Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика.docx
Скачиваний:
878
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
4.32 Mб
Скачать

6.9. Военная эргономика

При всей противоречивости военная эргономика внесла существенный вклад в формирование эргономики в целом. Вне рамок этого направления нельзя в полной мере понять глубину и масштабность развития эр­гономики в современном мире. Достижения военной эргономики представляют большой интерес и для граж­данских отраслей промышленности, хотя, как правило, не могут быть перенесены в них механически.

Зарождение военной эргономики произошло в годы второй мировой войны, в 50-е годы она доминировала в эргономике, а в последующие годы продолжала интен­сивно развиваться. В 50 —60-е годы на международных конгрессах и симпозиумах организовывались специаль­ные секции — "Военная эргономика".

За послевоенный период военная эргономика в США и других странах — членах НАТО за сравнительно корот­кий срок достигла высокого уровня. После 1985 г. публи­куется все больше сведений, свидетельствующих о том, что и в Советском Союзе военная эргономика также развивалась достаточно интенсивно.

Формирование военной эргономики послужило ос­нованием для качественно нового подхода к созданию военной техники. Невероятно, но факт, что сегодня в промышленно развитых странах техника, предназначен­ная для уничтожения людей, самая совершенная с точки зрения учета человеческих факторов.

6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша

С начала 50-х годов в США эргономические разра­ботки велись лишь применительно к каждому виду авиа­ционной и космической техники. В конце 60-х годов в Министерстве обороны (МО) США специальная консуль­тативная группа начала серию исследований состояния работ в шести областях: проектирование и функциони­рование систем "человек —машина", возможности и пре­делы деятельности человека, процессы принятия реше­ний, функции малых групп, адаптация сложных органи­заций к меняющимся требованиям, а также изучение мотивации и формирования убеждений. Консульта­тивная группа была достаточно квалифицированной и извлекла уроки из предшествующего развития наук о трудовой деятельности. Она пошла по пути не частич­ной модернизации отдельных видов вооружения и военной техники, а предложила пересмотреть осно­вания проектирования этой техники в целом.

Группа в конце 1960 г. рекомендовала научно-обо­ронному совету финансировать три главных центра ис­следований человеческой деятельности: один — для изу­чения систем "человек — машина" и разработок техники искусственного воспроизведения реальных ситуаций, другой — для изучения поведения индивидуума, а тре­тий — для изучения поведения групп. В 1961 г. указанные рекомендации были переданы Департаменту оборонных исследований и инженерии Пентагона, который, однако, вместо учреждения трех центров разработал программу в области бихевиоральных (поведенческих) наук, пору­чив ее осуществление новому органу — Управлению перспективных исследований Министерства обороны.

Американские специалисты указывают на несколько причин, в силу которых Министерство обороны про­являет большую заинтересованность в эргономичес­ких исследованиях и разработках.

Во-первых, резко возросла техническая сложность военного оборудования. Однако армия не имеет возмож-" ности отбирать самый способный персонал для выполне­ния значительно усложнившихся задач. С этим связаны многочисленные жалобы военных руководителей на то, что их подчиненные не могли эффективно использовать военную технику в виду ее чрезмерной сложности. Поэ­тому необходимо было либо снизить уровень техничес­кой сложности оборудования (что крайне трудно сде­лать), либо повысить возможности персонала путем эр­гономического проектирования оборудования, улучше­ния профессионального отбора и обучения.

Во-вторых, не хватает пригодных к воинской службе людей (здоровых и достаточно развитых умственно), не­обходимых для удовлетворения заданных требований к комплектованию военных подразделений и служб. Не­хватка персонала приводит к необходимости проектиро­вания систем, которые можно легче и проще осваивать, использовать и обслуживать. Если оборудование будет спроектировано таким образом, что менее квалифициро-

218

ванный персонал сможет научиться его использовать, то, очевидно, увеличится контингент людей, пригодных к воинской службе, и с'ократится время на его обучение.

Третья причина — расходы на содержание персона­ла, которые составляли в начале 60-х годов, по разным данным, от трети до 60% ведомственных расходов. В связи с этим ведется поиск способов снижения числа и (или) уровня подготовки персонала посредством внесения из­менений в круг его обязанностей, в подготовку и т.п. [1].

