Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика.docx
Скачиваний:
878
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
4.32 Mб
Скачать

4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века

В первое десятилетие XX века М.Вебером заклады­ваются основы развития понимающей социологии и теории социального действия. Социология, по Веберу, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и ре­зультаты. При этом под действием он подразумевал по­ведение человека, когда и поскольку оно имеет для дей­ствующего или действующих субъектов смысл, т.е. субъ­ективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Социальным Вебер считал действие, субъективный смысл которого соотносится с поведением других людей. Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональнос­ти, которая находит свое последовательное выражение в капиталистическом обществе и которая, по Веберу, про­никает во все сферы межчеловеческих взаимоотноше­ний и культуры.

В 20-е годы XX века зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с прове­денными под руководством Э.Мэйо знаменитыми хо-торнскими экспериментами в американской "Вестерн Электрик Компани" близ Чикаго. Изучая влияние различ­ных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышлен­ном предприятии, он показал, что новые условия произ­водства, качественно изменившийся состав рабочих на-

106

стоятельно требуют переноса центра тяжести в исполь­зовании рабочей силы с экономических на социальные и психологические стимулы.

Показательным в этом отношении является экспери­мент с освещенностью. Гипотеза ученых заключалась в том, что производительность будет выше, если освещен­ность будет лучше. На предприятии были образованы две группы — контрольная и экспериментальная. Рабочие общались друг с другом. В экспериментальной группе постепенно улучшалось освещение. Производительность труда в группе повышалась, как полагали эксперимента­торы, в первую очередь из-за изменения производствен­ной обстановки и наличия постоянного контроля. Но как только об эксперименте узнали рабочие контрольной группы, производительность труда в ней тоже повыси­лась. Тогда в контрольной группе стали уменьшать осве­щение. Производительность труда продолжала нарастать. Освещение было доведено до предельно возможного нижнего уровня, а производительность труда была на уровне той группы, в которой освещение было макси­мально улучшено. В конечном счете выяснилось, что производительность непосредственно не связана с осве­щенностью. Этот неожиданный результат требовал объ­яснения, которого не могли сразу найти.

При проведении еще одного подобного эксперимен­та выяснилось, что, обращаясь к работницам с просьбой содействовать эксперименту, исследователи тем самым способствовали тому, что работницы почувствовали вни­мание к себе и начали работать эффективнее. Стали понятны и эксперименты с освещением. Когда на пред­приятии выделили две группы работниц для эксперимен­та, то они почувствовали свою значимость и поэтому производительность росла подчас независимо от осве­щенности. Результаты этих исследований показали зна­чение социальных факторов в производственном процес­се и особую значимость неформальных групп и социаль­ного взаимодействия в них при выполнении производст­венных заданий. Однако это не означало, что организа­ция и условия труда, размер заработной платы не имеют никакого значения.

Э.Мэйо явился основателем теории "человеческих отношений"— одного из направлений теории научного управления. Подвергнув критике тейлоровскую концеп­цию "экономического человека", он экспериментально доказал, что наряду с материальными стимулами большое значение имеют такие психосоциальные факторы, как сплоченность группы, в которой работает индивид; взаи­моотношения с руководством; благоприятная обстановка на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и др.

Теоретики "человеческих отношений" разработали понятия формальных и неформальных групп, показав влияние последних на формирование благоприятных ус­ловий труда. Формальной считают группу, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке. Структура и отно­шения в неформальной группе возникают естественным образом в процессе человеческого общения и законода­тельно не регулируются.

В 30-е годы экспериментальные исследования психологии малых групп осуществляет К.Левин, основа­тель теории групповой динамики, в соответствии с кото­рой единственной социальной реальностью, непосредст­венно данной исследователю, признаются индивиды, со­ставляющие малые группы и вступающие в их рамках в различные отношения.

