Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стратегемы спасения.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

§ 2. Антропологизм онтологии и гносеологии платоновской философии

Платон настаивает на примате разума, мудрости, и в своем учения о мире он продолжает реализовьшать эти мировоззренческие установки

Мировой разум он связывает с богом, которого чаще всего называет Демиургом, что в переводе с древнегреческого означает - архитектор, строи­тель, ремесленник. Бог-демиург, носитель разума, строит космос из хаотич­ной материи, подобно тому, как ремесленник создает свои изделия из неупо­рядоченного, сырого материала- преображая его своими руками. При этом Платон выделяет три первоначала в мире: материю, бога и идеи-образцы. Вначале материя находилась в хаотическом, беспорядочном состоянии и в мире господствовал хаос, но благодаря деятельности бога мир упорядочива­ется и превращается в космос. Космос в древнегреческом языке и означает порядок, отсюда произошло и слово «косметика».

Демиург, для того чтобы космос был космосом, т. е. был красив, упо­рядочен, устроен наилучшим образом, должен опираться на какие-нибудь образцы, которые имеются в мире, составляя одно из его первоначал. Копи­руя эти образцы, Бог и создает космос.

Однако онтология не сводится к решению проблемы становления упо­рядоченного мира это еще и учение о том, каков мир на самом деле и каким он должен быть. Онтология - это учение не просто о мире, а о мире с челове­ком. И в этом случае Платон начинает вести речь о двух мирах. Он утвержда­ет, что существует мир настоящий, подлинный н мир ненастоящий, непод­линный, иллюзорный.

17

Настоящий мир состоит из идей. Слово «идея» которое означало «об­раз», «форма», Платон позаимствовал из обыденного языка своего народа Идея — это умственный образ физических вещей и объектов. Мыслительные формы или мыслительные образы отличны от объектов физического мира

  1. Идеальные или мыслительные формы, т. е. идеи, не имеют физиче­ских, вещественных свойств, их нельзя пощупать, они лишены вкуса, цвета, запаха. Допустим, если у вас появилась идея стодолларовой купюры, т. е. мыслительный образ стодолларовой бумажки, то вы ее при всем своем ог­ромном желании не сможете пощупать.

  2. Идеальные или мыслительные формы лишены не только физиче­ских свойств, но и функций, свойственных материальным объектам. Обра­тимся опять к нашему примеру. Итак, у вас есть идея ста долларов или, как сегодня говорят, ста у. е. (условных единиц), вы приходите в магазин, но ку­пить ничего не сможете. Если вы в здравом уме, то не подойдете к продавцу и не обратитесь к нему со словами: «Вот, у меня есть идея ста у. е., мне, по­жалуйста, заверните вон ту красивую вещичку».

Отсюда мир идей наделяется такими характеристиками, как невиди­мость, его нельзя ощутить, он не пахнет. Иначе говоря, он лишен чувствен­ности и противопоставляется ей. Мир идей - это мир человеческих мыслей, мир идеальный.

Конечно, довольно часто не только студенты, но даже философы, ото­ждествляют мир идей с миром понятий. Я напомню, что такое понятие. Это такая форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предметов, т. е. такие, по которым можно отличить один предмет от другого. Например, существенным признаком стула как понятия является то, что на нем сидят, этим он отличается от стола, за которым сидят. Стул имеет спин­ку, это тоже его существенный признак, этим он отличается от табуретки. Любые предметы можно зафиксировать в понятиях, и тогда мы получим мир понятий, который является мысленным миром, в нем предметы носят иде­альный характер. Однако мир идей Платона отличается от мира понятий, это не просто понятия, которые фиксируют существенные признаки предметов как таковых, это еще и мыслительные идеалы физических объектов и пред­метов, это не только образы, но и образцы.

Идеалы, в отличие от понятий, говорят не о том, каковы вещи сами по себе, каковыми они должны быть. Стул как понятие и стул как идеал - раз­ные вещи. Например, вы сидите на стуле, сиденье у него жесткое, он скрипит как несмазанная телега, сидеть на нем неудобно, но таков он есть на самом деле, таким он существует в этом материальном мире. Но есть еще идеалы стульев, которые говорят о том, какими они должны быть - мягкими да на­столько удобными, что, сидя на них, можно сразу заснуть под бормотание профессора. И, отдохнувшие за время лекции на таких стульях, вы восклик-

18

няте: «Вот это настоящие, истинные стулья». Поэтому Платон мир идей, по­нимаемый как мир идеалов, 1изывает настоящим, истинным. Но таким мир идей может быть только тогда, когда идеи, мыслительные образы и формы принимают формы идеалов и идеальных образцов. Но такой мир создается для человека, отсюда онтология Платона приобретает ярко выраженный ан­тропогенный характер.

