история этических учен*

Цель «диалогического персонализма» Мартина Бубе;

(1878—1965) — создание нового типа рефлексии на основе дь лога, устанавливающего отношения к Другому как к Ты, рг ному Я. Диалогический персонализм Бубера базируется на ф лософии «межчеловеческих отношений», которая сводите по мнению философа, к отношениям Я—Ты и Я—Оно. В ОТЕ шениях Я—Оно человек воспринимает других людей (наря

спредметами внешнего мира) как Оно — безличные объект предназначенные для утилитарного использования, эксплуат ции, манипуляции, контроля. Отношения Я—Ты предполаг ют активное взаимодействие с другим Я, базирующееся на \ тановлении не отчужденных, а взаимоодухотворяющих связ

сТы — другим субъектом.

Категория «отношение» — центральная в философской а тропологии и этике Бубера. Он считает, что лишь человек iw жет относиться к другому человеку, утверждая и подтвержд свое бытие в других людях. Специфика Я—Ты отношения рг крывается Бубером в категории «встреча». В подлинных встр чах, считает он, формируются и человечность, и человечестЕ ибо здесь устанавливаются отношения, характеризующиеся л бовью и заинтересованностью друг в друге. «Встреча одно с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «со-вторым-б тие», или «бытие человека с человеком». Это бытие определяв ся Бубером как Мы, в котором преодолевается индивидуалист ческое, самодовлеющее Я.

Высшей точкой межличностных отношений Бубер счита воображение, позволяющее представлять то, что желает, чувс вует, воспринимает другой человек. Проявлением воображен; выступает сочувствие, или эмпатия, когда ты испытываег боль другого человека и страдание за него — со-страдание.

Религиозное направление в этике XX века — второе i. правление, противостоящее рационалистическому подходу к эт ке. В XX веке складываются новые — неорелигиозные сист мы, которые стремятся решать традиционные религиознь и моральные проблемы с учетом современных тенденций.

Неотомизм в рамках католического вероисповедания г

лучил статус официальной этико-философской доктрины Ват

I

i A4>a2.

История этических учений

 

 

3_7

ни на.

Его

наиболее известные представители:

Ж.Маритен,

' Жильсон,

Й. Бохенъский, К. Ранер, В. Гертых, папа Римский

г И панн

Павел

II (К. Войтыла) — ставят перед собой

задачу пе-

'«-осмыслить на основе новейших тенденций томизм — насле-

сФомы (Томаса) Аквинского. Они стремятся к объединению аигиозно-мистического подхода с научно-рационалистиче- им миропониманием современной эпохи. Неотомизм активно пользует идеи других этико-философских течений новейшепериода, особенно позитивистской и экзистенциалистской правленности.

Э.Жильсон (1884—1978) считает, что универсальный синтез

лигии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое время «обладали деструктивные тенденции, что породило глобальные юблемы. Поэтому необходимо восстановить утраченное единио, гарантией которого является Бог. Единение «града земно-

• (наука и техника) и «града Божьего» (религия) воплощается идеалах «интегрального гуманизма». К. Ранер (1904—1984)

>рмулирует принцип «теологической

антропологии*, анали-

рует специфику человеческого «бытия

в мире», состоящую,

i его мнению, в постоянной открытости Божественному сущеиованию.

Врамках протестантского вероисповедания на основе идеи

|дивидуального мистического богопознания

развивается

эти-

i неопротестантизма1. Ее представители К.

Барт и П.

Тил-

IX, анализируя современные моральные тенденции, говорят мистическом страхе, фатальной озабоченности нравственного бъекта, коренящихся в его отчуждении от Бога. Э. Брунер ви- !Т выход в индивидуальной вере, «самотрансцендировании» — )дражании Иисусу Христу как жизненной модели. Р. Нибур 1итает, что альтернативой такого «беспокойства» является сристианский реализм», состоящий в «смиренном уповании» i Божественный промысел, недоступный рационалистическо- у научному пониманию.

Об основах и истории протестантской этики см.: Вебер М. Протестантская пика и дух капитализма. М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

38

 

Раздел I. Предмет этики и история этических учени!

2.6.Этика на рубеже веков: новые идеи

Вконце XX — начале XXI в. в развитии, функциониро нии и оценке места этики в жизни общества стали прослел ваться определенные тенденции, связанные как с объективЕ ми процессами в жизни человечества, так и с субъективны ожиданиями людей: какой бы они хотели видеть этику и ч< следует ждать от нее. Эти идеи — коммуникативность, npi тичность, плюрализм — находят свою реализацию и обосно ние в соответствующих этических школах и направлениях.

