Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семенченко.doc
Скачиваний:
296
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
7.48 Mб
Скачать

Титульный лист «Химического Гиппократа» о. Тахения. Венеция, 1678

Отто Тахений (ок. 1620-1699) являлся учеником Сильвия. Он изучал аптечное дело в г. Лемго. Работал ассистентом аптекаря в Киле, Данциге и других городах Германии. В 1644 г. переехал в Италию. Работал в области химии минеральных веществ. Он первый показал, что соли представляют собой продукты взаимодействия кислот и щелочей. Тахений ввел в химическую практику некоторые реактивы для качественного опре­деления составных частей минералов. Его считают основоположни­ком аналитической химии.

Заканчивая обзор эпохи йатрохимии, ее следует охарактеризовать как переходную в развитии фармацевтической химии. В аптеках того времени впервые принялись за изготовление химически чистых пре­паратов и достигли в этом деле известной степени совершенства. В аптеках, современных Парацельсу, впервые научились подмечать ха­рактерные признаки веществ, позволяющие судить о степени чистоты препаратов. В аптеках эпохи Возрождения впервые было заложено основание систематического химического метода исследования чисто­ты веществ и их соединений. Под влиянием учения иатрохимиков в городах Западной Европы шел непрерывный рост числа аптек. Этот рост вызвал необходимость получения по возможности однородных химических препаратов. В связи с этим каждый препарат стремились получать во всех аптеках по одной и той же прописи и, таким обра­зом, наряду с многочисленными новыми фармакопеями, появилось множество руководств к составлению лекарственных препаратов. Ап­теки того времени превратились в научно-исследовательские лабора­тории, где было положено начало широкому изучению, изготовлению и исследованию лекарственных средств и многих других химических препаратов.

.[ В пражской аптекарской таксе 1659 г. приводятся в числе про­чих следующие препараты, которые аптеки готовили сами: медный купорос, окись меди, сернистая медь, субнитрат висмута, сернокис­лая ртуть, свинцовый глет, уксуснокислый свинец, двойная соль хлорного железа и аммиака, окись железа, углекислый калий, се­литра, уксуснокислый калий, жидкое стекло, многочисленные сурь­мяные препараты (сульфиды и серокиси сурьмы, окись сурьмы, кис­лый сурьмянокислый калий или сурьмяная кислота).

Слабым местом последователей Парацельса была необходимость ис­пытывать новые соединения на людях: физиологическое испытание и установление дозировки на животных стали производиться значитель­но позже. Вследствие этого число отравлений новыми металлическими соединениями было велико. В 1566 г. парижский парламент запретил употреблять большинство предложенных Парацельсом соединений, а врачам — под угрозой тягчайшего наказания — прописывать их.

Об увлечениях металлическими препаратами, и в особенности сурь­мяными, мы узнаем из сочинений псевдо-Василия Валентина, издан-ных в 1599-1604 гг. В одной из книг этого неизвестного автора, нося­щей название *Currus triumphalis Antimonii* («Торжественное шествие сурьмы»), содержится подробное описание способа получения и свойств новых соединений сурьмы, ряда лекарственных сурьмяных препара­тов для лечения сифилиса и несколько других соединений, в том числе висмутовых. Сам металл позже также употреблялся для лечебных це­лей в виде бокальчиков для медицинских напитков, а также в качестве так называемых «вечных пилюль», которые после оставления ими пи­щевого тракта могли быть снова использованы для терапевтических целей. Само название антимоний (от французского moine — монах) Валентин, согласно имеющимся данным, дал сурьме вследствие того, что она проявила свои ядовитые свойства при испытании на монахах.

Все положительное и отрицательное, что дала эпоха иат^рохимии, представлено нами хотя и в существенных, но в самых общих чертах. Теперь нам следует рассмотреть развитие некоторых кустарных ре­месленных и промышленных химических производств, так или ина­че связанных с производством фармацевтических препаратов.

Начало производства серной и азотной кислоты BjEBjjorjjajjTji^cjrr-ся примерно к 1300 г. Получение соляной "кислоты описано гораздо позже. Промышленное производство азотной кислоты существовало в Венеции в XV в.

Из щелочей в ремесленных производствах (мыловарение, стеко­льное, суконное) употреблялись сода и поташ. В XV в. в Европе боль­шое значение приобрело производство селитры (для изготовления по­роха), кустарным способом изготовляли квасцы, купоросы, нашатырь, минеральные краски. Возникновение мануфактурных производств и расширение торговли вызвали большую потребность в разнообразных химических соединениях. Появились выдающиеся химики-техноло­ги, деятельность которых оставила заметный след в истории развития химических производств.

Одним из них был Бернар Палисси (1510-1589). В молодости он изучал стекольное производство и искусство изготовления окрашен­ных стекол в мастерской у отца. Затем работал на промысле по добы­че соли из морской воды на берегу Бискайского залива. С 1539 г. занимался производством фаянсовой посуды и разработкой рецептов окрашенных глазурей и эмалей. Упорно работая в течение 15 лет, добился успеха и прославился своими фаянсовыми изделиями, по­крытыми глазурями и украшенными горельефными изображениями листьев растений, ящериц, змей, раков, черепах.

С 1575 г. Палисси начал выступать с публичными лекциями: по химии и технической химии минеральных веществ. Умер в 1589 г. в глубокой старости в Бастилии.

-Палисси.был одним из первых представителей экспериментально-технического на^град лешю в химии. С его именем связано развитие во Франции керамического производства. Опубликовал трактат «О гон­чарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне» (1580), в котором описал свои многолетние исследования составов художественных гла­зурных покрытий фаянсовых изделий. Сообщил, что в состав глазу­рей входят оксиды олова, свинца, железа, сурьмы, меди, а также песок, сода, но умолчал об их соотношении (секреты производства ряда глазурей до сих пор не раскрыты). Палисси утверждал, что ми­неральные соли необходимы в жизни растений, и поэтому рекомен­довал примешивать растворимые соли и мергель к навозу и другим органическим удобрениям.

Виднейшим и крупнейшим немецким химиком-технологом яв­лялся Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1668). Он первый занялся об­стоятельным изучением существовавшей химической промышленно­сти. Однако в молодости Глаубер, работая в одной из венских аптек, за три года овладел необходимым мастерством и получил звание апте­каря. Затем он работал в аптеках Зальцбурга, Касседя, Парижа, Ха-нау. В 1644 г. Глаубер получил приглашение занять место управляю­щего графской аптекой в Гиссене. Здесь Глаубер работал не покладая рук.\Он разработал процесс получения концентрированной серной кислоты из зеленого витриола (сульфата железа). Растворяя в кисло­те медную руду, получил красивые синие кристаллы — синий витри-ол (сульфат меди), затем из окиси цинка — белый витриол (сульфат цинка). Из этих кристаллов помощники Глаубера готовили разнооб­разные лекарства. Затем Глаубер переехал в Амстердам, где в куплен­ном доме оборудовал лабораторию по своему проекту. Теперь он не только стяжал славу искусного аптекаря, но и занимался научно-исследовательской работой. В этой лаборатории перегонкой смеси се­литры с серной кислотой Глаубер получил чистую азотную кислоту, а нагреванием смеси поваренной соли с серной кислотой — чистую соляную кислоту и натрия сульфат (1648, глауберова соль (*Sal mirdbile Glauberi*). В *Furni novi philosophica, oder Beschreibung einer neu erfundenen Destiller* Глаубер описывает все методы и рецепты, кото­рые он разработал и усовершенствовал. В пяти томах были изложены все известные Глауберу способы получения разнообразных кислот, солей и других веществ.

В 1648 г. окончилась Тридцатилетняя война в Германии, Глау­бер возвратился на родину и поселился в Вертхайме. Здесь он впер­вые описал сырой бензол, результат разгонки каменноугольной смо­лы. Затем получил смесь бензола и толуола, а также вещество, которое мы сегодня называем фенолом (или карболовой кислотой). Лаборатория Глаубера отличалась от обычных аптечных лаборато­рий. Повсюду громоздились огромные печи, стеклянные реторты и приемники. Это была скорее химическая мастерская или фабрика, которая явилась как бы прообразом современных больших заводов.