Настоящий, истинный мир еще можно назвать метафизическим миром Метафизическая вещь - это не просто мыслительный слепок с физической, природной вещи, это не копня физической вещи, это идеал вещи, то, какой она должна быть.

Идеалы, но мнению Платона, не подвержены изменению, они вечны. Платон пишет: «Идея не рождается и не умирает, не воспринимает в себя что-либо другое, не переходит сама во что-нибудь другое».

Мир идей и идеалов Платон называет еще «Гиперуранией» или «До­линой правды». Спрашивается, зачем нужен этот мир идей, эта долина прав­ды, с какой целью Платон выстраивает этот довольно странный мир? Можно выделить три основные функции этого мыслительного мира

Первая функция мира идей - это быть центром, к которому направлена человеческая активность. Ведь человек всегда к чему-нибудь стремится, он выстраивает идеалы, ставит перед собою какие-либо цели. Мир идей -• это конечный, абсолютный пункт человеческих устремлений.

Вторая функция долины правды заключается в том, что мир идей зада­ет смыслы человеческому существованию. Этот мир идей выступает в каче­стве источника жизненной энергии человека

Третья функция носит гносеологический характер а именно: мир идей шрает роль критерия истинности мира вещей Поясню эту мысль. Допустим, у вас появилась идея настоящего, истинного стула. И вот вы сравниваете свои представления об истинном, настоящем стуле с тем скрипучим, жестким и не­удобном стулом, от сидения на котором у вас начинает болеть спина, искрив­ляется позвоночник, затекают ноги. Стул, на котором вы сидите, не соответст­вует идеалу настоящего, истинного стула, и тогда неизбежен вывод, что стул, на котором вы сидите - это ненастоящий, неистинный, ложный стул.

Платоновский мир идей многообразен. В этом настоящем мире есть идея истинной коровы, настоящей лошади, есть идея красоты, идея настоя­щей науки, идеи истины, блага, красоты и множество других идей в форме идеалов. Практически для каждого вида вещей в долине правды имеется своя идея. И на вершине Гиперураняи, подобно солнцу чувственного мира, нахо­дится идея блага.

Истинный мир противопоставляется миру неистинному, ненастояще­му, миру вещей. Мир вещей воспринимается чувствами, он подвержен изме­нению, становлению. Еще великий философ Гераклит, который жил задолго

19

до Платона в древней Греции, утверждал, что все течет, все изменяется, нет ничего устойчивого. Платон в принципе соглашается с Гераклитом, но с од­ной сушественной оговоркой: течет и изменяется ненастоящий, чувственный мир, настоящий же мир, мир идей неподвержен изменению.

Платон, как вы уже знаете, утверждает объективное существование мира идей и идеалов, мира истинного, долины правды. Это мир высший, к нему устремлены все помыслы и действия человека Но чтобы руководство­ваться идеалами этого мира, надо знать этот мир идей. Отсюда и основная гносеологическая проблема, на решение которой направлена вся гносеология Платона, это проблема познания человеком мира идей Эта проблема может быть зафиксирована в следующих вопросах: «Как, каким образом человек знает о существовании долины правды?» «Как он познает идеи и идеалы ми­ра настоящего, подлинного?» Для ответа на этот вопрос Платон обращается к своим философско-антро по логическим конструкциям.

Платон, как и многие другие философы, выделяет в человеке тело и душу. При этом он однозначно утверждает, что душа бессмертна, а тело смертно. Тело вещественно, оно является носителем чувственности и суще­ствует, соответственно, в мире вещей. Тело сковывает свободу души, это темница, тюрьма, клетка, в которой живет и томится душа. Душа хочет сво­боды, хочет вырваться из своей тюрьмы, т. е. тела, что собственно она и де­лает после смерти тела.

