Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая нозология В.Д. Линденбратен.doc
Скачиваний:
486
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.16 Mб
Скачать

3. А есть ли проблема?

Можно ли считать аллергию одной из основных проблем медицины? Судите сами. Участники XIV европейского конгресса аллергологов пришли к выводу, что аллергией страдает каждый третий житель планеты. Одна только лекарственная аллергия отмечается у 16% здоровых людей; у 44% больных, находящихся на лечении в стационарах; у 28% медицинских работников, контактирующих с медикаментами; почти у половины больных бронхиальной астмой. Считается, что 70% медикаментозной патологии, 25% случаев пищевой непереносимости, 2/3 случаев бронхиальной астмы (которой страдают 1 – 2% населения) имеет аллергическую этиологию. Несколько лет тому назад были описаны настоящие эпидемии аллергической бронхиальной астмы в городах Кириши и Ангарске, где есть биотехнологические предприятия по синтезу белково-витаминных концентратов для животноводства. В США аллергические заболевания идут вслед за болезнями сердца, сосудов и суставов. Причиной аллергических реакций нередко бывают контакты с животными. В Германии, например, более 8 млн. человек страдают из-за контактов с собаками и кошками., у 20% кавалеристов повышена чувствительность к конской перхоти. Профессиональная аллергия на продукты моря развивается у 40 – 50% работающих в этой сфере, причем гиперэргия у этого контингента формируется в 90% случаев. У пчеловодов аллергия к яду пчелы встречается в 22 – 43% случаев. У многих стригателей повышена чувствительность к овечьей шерсти. К сожалению, заболеваемость растет, как снежный ком. Есть данные, что количество аллергиков каждые 5 лет удваивается.

Почему? Причин много. Фактически мы «варимся в аллергеном бульоне». Человечество производит и применяет свыше 4 млн. химических веществ, причем каждую неделю этот список увеличивается на многие тысячи. Какое количество из этих чужеродных для организма веществ (ксенобиотиков) способно вызвать аллергию, сказать трудно. Наверное, большинство. К сожалению, многие лекарственные препараты вводят парентерально, то есть неестественным путем, не предусмотренным эволюцией. Считается, что около 30% аллергии у детей связано с профилактическими прививками.

Немаловажное значение имеет изменение наследственности человека, рост генетического груза. Ведь многие аллергические заболевания – это болезни с наследственным предрасположением. Так, бронхиальная астма встречается у 1 -2% здоровых людей, а на островах Тристан-да-Кунья в южной части Атлантического океана, где население относительно изолировано и поэтому нередки близкородственные браки, − у 25% жителей. К вопросу о роли наследственности в развитии аллергических заболеваний мы еще вернемся.

Увеличению распространенности аллергии, как это ни парадоксально, способствуют, по-видимому, успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Установлено, что при действии на организм малых доз чужеродных антигенов в организме образуются аллергические, а при действии больших доз – другие, в основном защитные антитела. Микробы обладают более выраженными антигенными свойствами, чем вещества, вызывающие аллергию (их называют аллергенами). По-видимому, микробы на конкурентной основе блокируют аллергические реакции. Наблюдения, действительно, показывают, что чем меньше инфекционных, тем больше аллергических заболеваний, и наоборот. Имеются и экспериментальные данные, подтверждающие эту закономерность. Основной специалист в области изучения аллергий академик Андрей Дмитриевич Адо показал, что одновременная иммунизация морских свинок вирусом гриппа и аллергеном из амброзии подавляет образование аллергических антител.

Важную роль в развитии аллергических реакций играет повышение проницаемости кожных, слизистых и гистогематических барьеров и поступление в связи с этим в организм веществ с сохраненными аллергенными свойствами. Известно, что у грудных детей нередко развивается транзиторная желудочно-кишечная аллергия, что связано с высокой проницаемостью слизистой оболочки пищеварительного тракта для белковых молекул и низкой ферментативной активностью желудочного сока. С возрастом по мере созревания барьеров аллергические реакции затухают, хотя повышенная чувствительность к пищевым аллергенам сохраняется. Под влиянием простудных и других заболеваний проницаемость барьеров нередко повышается (при гастроэнтерите, например, всасывание аллергенов повышается в 4 – 6 и более раз) и аллергические реакции могут появиться вновь. В настоящее время заболеваемость населения весьма высока и, главное, продолжает увеличиваться. Не удивительно, что барьерные механизмы не выдерживают натиска колоссального количества вредоносных факторов, обрушивающихся на организм. Это и электромагнитные колебания, и ионизирующая радиация, и загрязнение среды и пищи. Свою лепту в этот процесс вносят и трофические расстройства, связанные с нарушением функции ЦНС.

К этому надо добавить, что смертность при тяжелых аллергических состояниях весьма высока. В Японии, например, смертность от бронхиальной астмы выше, чем от гипертонической болезни. При таких токсико-аллергических поражениях, как, например, синдром Лайела, смертность достигает 70%, а при анафилактическом шоке она вообще является одной из наиболее высоких.

Особое значение проблема аллергии имеет для педиатрической практики. Это связано с тем, что многие аллергические заболевания формируются и проявляются в детстве, а главное, с тем, что детская заболеваемость и смертность от аллергических заболеваний неуклонно растет. В группах детей от 5 до 14 лет смертность от бронхиальной астмы, например, за последние годы имеет прирост около 6% в год. Теперь вы понимаете, почему потребовалось создание Европейского общества по педиатрической аллергологии.

В общей форме можно сказать, что аллергия – это болезнь цивилизаций. Теперь вы понимаете, почему аллергия стала одной из основных медико-социальных проблем современности. Правда, некоторые футурологи считают, что аллергия – это болезнь XXI века, ибо по самым мрачным прогнозам в XXI веке каждый человек будет аллергиком.