Коммуникативность

Плюрализм

Практичность

и релятивизм

 

 

Теория

Постмодернизм

Прикладная этю

коммуникативного

Р. Барт, М. Фуко,

 

действия

Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр,

 

Ю. Хабермас

У. Эхо, Ж. Делез

 

Коммуникативная направленность этики обусловлс пристальным вниманием человеческой мысли к моральн: проблемам общения, приобретающим в XX веке особое зна ние. В решении этих проблем, в выработке нравственных но общения этика опирается в значительной степени на феноме логию Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Он разработал учение интерсубъективности, дающей возможность каждому Я удое вериться в существовании и опыте Другого, который рассмат] вается как «альтер эго» — мое другое Я. По закону аналог я могу постичь, понять себя через другого; другой же получ; значимость через мои воспоминания самого себя.

На основе феноменологии формулируется герменевтш которую один из ее основоположников Ганс-Георг Гадах (1900—2002) представляет как философию понимания. Пош: мание устанавливается в процессе диалога, в котором происх( дит интеграция, «слияние горизонтов» — соединение прошлог и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации

t _ . — .

ъединенных, как Я с Ты. Это дает возможность для понима­ ла любой культуры, допуская поливариантное и мультинациольное существование и общение культур. Понимание в диалообеспечивает проявление терпимости и заинтересованного ношения всех участников коммуникации в интерпретации, процессе которой происходит не только понимание Другого,

»и раскрытие самого себя.

В1970-х гг. социолог и философ Юрген Хабермас (р. 1929) >именяет герменевтику как инструмент критики современного юдливого «ложного сознания» и «извращенных форм комму­ тации», противопоставляя им свою теорию коммуникатив­ но действия. В ее основе лежит анализ двух типов поведения, ель стратегического поведения — в «преследовании интере- », что ведет к сознательному либо бессознательному обману фтнера. В поведении, ориентированном на коммуникацию,

ладываются упорядоченная нормативная среда, устойчивые гжличностные отношения, богатые личностные структуры, юсобные к самоосуществлению. Хабермас рассматривает комуникацию в качестве базового процесса, структурирующего, •ганизующего социум, как основу повседневной практики ча-

иых жизненных миров. > Конец XX века и начало нового тысячелетия характеризует-

i еще двумя тенденциями, связанными с неудовлетворенно- i ью традиционной теоретической этикой.

Обращение к прикладной этике вызвано потребностью обиютва в конкретных — прикладных — регулятивах, в практиче- <их рекомендациях по решению моральных проблем в опредегнных ситуациях и сферах человеческой жизнедеятельности, рикладная этика функционирует в виде самостоятельных част­ ых этик (этика бизнеса, политическая этика, этика интимных i ношений, профессиональные этики). Это дает зачастую повод мносить ее за рамки этики вообще. Однако прикладная этика является важной стадией исторического развития морали, как •тическое теоретизирование особого рода — «теоретизирова­ ние в терминах жизни» (А. Гусейнов).

В конце столетия особую актуальность в философии и эти­ ке приобрели концепции, составляющие направление постмо-

40

 

Раздел I. Предметэтики и история этических учении

дернизма. Духовная культура человечества рассматривается постмодернизмом как совокупность художественно-эстетиче ских текстов, объективное содержание которых не имеет значе ния. Смыслы текстов равноценны, язык полифоничен, их науч ная рационалистичность — лишь средство художественной вы разительности. Поэтому претензии рационализма аморальны ибо ведут человечество в тупик.

Нацеленность постмодернизма на деконструкцию классиче ских модернистских философских построений разрушает тра диционный просветительско-нормативный имидж этики Kai совокупности абстрактных моральных принципов и всеобщи: ценностей. Но свойственные постмодернизму приоритеты едп ничности, открытости, ситуативности предполагают слияни этики с живым моральным опытом в его индивидуальном пр явлении, что может сделать ее плюралистичной, многолик* и личностной. Отныне мораль не отделена от человека и не во несена над ним, она не предлагается и не навязывается индив ду, а учреждается им самим.

Таким образом, по сравнению с этикой прошлого в совр менной этике все в большей степени усиливается личностнс индивидуалистическое начало и одновременно снижается ур вень гражданственности. Однако именно в конце XX в. актуал ным стало обращение к проблемам нравственного и гражда ского статуса личности в обществе, ее правам и обязанностям : отношению к социуму и окружающей среде в целом — тенде ция, которая, возможно, продолжится и в новом тысячелети.: