Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стратегемы спасения.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

§ 9. Фнлософско-антронологнческие основания эпохи апостолов

Вспомним, что в эпоху патриархов предпринималась попытка преодолел грех с помощью знания этого греха. Иначе говоря, считалось, что, если человев знает, что нельзя воровать и убивать, то он не будет этого делать. Эта установи когитарности приводила к формированию законов, норм поведения, различных императивов (повелений). Тем самым закон фиксировал грех и обозначал его в словесной, понятийной форме. «Что же скажем? - восклицает Апостол Павел. -Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством зако­на Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7). Приведем следующий пример. Родные брат и сестра полюбили друг в друга как мужчина и женщина, бывает и такое, во всяком случае, во времена Платона это было обычным делом, а египетские фараоны женились на своих сестрах. Итак, во времена Платона не было закона, запрещающего вступать в брак родным братьям и сестрам, не было не только юридического, но и нравст­венного закона. И вот, во времена Платона брат и сестра поженились, спрашива­ется: совершили ли они грех? Нет, греха не было, ибо не бьшо нормы, запре­щающей подобные браки, с их стороны не бьшо преступления, ибо брат и сестра никакого закона не преступали. Но вот настали другие времена, вышеназванные браки осуждаются, вводятся законы о недопустимости кровосмесительства и благодаря таким законам люди узнают, что браки между братом и сестрой явля­ется греховными Таким образом, получается, что, как утверждает апостол Па­вел, «законом познается грех» (Рим. 3:20).

Когда возникают какие-либо действия или совершаются поступки, на­носящие вред, приносящие зло людям, обществу в целом, то тогда появляют­ся законы, запрещающие данное действие. Закон говорит, что такие поступки являются греховными.

Конечно, законы необходимы и они борются против зла, более того, законами регулируется общественная жизнь, они способствуют эффективно­му управлению государством, но спрашивается: способны ли законы искоре­нить зло? Нет!

Во-первых, закон фиксирует зло, познает его и не дает ему распро­страняться. Но уничтожение зла как такового не входит в его задачу.

Во-вторых, сам закон часто вызывает гнев, жажду мщения и другие отрицательные чувства Как отмечает русский философ Б.П, Вышеславцев, «закон порождает вообще отрицательные аффекты по отношению к наруши­телям: жажду мщения, справедливое негодование. Он указывает, где есть преступление, и вызывает гнев на это преступление («закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). Быть может, этот гнев справедлив? Да, он может быть справедливым, но все же это отри­цательный аффект: если «нет праведного ни одного» и все до одного негод-

142

ны, если перед Богом весь мир виновен, ибо он «весь во зле лежит», то гнев зако!ю, гнев справедливости может лишь сказать: «да свершится правосудие, хотя бь: погиб весь мир»».

Не способны преодолеть и элиминировать зло и экзистирующие пророки Как уже говорилось ранее, пророки чувствуют зло, осознают неподлинность бы­тия, обличают пороки и говорят об этом людям, не осознающим свою грехов­ность. Но, как вы уже догадались, чувствование зла еще не достаточно для его преодоления. Для искоренения зла необходима была другая стратегия, отличная от коптгарности и экзистенциальности. В эпоху апостолов этой новой философ-ско-антропологической стратегией выступил трансцендентизм.

Итак, я ввожу новое понятие, понятие о стратегии трансцендентально-сти. Глагол <п-рансцендировать» - латинского происхождения, означает «вы­ходить за пределы низшего бытия в бытие высшее». Вспомним аналогичное слово «экзистировать», которое тоже означает «выходить за пределы», но оно не указывает направление выхода. Экзистирование говорит только о не­обходимости выхода из ложного бытия. Экклесиаст только констатирует, что вся наша жизнь - это суета и томление духа, он остро чувствует греховность бытия и настолько остро, что можно сказать, что он находится в состоянии ткстаза, он кричит, что так жить нельзя и тем самым утверждает необходи­мость выхода за границы этой ложной жизни Но куда направиться, где оно, то настоящее бытие, он не знает.

Трансцендирование, в отличие от экзистирования, указывает направ­ление, более того, трэлсцендирующий человек уже знает новое, истинное бытие и направляется к нему. Можно даже сказать, что он уже находится в истинном бытии и призывает людей следовать за ним. Трансцендирующий человек находится в состоянии транса Транс - иное состояние, чем то, в ко­тором мы обычно находимся. Человек, находящийся в трансе, живет в ином мире, существует, как говорится, в ином измерении Правда, в последнее время транс чаще ассоциируется с наркоманами, которые, приняв наркотики, как бы покидают реальность и уходят в иной мир. Наркоманы, находящиеся в трансе, блаженствуют. Но наркотический транс и трансцендирование с по­мощью наркотиков - это ложный транс, иллюзорный.

Итак, если человек, находящийся в экстазе, кричит, то находящийся в трансе - блаженствует. Экзистирующий человек, находящийся в экстазе, кричит о том, что он томится в неподлинном бытии. Трансцендирующий че­ловек, находящийся в трансе, блаженствует, ибо он достиг того истинного, настоящего бытия, о котором он мечтал, и зовет людей следовать за ним.

Экстаз и транс - крик и зов.

Экзистирующий человек кричит, чтобы предупредить людей о грозящей им опасности Трансцендирующий человек зовет, приглашает в настоящий мир.

Экстаз и транс - предупреждение и приглашение.

143

Саваоф кричит, наводит страх, тем самым предупреждая человека грозящей ему опасности. Иисус Христос зовет всех в лучший мир, вселяет людей надежду, «много званных», правда, «мало избранных», немногие ре­шаются пойти за ним.

Экстаз - крик и ужас; транс - зов и надежда.

Подобно тому, как у экзистирующего человека формируются экзи-стенциалии, т. е. такие свойства психики, которые указывают человеку на неподлинность его существования, так и у трансцендирующего человека формируются трансцеденталии, которые указывают ему на настоящий, ис­тинный мир и направляют его к этому миру. Вы уже знакомы с основным экзистенциалиями - это тоска, суета, беспокойство и др. Основными когита-риями являются сомнение и любопытство. Основными же трансцендента-лиями выступают вера, надежда и любовь.

Трансценде1ггальность в наиболее полной форме реализовалась, разуме­ется, в жизни Иисуса Христа, однако ее идеологом был прежде всего апостол Павел, который утверждает, что в подлинном, истинном бытии главенствующее положение будет занимать любовь, которая побеждает зло. «Любовь долготер-ггит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все передаст» (1 Кор. 13:4—7). Посмотрите, любовь — это полная противополож­ность греха, порока. Если зависть есть зло, то любовь никогда не завидует.

Любовь может не противоречить закону, ибо она вбирает в себя все лучшее, что есть в законе, и в этом плане любовь есть исполнение закона Возьмем заповедь «не убивай», но ведь если ты преисполнен любовью, ты ни­когда никого не убьешь. Апостол Павел подчеркивает, что многочисленные «заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в ... слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9). «Любовь не делает ближнему зла», - констатиру­ет апостол Павел, - «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

Мир будущего - это царство любви, но истинное бытие еще не насту­пило, оно невидимо, поэтому в него надо верить и надеяться Отсюда апостол Павел следующим образом определяет веру. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера-это стремление человека к лучшему миру, Авраам и Сарра обладали верой, т. е. «...они стре­мились к лучшему, то есть небесному» (Евр. 11:16).

Надежда формируется у человека тоже в силу невидимости лучшего ми­ра, т. е. пока этого мира нет, надежда поддерживает нас. «Надежда же, когда ви­дит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чему ему и надеяться? Но когда на­деемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25).

144

Когда человечество достигнет стадии подлинного бытия, тогда отпадут за ненадобностью знания законов и пророчества с их криками и надрывами души Как заметил апостол Павел, сейчас, пока не наступило это царство, «...мы отчас­ти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что ргчасти, прекратится» (1 Кор. 13:9-10). Знание законов и пророчество - это дет­ство человечества, а с детством необходимо расставаться «Когда я был младен­цем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас­суждая; а как стал мужем, то оставил младенчество» (1 Кор. 13:11).

Однако истинное бытие, которое зиждется на любви, слишком новое и не­обычное, ибо любовь не повелевает, как закон, она предлагает и дарит. Поэтому добро как наиболее эффективный путь борьбы со злом не всеми принимается «Путь этот, - пишет БЛ Вышеславцев, - сколько бы ни предлагался человечеству, всегда будет казаться новым, невероятным, парадоксальным. И в наше время, по­жалуй, более, чем когда-либо, он нов. Самые искренние христиане в своих рассуж­дениях чаще всего сползают на путь 'закона Современное человечество есть вет­хий Адам, продолжающий ветшать; он прикрывает наготу свою ветхой, заплатан­ной одеждой закона Но во Христа облеклись только немногие праведники Гово­рят: христианство одряхлело; нет! Логос вечен, а христианское человечество еще очень юно; языческий мир, мир закона, мир ветхого Адама одряхлел».

Таким образом, я в Библии выделил три эпохи, каждая из которых опирается на глубинные философские основания. В основании эпохи патри­архов лежит стратегия когитарности, в основании эпохи пророков - страте­гия экзистенциальности, в основании эпохи апостолов обнаруживается стра­тегия трансцендентальности. В каждой эпохе выделяются свои базовые ду-шевпые состояния: когитарности, экзистенциальности и трансцендентально-с 1и (когитарии, экзистенциалии, трансценденталии).

Экзистенциальность и трансцендентальность выступают не только яв­лениями человеческой природы, это своего рода стратегии спасения, которые вытекают из природы человека, укоренены в ней. И совсем не случайно экзи­стенциалии и трансценденталии вживлены в человеческую психику. Отсюда жзистенциальность и трансцендентальность становятся основополагающими принципами философской антропологии. Но в эпоху, которая следует за хри­стианской эпохой, в человеке формируются специфические душевные со­стояния, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения ни к экзистен-циалиям, ни к трансценденталиям. Однако душевные состояния не остаются постоянными, они подвержены развитию, и мы опять имеем перед собой яв­ления экзистенциальности и трансцендентальности:

Обязательная литература:

1. Библия: Послания апостола Павла. .

145

Дополнительная литература:

  1. ГечеГ. Библейские истории. М., 1988.

  2. Косидовский 3. Библейские сказания. М., 1968.

  3. Косидовский 3. Сказания евангелистов. М., 1977.

  4. Красиков В. И. Библия как реальность, Кемерово, 1998.

  5. КрасниковН.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М, (981.

  1. Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христианства Античные критики христианства М., 1990.

  1. Ренет Э.Ж. Жизнь Иисуса. М., 1991.

  2. Свешников В., протоирей. Очерки христианской этики М, 2000.

  1. Страгородский С, архиепископ. Православное учение о спасении. М., 1991.

  1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

  2. Таксиль Л. Забавное Евангелие, или Жизнь Иисуса. М., 1963.

  3. ТаксияьЛ. Забавная Библия. М., 1965.

  4. ФрэзерД.Д- Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

  1. Шифман И.Щ. Ветхий Завет и его мир: (Ветхий Завет как памят­ник литературной и общественной мысли Передней Азии). М„ 1987.

  2. Щедровицкии Д. В. Введение в Ветхий Завет. Т. 1. Книга Бытия. М., 1994.

  3. Щедровицкии Д.В. Введение в Ветхий Завет. Т. 2. Книга Исход. М. 1997.

  1. Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. М., 1977.

Вопросы для повторения ко второй главе:

  1. Какие антропологические причины лежат в основании дискусс между философией и христианской религией?

  2. Какое содержание восьми основных аргументов, доказывают по мнению теологов, тезис о доминировании христианской теории спасен над философской?

  3. Почему концепция «двойственной истины» Дунса Скота нанс сокрушительный удар по философской антропологии?

  4. Какие антропологические задачи позволила решить процедура ионизации библейских текстов?

  5. Какие основные исторические события происходили в эпоху па риархов?

  6. Какие исторические события происходили в эпоху пророков?

  7. Какие причины вызвали антропную катастрофу, постигшую евре ский этнос и какие пути ее преодоления были эксплицированы в Библии?

146

146

  1. Какие исторические события происходили в эпоху апостолов?

  2. Каковы причины антропной катастрофы в допотопное время?

  3. Какие религиозно-антропологические идеи лежат в основе библей­ской Книги Иова?

  4. Какое различие между пророческими и не пророческим и предска­заниями?

  5. Чем характеризуются две исторические формы религиозного про­рочества?

  6. Какие жизненные условия порождают феномен библейского про­рочества?

  7. Какая миссия была возложена Богом на пророков?

  8. Кто такие истинные и ложные пророки?

  9. Какими чертами характера должен обладать пророк?

  10. Как менялись религиозно-антропологические принципы от эпохи патриархов до эпохи апостолов?

  11. Какие причины вызвали негативную оценку Иисусом Христом ин­ститута пророчества?

  12. На какие принципы опирается Иисус Христос в выборе посредни­ков-апостолов?

  13. Какая философско-антропологическая идея лежит в основании стратегии когитарности?

  14. Какие меры были предприняты Богом для повышения эффективно­сти стратегии когитарности в эпоху патриархов?

  15. Чем характеризуется стратегия экзистенциальносщ пришедшая на смену стратегии когитарности?

  16. Какое состояние души характерно для такого экзистирующего че­ловека, как Екклесиаст?

  17. Почему закон и пророки не способны элиминировать зло? В чем их слабость?

  18. В чем проявляется транс цен дентальность в эпоху апостолов?

147