Итак, тело умерло, и бессмертная душа вырывается на свободу. Она счастлива, наконец-то она обрела свободу, она парит над этим бренным ми­ром вещей и улетает от него, подобно той птице, которая вырвалась из тес­ной клетки и старается улететь щ своей тюрьмы куда-нибудь подальше. Но спрашивается, куда же она летит, каков конечный пункт ее полета? Конечно, религиозно настроенный человек скажет «в рай», но я думаю, что вы уже догадались о направлении ее полета. Конечно, она летит в настоящий, истин­ный мир, в мир идей, в долину правды. И что она там видит? Добро как тако­вое, красоту, она видит сверкающее и ласковое, подобно солнцу земного ми­ра, благо, она встречает там настоящую корову, истинных друзей, узнает, что такое настоящая любовь. Душа, будучи бестелесной и невещественной, бы­стро познает бестелесные идеи и идеалы настоящего, истинного мира. «По­добное познается подобным» - это высказывание древнегреческих филосо­фов говорит о том, почему душа так быстро познает идеи истинного мира

Но не все души достигают мира идей, страну Гиперуранию, что вполне понятно, если вспомнить логику рассуждений Платона Ведь души бывают разумные и неразумные, и на вопрос «какая из этих душ попадает в мир идей?» вы все уверенно ответите: «Конечно, души разумные». На что мне остается только сказать, что вы уже достигли высот философии великого Платона, вы плывете в потоке его логики.

20

В диалоге «Федр» Платон уподобляет душу крылатой колеснице, запря­женной двумя конями и управляемой возницей. Но кони, впряженные в повозку, разной породы: один из коней слушается возницу, олицетворяюшего разум, дру­гой же не подчиняется ему. Он - сильный, наглый и символизирует вожделяю-щую и гневливую часть души. Этот конь не слушается разума и все норовит вер­нуться на землю. Трудно управлять таким конем. И случается так, что неразум­ный конь одолевает возницу, и тогда душа так и не увидит мира идей. Такого рода колесницы сталкиваются друг с другом, ломают себе крылья и с грохотом падают на землю. Но бывает и возница побеждает. Тогда колесница устремляет­ся в небо и достигает мира идей.

В диалоге «Федон» Платон утверждает, что если души вели образ жизни, связанный исключительно с телами, с вожделениями и наслаждениями, были подвержены гневу, то они даже после смерти тела не отходят от последнего, они кружат, подобно фантомам, около могил, стонут и воют, испытывают мучитель­ные страдания, пока вновь не обретут тело. Для таких душ закрыт мир идей. Но те души, которые вели добродетельный образ жизни, изучали философию, могут попасть в долину правды. «Высокое племя богов, - писал Платон, - недоступно д\гшам, не культивированным философией и не очистившим свое тело полно­стью, но доступно лишь тем, кто возлюбил мудрость».

«Ну и что! - возможно, воскликнете вы, - ну побыла душа в мире идей. Но ведь она не будут находиться там вечно, ведь есть еще мир вещей, который должен соответствовать миру идеалов». И вы будете правы. Да, ду­ши живут в мире идей, как утверждает Платон, тысячу лет, а потом возвра­щаются на землю, в долину неправды и переселяются в какое-либо тело.

Да, Платон вынужден придерживаться идеи реинкарнации дупщ вести речь о ее переселении. Эту ситуацию возвращения можно представить себе следующим образом. Допустим, рождается человек, и первое, что он делает, - издает крик. Он открывает рот, а душе только этого и надо, она проникает в тело человека

Что же дальше? Как она себя чувствует? Вы сами можете представить со­стояние души в теле, ведь прежде она тысячу лет жила в истинном, настоящем мире, она видела истинные предметы, знала, что такое благо, истина, добро, кра­сота, мужество и вдруг она попадает в тело, которое ревет, капризничает, кричит: «Я хочу!». Конечно, душа в растеряшюсти, она вся сжалась, она вообще начина­ет сомневаться, а был ли тот шстоящий, благой и истинный мир? Однако посте­пенно душа выходит из состояния шока и начинает вспоминать, припоминать, что есть иной мир, светлый и прекрасный. Усилием воли она заставляет тело подчиняться ей, она сдерживает страсти, а тело начинает действовать согласно тем идеям, которые душа когда-то созерцала в долине правды.

В теории познания Платон выделяет два этапа Первый этап - разумная ду­ша после смерти тела попадает в мир идей, в котором она познает истинные веши Здесь Платон придерживается такой концепции познания, которая в последующем

21

получила название рационализма (от латинского гаяо, разум). Рационализм - это такая концепция познания, в которой приоритет в познании вещей и истины отда­ется разуму как высшей познавательной способности человека Чувства в принци­пе не способны познать мир идей, последний познается только разумом

Второй этап в развертывании теории познания связан с возвращением души после тысячелетнего пребывания в долине правды на землю и переселени­ем ее в телесную оболочку. Здесь познание трактуется как воспоминание души о своем пребывании в мире идей. Припоминание или воспоминание часто заменя­ется термином «анамнезио), что в переводе с древнегреческого и означает при­поминание. Анамнезис - это важнейший способ получения истинного знания «Найти знание в самом себе, - пишет Платон, - это и значит припомнить». Анамнезис имеет даже эмпирическое обоснование, ведь практически каждый из нас встречался с такой ситуацией - сделаем что-нибудь, а потом вдруг почувст­вуем, что все это было уже с нами когда-то, но не в этой жизни. Создается впе­чатление, что это было с нами в какой-то другой жизни. Самое главное в методе анамнезиса (припоминания) - это искусство логического рассуждения, вопросов и ответов, философской беседы, ибо «истинные мнения, - подчеркивает Платон, - если их разбудить вопросами, становятся знаниями».

Часто для обоснования и иллюстрации своих философских идей Пла­тон обращается к мифологическим сюжетам, к метафорам, использует сим­волы, характерные для художественных произведений. Наиболее известной и яркой иллюстрацией философии Платона является метафора, получившая название «пещеры». Это символ метафизики, мифологический рассказ, кото­рый иллюстрирует сущность философской антропологии великого древне­греческого философа, это литературно-художественная квинтэссенция всей философии Платона, ее центр, ядро.

Итак, представим себе пещеру, темное и сырое подземелье, в котором трудно дышать, здесь царит вечная ночь. В этом подземелье живут люди, они связаны по рукам и ногам, прикованы к стенам пещеры так, что их взоры обра­щены только вглубь подземелья За пределами пещеры бурлит другая жизнь, но обитатели пещеры не знают ее. Единственное, что им доступно, - так это слабые, мутные тени па стенах пещеры. Обитатели пещеры думают, что в этом 'заключе­на сущность иного мира, - быть тенью на стенах подземелья. Они давно нахо­дятся здесь, привыкли к этой жизни и другой просто не знают. Они думают, что тот мир, в котором они живут, единственно настоящий И вот среди этих мрач­ных обитателей пешеры появляется человек, который сбрасывает с себя цепи, освобождается от оков и по тропинке выбирается из сырого, темного подземе­лья. И что же он видит? Мир, яркий и прекрасный, согретый и освещенный лас­ковым солнцем. Здесь растут деревья, щебечут птицы, на полянах - прекрасные цветы. И люди совсем другие, загорелые и статные, не злые и не раздражитель­ные, как в подземелье, а добрые и приветливые. И этот человек начинает пони-

22

мать, что вот он, настоящий, истинный мир, вот она, долина правды, а раньше он жил в ложном мире, в душной атмосфере неправды, в мире теней.

И этот человек возвращается назад в пещеру и рассказывает тем, кто там находится, о настоящем мире. Но, увы! Люди подземелья не верят ему, они, выросшие в условиях подземелья, не знают и не хотят знать ничего другого.

О чем говорит этот миф, что он символизирует?

Во-первых, подземелье символизирует тот земной мир, в котором мы живем и который мы принимает за единственно истинный мир

Во-вторых, мир за пределами пещеры - это мир идей и идеалов, мир настоящий, истинный, который должен являться объектом человеческих уст­ремлений.

В-третьих, цепи, которыми связаны жители пещеры, оковы, которыми прикованы обитатели этого мрачного жилища к стенам подземелья, символи­зируют наши страсти, это символы неразумной души, нашей чувственности, вожделений, гнева.

В-четвертых, человек, которому удалось избавиться от оков и который узнал о существовании истинного мира, символизирует философа, который благодаря мудрости познал настоящий мир.

В-пятых, тропинка, по которой человек выбрался из сырого подземе­лья на свет, символизирует собою анамнезис, припоминание. Разумная душа человека вспомнила о существовании иного мира и потянула его в направле­нии истинного мира.

Таким образом, объективный идеализм Платона, обосновывая главен­ствующую роль разума, ориентировал людей на истинную, настоящую жизнь. При этом онтология, гносеология и философская антропология, эти три основных раздела философского знания, три предметных области фило­софии, оказываются тесно связаными между собою, ибо все они направлены на решение одной задачи: внести в человеческую жизнь высшие ценности, не дать человеку погубить самого себя.

Мифология оказалась не способной к решению этой стратегической задачи. Поэтому она подверглась переосмыслению и резкой критике со сто­роны философов-рационалистов.

Обязательная литература:

  1. Лмт0*Федр//Платон.Соф.соч.:В4т.М., 1993. Т. 2. С. 135-191.

  2. Ялаики Тимей//Платон. Собр. соч.: В 4т.М., 1994. Т. 3. С. 421--500.

  1. Платон. Государство. Кн. 7 // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 295-326.

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. С. 102-131.

23