В эти же годы А.Маслоу разрабатывает иерархичес­кую теорию потребностей. Все они подразделяются на базисные (потребность в пище, безопасности, позитив­ной самооценке и др.) и производные, или мета-потреб­ности (в справедливости, благополучии, порядке и един­стве социальной жизни). Базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются; базисные по­требности располагаются в восходящем порядке от "низ­ших" материальных до "высших" духовных:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности (в защите);

3) потребность в причастности к коллективу, общении, внима­нии к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

4) потребность в признании и высокой оценке статуса, престиже;

5) потребность в самовыражении через творчество.

Иерархическая теория потребностей нашла приме­нение в целом ряде организационных нововведений (на­пример, в проектах "обогащения труда") и использова­лась в промышленности как средство улучшения стиля руководства.

Развитие индустриальной социологии, социологии управления и социальной психологии стало основой но­вого подхода к проблемам использования трудовых ре­сурсов, изучения возможностей и особенностей человека и малых групп на производстве и привело к созданию социальной философии менеджмента (от англ. man­agement — управление). В основе концепции менедж­мента лежали следующие принципы:

1) человек представляет собой "социальное животное", ори­ентированное и включенное в контекст группового пове­дения;

2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая ор­ганизация несовместимы с природой человека и его свободой;

3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию [8].

Уже из краткого изложения предпосылок возникно­вения эргономики видно, что в конце XIX — начале XX века велись многочисленные и разнообразные поиски оптимальных организационных структур и форм для различных видов человеческой деятельности. Организа­ция характеризуется как взаиморасположение и взаимо­связь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функцио­нальная часть). Сущность организации раскрывается через ее целостность, а становление, развитие и деграда­ция целостности обеспечиваются прежде всего различ­ными типами связей, особенно связями управления, переводящими организацию из одного состояния в дру­гое. Сообразно этому в организации выделяют две сто­роны — управленческую и исполнительскую. В первой

107

половине XX века возникает ряд теоретических на­правлений в исследованиях организации.

В 20-е годы в Польше и нашей стране начинают разрабатываться проблемы праксеологии. Е.Е.Слуцкий, в опубликованной в 1926 г. в Киеве статье "Изучение проблемы построения формально-праксеологических основ экономики" определяет праксеологию как общую теорию успешной целеустремленной деятельности. Ос­нователем праксеологии стал Т.Котарбинский, который стремился найти общие законы всякой человеческой деятельности и вывести наиболее общие правила такой деятельности (хорошей работы). Цель, условия и средст­ва — три элемента практической деятельности. Ученый обращает внимание на все большую зависимость работ­ника от инструментов, которые сами по себе диктуют методы работы. "Как бы далеко ни продвинулось инже­нерное искусство в деле уменьшения зависимости меха­низмов от необходимости вмешательства человека в про­цесс их функционирования, как бы далеко ни продвинул­ся homo faber по пути минимизации собственного вме­шательства, машина никогда не станет субъектом, она всегда будет требовать руководства со стороны действу­ющих субъектов, и, следовательно, всегда рациональное поведение человека будет зависеть от той же аппаратуры, причем в связи с фантастическим темпом ее развития и усложнения — во все большей мере" [Цит. по: 9, с. 14].

Праксеология синтезирует данные различных наук и практический опыт в области организации работы. Исследование организационных проблем, проводившее­ся в праксеологии, и особенно комплексный подход к анализу деятельности и орудий труда заметно приумно­жили предпосылки формирования эргономики.

Для понимания формирования предпосылок эргоно­мики представляет интерес типология сфер "практичес­кой" деятельности, исторически последовательно предъ­являвших свои требования и выражавших социально значимые потребности в активном освоении возможнос­тей и особенностей человека и групп людей. "Таковыми последовательно стали сферы: производства; проек­тирования; организации и управления" [5, с.133]. В соответствии с указанными сферами можно выделить этапы "психотехнической рационализации", "эрго­номического проектирования", "макроэргономики'. Каждому этапу можно поставить в соответствие ведущий тип преобразовательно-конструктивной установки, опре­деляющий дисциплинарно-организационное "лицо" от­дельных дисциплин: рационализаторский (психотехни­ка, психология труда, индустриальная психология), про­ектный (эргономика, инженерная психология), органи­зационный (психология управления, психология труда и организационная психология, макроэргономика).