Наиболее существенная предпосылка, лежавшая в основе финансирования правительством США эргономи­ческих исследований и разработок и прежде всего в военно-промышленном комплексе, предельно проста: люди влияют на эффективность всего, чем они занима­ются и с чем взаимодействуют. Поэтому системы, обслу­живаемые людьми, — военные, промышленные (коммер­ческие) и социальные (правительственные) — должны проектироваться так, чтобы персонал управлял ими эф­фективно, безопасно и без чрезмерного стресса. Ставит­ся также задача создавать системы, с которыми люди бы охотно работали.

Освоение результатов эргономических исследова­ний при создании и использовании военной техники позволяет существенно повысить ее эффективность, что открывает новые возможности для сокращения количе­ства военной техники и обслуживающего персонала (и, соответственно расходов). На одной из ежегодных конфе­ренций Общества человеческих факторов США амери­канский ученый Р.Петерсон задал риторический вопрос: "Как бы обошлись финансирующие нас военные органи­зации без поддержки эргономики?" И тут же добавил: "И как бы обошлась эргономика без военной поддержки?" Именно это обстоятельство имелось в виду, когда отме­чалось, что огромные средства, расходуемые на развитие эргономики в США, придают такой размах ее исследова­ниям, которые не имеют аналогов в других странах [1].

Постановка и разработка многих проблем эргономи­ки в США и других странах НАТО была связана с задачами создания, освоения и использования военной техники. В свою очередь, теория и практика военной эргономики на каждом этапе ее развития определя­ются уровнем совершенства военной техники и теми задачами, которые выполняли военные ведом­ства США и других стран НАТО.

На первых порах (в 40 —50-х годах) перед психоло­гами и эргономистами ставились относительно простые задачи. В интересах организации управления требова­лось выявить возможность восприятия и переработки информации человеком. Постепенно аппетиты росли и в 50 — 60-е годы от них потребовали исследований принятия решений человеком в условиях неопределенности. Прак­тические задачи налагали свою систему требований к форме результатов исследований. Они должны были предъявляться в виде моделей процессов и в количест­венной форме.

Подготовка к быстрому развертыванию военных действий в любой точке земного шара во многом стиму­лировала создание в 50 — 70-е годы моделей терморегули­рования. Проблема травм скелетно-мышечной системына войне и на производстве, а также в большом спорте, привела к развитию в 70-е годы эргономической биоме­ханики как дисциплины со своими теоретическими поло­жениями.

Проблемы человеческих ошибок в сложных систе­мах и возникновение в связи с ними требований к проектированию этих систем оказали большое влияние на развитие когнитивной психологии. Еще одним факто­ром, влияющим на теоретические разработки в этой области, является изучение выполнения человеком сла­боструктурированных интеллектуальных задач типа ком­пьютерного программирования.

Значительное развитие эргономические исследова­ния в США получили в 80-е годы как часть общего расширения масштабов исследований и разработок воен­ного назначения. В настоящее время в США ни один вид вооружения не создается без подпрограммы эргономичес­ких исследований и разработок (рис. 6-50). Этому в не­малой степени способствует принятая в Министерстве обороны, в военной промышленности и компаниях кон­цепция интеграции всех видов деятельности по разработ­ке, производству и использованию системы оружия, на­чиная с формулирования тактико-технических требова­ний и кончая проектированием, обучением персонала, использованием военной техники и тыловым обеспече­нием.

Согласно директиве МО США 5000.1, человеческие факторы в технике должны быть включены в проектиро­вание систем, начиная с этапа формулирования концеп­ций, и пронизывать весь процесс их разработки. По директиве МО 5000.2 утверждается Совет по периодичес­кому контролю разработки военных систем и в каждом конкретном случае создаются службы этого совета, от­ветственные за подготовку документа согласованных ре­шений и рекомендаций по управлению программой. На каждом этапе разработки системы и стадии контроля специалист по человеческим факторам в технике вносит соответствующие предложения. Директива МО 5000.3 требует, чтобы все системы испытывались и оценивались с позиций человеческих факторов в технике как можно раньше и продолжались в течение всего процесса разра­ботки, а планы закупки техники основывались на резуль­татах эргономических испытаний и оценки. Некоторые правительственные органы выдвигают собственные тре­бования. Например, военно-морское интендантство, ко­торое отвечает за приобретение всех военно-морских систем, выпустило инструкцию 3900.9А, которая предпи­сывает обязательное выполнение программ по человечес­ким факторам в технике на всех этапах создания системы (рис. 6-51).

Эргономические исследования и разработки в США в основном ориентированы на создание систем и потому имеют непосредственное отношение к их анализу, про­ектированию, разработке, испытанию, оценке, а также функционированию. Среди эргономистов США распро­странено убеждение, что если эргономические исследо­вания не содержат данных, представляющих интерес для проектирования, их ценность невелика или (более кате­горично) равна нулю.

219

Широкое использование в США вычислительной техники в военных системах различного назначения оп­ределило возросший объем эргономических исследова­ний аппаратных и программных средств ЭВМ. Принятое в первой половине 80-х годов в армии США решение о проведении ряда мероприятий с целью повышения эф­фективности использования вычислительной техники военными специалистами не дало желаемых результатов. Средства, затраченные на оснащение армии вычисли­тельной техникой, не сопровождались ожидаемым по­вышением эффективности деятельности военных. На­копленный практический опыт показал, что одной из существенных причин этого являются серьезные затруд­нения персонала при использовании компьютеризиро­ванных систем. Поэтому перед эргономической лабора­торией армии США была поставлена задача исследования эргономических аспектов действующих в армии компью­теризированных систем обработки и представления дан­ных и разработки концепций проектирования указанных систем.

Сегодня эргономист, или, как его еще называют в США, защитник интересов человека в компьютеризиро­ванной системе, участвует на всех этапах проектирова­ния или модификаций проекта системы военного назна­чения. Для этих целей создано "Эргономическое руковод­ство для информационных систем управления. Проект «Метрик»" [96]. На первый план выступило эргономичес­кое проектирование программных средств, в основе ко­торого лежат анализ и описание деятельности пользова­теля. Повышенный интерес военных специалистов к изу­чению эргономических свойств программного обеспече­ния ЭВМ связан с необходимостью обеспечить удобство, понятность и простоту обслуживания для персонала, не имеющего специальной подготовки.

Большое внимание в военной эргономике уделяется проблемам взаимодействия человека и робота. Наиболь­шее число таких исследований выполнено организация­ми МО США. Эргономическая лаборатория армии СШАисследовала, например, возможность применения робо­тов для зарядки артиллерийских орудий, ремонта тяже­лых машин на базах. Лаборатория эргономики военно-воздушных сил выполнила обширную исследовательскую программу, связанную с применением дистанционных манипуляторов при работе с ядерными боеприпасами. В результате серьезной критике был подвергнут инженер­ный подход, согласно которому дистанционные манипу­ляторы рассматривались как замена деятельности чело­века. По мнению ученых, целью создания оборудования, управляемого на расстоянии, является не замена челове­ка, а расширение его возможностей.

Одна из задач военной эргономики — создание предпосылок для быстрейшего освоения создаваемой техники персоналом и снижение уровня требований к профессиональному отбору или его исключение из прак­тики формирования определенных групп специалистов. Одновременно разрабатываются методы и средства про­фессиональной подготовки и отбора персонала, способ­ного в кратчайшие сроки и на достаточно высоком уровне освоить новую технику и технологию. В конечном счете все это приводит к сокращению финансовых затрат на профессиональную подготовку.

В связи с задачами быстрого и надежного восстанов­ления системы военным персоналом с обычной подготов­кой и доступными средствами большое развитие получи­ли исследования конструктивной приспособленности системы к техническому обслуживанию. Продолжают­ся исследования факторов физической среды и их ком­бинированного воздействия на человека. Изучается, на­пример, воздействие шума на восприятие зрительной информации и на смещение критериев обнаружения сигналов, на эффективность решения задач, а также влияние шума на функциональные состояния.

Создание военной техники осуществляется в соот­ветствии с военными стандартами в области эргономики. Программа стандартизации в области эргономики Ми­нистерства обороны США предусматривает интеграцию

220

всех разрабатываемых проектов, служит средством коор­динации мероприятий, предпринимаемых для создания новых и пересмотра действующих нормативно-техничес­ких документов.

Стандарты дополняются справочниками, пособиями и руководствами. Имеются руководства и справочники как общего характера, так и по отдельным направлениям эргономики, среди которых следует выделить руководст­ва по авиационной эргономике [97] и уже упоминавшееся руководство по эргономическим проблемам информати­ки. Издаются карманные справочники по эргономике для военных специалистов [98].

Формы организации эргономических исследований и разработок для МО США весьма разнообразны. Име­ются собственные институты и лаборатории МО. Боль­шой объем эргономических исследований выполняется по контрактам с университетами.

На работах в области военной эргономики специа­лизируется и ряд фирм США. Одна из наиболее извест­ных — фирма "Эссекс". В начале 80-х годов ею по заказу Управления по военным испытаниям и оценке разрабо­таны методологические основы эргономических испыта­ний и оценки военной техники.

Общие положения, предложенные фирмой "Эс­секс", получили дальнейшее развитие и конкретизацию при создании для Военно-морских сил США руководства по испытаниям и оценке военной техники с позиций эргономики. Руководство состоит из трех томов. Содер­жание первого тома позволяет определить, что должно подвергаться испытанию, во втором зафиксировано то, с чем надо сравнивать измеряемые величины, а третий содержит указания о том, как проводить испытания. Руководство составлено таким образом, что как бы само ведет специалиста по его разделам в необходимой после­довательности.

Эргономические подразделения в сочетании с раз­ветвленной системой заказов на соответствующие рабо­ты действуют во многих корпорациях и фирмах, разра­батывающих новые виды военной техники и вооруже­ния. В конце 80-х годов в корпорации "Локхид", напри­мер, специализирующейся в области авиационной и кос­мической техники, работали в штате на полной ставке 80 эргономистов. Они принимали участие в разработке сле­дующих объектов: пилотируемые и беспилотные косми­ческие корабли, командные пункты и системы управле­ния, ракеты, самолеты, энергетические системы, погру­жаемые в воду аппараты, базы данных, системы обнару­жения и связи, искусственный интеллект и экспертные системы.

Начало нового этапа развития военной эргономики в США связывают с деятельностью Лаборатории челове­ческих факторов в технике армии США. Лаборатория продолжает и развивает лучшее, что внесла в эргономику фирма "Эссекс". В новой программе эргономической поддержки инженерной деятельности предпринята попытка интеграции основных направлений иссле­дований и разработок, методов и средств военной эргономики, а также их автоматизации для повыше­ния эффективности, оперативности, результатив­ности и экономичности эргономического проектиро­вания. Речь идет о качественно новом уровне эргономи­ческого проектирования, которое более основательно входит в структуру системного проектирования.

Сбор данных о деятельности военного персонала и проверка эргономических решений на действующих об­разцах военной техники и систем осуществляются в экспериментальных условиях, а также при рабочих ис­пытаниях и оценке. Основная трудность состоит в том, что зачастую невозможно перенести реальные системы в лабораторию для испытаний. Поэтому эргономисты стремятся использовать любую возможность для выпол­нения указанных задач в условиях боевых учений. Дан­ные, полученные во время учений, максимально прибли­женных к боевым действиям, считаются наиболее цен­ными. Вместе с тем американские эргономисты отдают себе отчет в том, что большая часть этих учений неесте­ственна, так как системы не функционируют, а имитиру­ют их функционирование.

В войне в Персидском заливе прошли практическую апробацию многие принципы, методы и рекомендации эргономики, использованные при создании и эксплуата­ции новой военной техники и автоматизированных сис-

221

тем управления. Итоги этой проверки, как говорится, налицо. Успех в войне в Персидском заливе обеспечило не столько количество, сколько качество вооружений и во­оруженных сил, одной из составляющих которого явля­ются эргономические разработки и соответствующее обеспечение использования военной техники и систем. Поэтому, когда пишут о том, что война в Персидском заливе продемонстрировала торжество новейших, начи­ненных электроникой вооружений, то следует добавлять: и большой успех эргономики.