Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

etika

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.57 Mб
Скачать

Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали

 

71_

венному действию. Поступок должен рассматриваться в сово­ купности с предшествующей и последующей деятельностью мо­ рального сознания, в общем контексте моральных отношений в обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержа­ ние нравственного поступка.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступ­ ку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.

Мотивы и поступки могут не совпадать или не соответство­ вать друг другу: так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим поступкам и наоборот. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один мотив может подтолкнуть че­ ловека к разным поступкам; одна линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

Поэтому оценка нравственного статуса личности должна за­ висеть не только от результатов, но "и от мотивов, движущих ее действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе, чего хочу добиться, зачем мне это нужно — за этими вопросами вы­ свечивается не только интерес и причины поведения личности, но и ее сущность.

Большую роль в нравственной регуляции поведения играет

моральная оценка, которая предполагает осуждение или одоб­ рение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок высту­ пают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует со­ ответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка и будущих действий — например, при выборе решений.

4.4. Взаимодействие элементов морали

Рассмотрение структуры морали позволяет выявить меха­ низм взаимодействия ее элементов.

Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве.

72

 

Раздел И. Теоретические проблемы этики

ТОЛЬКО условно, при анализе структуры морали их можно рас­ сматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопрони­ кают и обусловливают друг друга.

Во-вторых, структура морали выявляет противоречия меж­ ду отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувст­ ва и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.

В-третьих, противоречивость морали может проявляться

внутри ее отдельных элементов'.

в моральном сознании — между его рациональной и эмо­ циональной сторонами;

в моральном поведении — между возможным, желаемым

идолжным, проявляющееся в рассогласованности таких моти­ вов поведения, как «могу», «хочу» и «надо»;

в моральных отношениях — между индивидуальным, груп­ повым и общечеловеческим.

Противоречия моральных отношений особенно важны: они носят всеобъемлющий и непреходящий характер, а процесс их разрешения составляет сущность моральной регуляции. Эти противоречия проявляются в ряде аспектов.

1.Между личными (индивидуальными) и общественными (групповыми) интересами и потребностями — в различных соци­ альных системах, культурах и этических учениях они разреша­ лись по-разному, в зависимости от приоритета двух противопо­ ложных принципов — коллективизма и индивидуализма.

2.Между общечеловеческими и групповыми (классовыми, на­ циональными, конфессиональными) ценностями и интересами — порождены социальным разделением и неравенством в обществе, где моральные нормы и принципы призваны обосновывать и «за­ щищать» интересы различных групп. В периоды противостояния (войны, революции, бунты) групповые ценности выходят на пе­ редний план и становятся доминирующими. Люди делятся на «своих» и «чужих», и тогда нравственные установки (классовая ненависть, религиозный фанатизм, оголтелый национализм) по­ зволяют им «забывать» об общечеловеческих ценностях по отно­ шению к «чужим» (установки «группового эгоизма»).

Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали

 

7Ъ_

3. Между индивидуальным и общечеловеческим — менее остры, чем два предыдущих. Во-первых, они не требуют и не предполагают взаимоисключения: общечеловеческое в морали защищает интересы каждого индивида. Во-вторых, конфликт между общечеловеческим и индивидуальным, в отличие от пер­ вых двух случаев, всегда может быть разрешен «мирным пу­ тем». В-третьих, сам процесс морального совершенствования должен идти по пути слияния или, по крайней мере, сближения общечеловеческого и индивидуального.

Противоречия между отдельными элементами морали или внутри них, которые в тот или иной период времени берут верх (доминируют), в конечном счете определяют нравственный об­ лик каждого человека и целых народов.

4.5. Функции морали

Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и сле­ дование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения.

Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах че­ ловеческого бытия через противоречия доброго и злого, должно­ го и сущего, справедливого и несправедливого. Причем обяза­ тельность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществля­ ется добровольно, на основе свободного выбора человека и само­ стоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общест­ венное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внут­ ренний). В связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается прежде всего через саморегуля­ цию и самоуправление личности, что особенно ценно для гума­ нистической этики.

Воспитательная функция морали определяется ее участи­ ем в формировании человеческой личности и ее самосознания.

74

Раздел II. Теоретические проблемы этики

Господствующие в обществе моральные нормы и принципы

впроцессе обучения и образования целенаправленно вносятся

всознание человека, прививаются ему. Мораль формирует по­ требность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в про­ цессе освоения личностью нравственного опыта предшествую­ щих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие мо­ рали на личность осуществляется с помощью различных прие­ мов — от убеждения и принуждения до самодисциплины и са­ мовоспитания.

Своспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание — не­ обходимую информацию о нравственных нормах и ценностях,

мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения

иобщения. Познавательную функцию можно рассматривать

икак ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в от­ личие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а все­ гда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формооб­ разующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных ус­ ловиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превра­ щаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дру­ желюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складывают­ ся и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.

Традиционная задача этики — быть «практической филосо­ фией» — реализуется прежде всего нормативной этикой, кото­ рая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.)» в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная эти­ ка выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, она по каналам этического образования и нравственно­ го воспитания участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.

Таким образом, нормативная этика служит «передаточ­ ным механизмом» от теоретической к прикладной этике, за­ нимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях

исферах общественной практики. Для этого необходимо пред­ варительное решение проблем моральных приоритетов и ценно­ стей, определение достоинств и прав человека, выяснение его статуса и отношения к другому. Эти вопросы как раз ставятся

ирешаются нормативной этикой на основе учения о мораль­ ных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе ис­ торического развития нравственности.

Моральные ценности — это общественные установки, импе­ ративы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, смысле жизни и назначении человека, его идеалах и принци­ пах. Моральные ценности определяют нормы нашего долженст­ вования. Понимание этих норм в авторитарной и гуманистиче­ ской этике разное: авторитарная трактует долженствование как однозначное подчинение и следование этим нормам, тогда как гуманистическая предлагает их в качестве различных вариан­ тов свободного морального выбора и предпочтений личности. В результате этого выбора образуется иерархия моральных ценностей, которая выстраивается следующим образом:

76 Раздел III. Нормативная этика и высшие моральные ценности

а) по степени распространенности их значимости (для че­ ловечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдельного человека) — общечелове­ ческие, групповые и индивидуальные;

б) по способу их взаимосвязи друг с другом альтернатив­ ные и комплементарные;

в) по месту в иерархии ценностей выделяют высшие мо­ ральные ценности.

Деление это весьма условно. Во-первых, оно носит субъек­ тивный характер, т.к. каждый человек (а тем более группа лю­ дей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, а дру­ гие — принижать или даже отрицать. Во-вторых, иерархия ценностей носит относительный характер, так как зависит от конкретных исторических условий. Отдельные культуры и ци­ вилизации отличаются разными системами ценностей, высту­ пающими в качестве критериев формирования конкретных норм поведения и жизнедеятельности людей.

На основе иерархии ценностей складывается система ценно­ стных ориентации — устойчивое отношение личности к различ­ ным феноменам действительности и самим ценностям. Субъек­ тивная ориентация личности не всегда совпадает с общеприня­ той ценностной ориентацией, и происходить это может как в форме осознанного противостояния, так и на неосознаваемом уровне смутного неприятия.

В авторитарной этике моральные ценности, независимо от отношения к ним личности, носят характер морального должен­ ствования. Отсюда и стремление к принудительному определе­ нию добра, счастья или смысла жизни в авторитарной этике.

Гуманистическая этика, объявляя высшей ценностью не нормы, принципы и идеалы, а самого Человека, его жизнь, пра­ ва и свободы, его уникальность и неповторимость, полагается на разум, волю и свободный выбор человека, предоставляя ему самому выстраивать значимую для него систему ценностных ориентации. И поэтому не отрицание объективного содержания ценностей, но изучение различных моделей их понимания — за­ дача гуманистической этики. Иными словами, она не навязыва­ ет человеку однозначного видения, скажем, того, в чем заклю-

Раздел III. Нормативная этика и высшие моральные ценности

 

77_

чается счастье или любовь, — каждый человек вправе по своему усмотрению наполнить эти понятия индивидуальным содержа­ нием, но анализ того, что такое счастье и любовь, она дает, по­ могая человеку сделать компетентный выбор.

При этом такие нравственные феномены, как Добро, Свобо­ да, Долг, Честь, Достоинство, Смысл жизни, Счастье, Любовь занимают особое место в системе моральных ценностей. Они от­ носятся к высшим моральным ценностям, ибо от их правиль­ ного понимания зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки. Анализ основных этических категорий, соот­ ветствующих и отражающих особенности и содержание высших моральных ценностей, поможет вам разобраться в их содержа­ нии и выработать на их основе стратегию и тактику «пра­ вильной жизни».

5.1. Свобода и необходимость

Моральная свобода является ценностью, к достижению ко­ торой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и дейст­ вий. Это та точка отсчета, от которой можно прийти и к разнуз­ данному «беспределу», и к бегству от действительности, и к ее безоговорочному принятию, и к рациональному нравственному поступку.

Проблема свободы — одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством, традици­ онно решается в этике с позиций соотношения свободы и необ­ ходимости.

Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынуж­ ден действовать. В качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (гражданская вой­ на, цены на рынке, землетрясение), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предпи­ сывающие субъекту определенный тип поведения.

Насколько человек свободен в рамках заданной ему необхо­ димости? Существуют две крайние точки зрения на эту пробле­ му — этический фатализм и этический волюнтаризм.

Глава 5. Свобода и Ответственность

 

79_

Фатализм, абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную (фатальную) зависимость от объективных обстоя­ тельств, превращает его в запрограммированное устройство, действующее по строго определенной (Богом, судьбой, общест­ вом, космическими силами и т.п.) схеме. Поэтому человек не­ свободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопреде­ лена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он не несет никакой ответственности за свои действия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравственная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них: «Чему быть, того не миновать».

Противоположная точка зрения — этический волюнта­ ризм — отрицает всякую необходимость и утверждает, что чело­ век абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое по­ нимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу

iот нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет челове­ ку утверждать произвол собственных действий как образец по­ ведения.

Но свобода отнюдь не равнозначна произволу, она невоз­ можна без ограничений. Запреты обращены ко всем людям, и поэтому, ограничивая, они в то же время защищают нас от возможного произвола других, создают в обществе атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право на спокойную жизнь каждому члену общества. Поэтому, как это ни парадок­ сально, оправдание произвола есть не что иное, как отрицание свободы, ибо человек в этом случае превращается в раба своих страстей и прихотей, попадает под власть случайных влияний, его цели не согласуются с окружающей его действительностью. В результате, как утверждал Спиноза, стихия захлестывает че­ ловека, отнимает у него волю, лишает его достоинства и смысла жизни.

Таким образом, и фатализм, и волюнтаризм в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсолютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий необходимость, становится жертвой собственного произвола). Выход из данной ситуации следует искать между этими двумя крайностями.

80

 

Раздел 111. Нормативная этика и высшие моральные ценности

Идея необходимости как внешней или внутренней обуслов­ ленности человеческой деятельности имела в философских учениях различные толкования. В древнеиндийской философии она выступает в виде кармы; в китайской — как дао — путь, по которому идет все сущее; в религиозной философии Фомы Аквинского это моральный закон — ориентация на христианские добродетели, воплощающие общечеловеческие ценности Добра. Именно понимание необходимости как морального закона

над нами и внутри нас — кажется нам наиболее приемлемым. Следование моральному закону — это не просто исполнение внешних требований долга. Основные черты этого закона — его

разумность и целесообразность. Он не создает моральных обя­ зательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека об­ наруживать эти обязательства в существующих ценностях. Этот закон не требует автоматического подчинения, он не лишает че­ ловека моральной независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому он — не закон-предписание, он — закон свобо­ ды, предоставляющий человеку право выбирать Добро и следо­ вать ему. Это путь свободной моральной инициативы, не попа­ дающий в поле прямых запретов или долга.

Современная гуманистическая этика отдает предпочтение действиям, продиктованным свободным выбором, а не регули­ руемыми предписаниями. Подлинная внутренняя свобода обес­ печивается ориентацией на подлинное добро, привычкой отда­ вать ему предпочтение.

Христианство учит, что свободная добродетель выше просто­ го повиновения заповедям. Человек добродетелен, когда прини­ мает божественный моральный закон сознательно и с любо­ вью — с желанием добра, а не из страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло.

Таким образом, моральный закон является решающим фак­ тором свободной нравственной деятельности личности. Он обес­ печивает человеку свободу практически в неограниченном ко­ личестве. Моральный закон — это призыв к самореализации, дающий человеку возможность нравственного развития и пред­ полагающий свободу поведение, которое зависит от собст­ венных действий, сознания и воли индивида.