Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мышление и речь / Матюшкин А.М. мышление, обучение, творчество.doc
Скачиваний:
308
Добавлен:
26.04.2015
Размер:
15.17 Mб
Скачать

Таинственное в обычном

Таинственное в обычном составляет одну из форм про­явления высокой творческости ребенка. Вот как описыва­ет П. Флоренский ситуацию переживания таинственного в возрасте четырех-пяти лет.

Впечатления таинственного. Искра

«Нечто, кажущееся обыкновенным и простым, самым заурядным по своей частоте, нередко привлекало в силу каких-либо особых обстоятельств мое внимание. И вдруг тогда открывалось, что оно не просто иное, ноуменальное,

700

стоящее выше этого мира или, точнее, глубже его... Одним из таких восприятий были искры. ...Я очень не любил укладываться спать рано, несмотря на уговоры. Однажды мы с тетей Юлей сидели в спальной комнате, что выходила во двор. Сначала тетя занимала меня, читала, рассказыва­ла, а потом стала посылать спать. Но я чем-то особенно за­упрямился и не шел... На дворе было темно. Тетя говорила, что если я не пойду, то сон может улететь спать и тогда я уже не засну... Посмотрел в темное окно—дело было осенью — и вижу: летят искры; вероятно, развели таган или печурку на дворе, с углями ...Я — к тете: «Смотри, что это?» А она: «Это улетает твой сон. Вот теперь ты не сумеешь заснуть». Я видел искры, как я, конечно, видывал не раз до того. Но я почувствовал, что тетя глубоко права, что это действитель­но летит мой сон.» [5, с. 43].

Так, обычное, окрашиваясь эмоциональным пережива­нием, приобретает форму таинственного, личностно зна­чимого явления, остающегося на всю последующую жизнь.

Изысканность и впечатлительность — предпосылки и необходимые условия развития таланта

«У детей есть абсолютно верный инстинкт, собачье чутье для расценки приличного и неприличного. Между плохим и хорошим нет глубокой разницы, и сделать пло­хое — это, конечно, нехорошо.., но, в сущности, — почему бы и не сделать это. А вот неприличное и приличное — это деление абсолютное, и сделать неприличное — хуже, чем умереть. А еще хуже, чем сделать неприличное, — сказать его. Плохое дело, плохая речь, неприличный поступок, не­приличное слово — такова градация недопустимого; хуже неприличного слова, стыднее, уничтожающе, бесповорот-нее — ничего не может быть, кроме одного: мысли о нем.

«.. .самое царство природы делилось в моем сознании на два разряда: один — изящное, другой — особенное. Всякий предмет природы принадлежал к тому или другому клас­су... Меня привлекали преимущественно предметы и су­щества либо пленительно-изящные, либо остроособен­ные.

Изящное как-то соотносилось с тетей Юлей, а особен­ное — с мамой» [5, с. 71].

Психологические характеристики творческого мышле­ния (см., напр.. Дж. Гилфорд, П. Торренс) включили пере-

701

числяемые автором характеристики в более явной внешне выражаемой «поведенческой» форме. Автор авто­биографического самоанализа предлагает триединую ха­рактеристику проявляемого собственного -творческого мышления, выражаемого в нравственных, эстетических и интелллектуальных чувствах (включающих глубинные пе­реживания «приличного и неприличного» как табу), чувство изящного как «глубинное» отношение к природе; интеллектуальное восхищение особенным как неповтори­мым. Здесь нет рационализма и рассудочного отношения ребенка к миру, все эти качества как бы первичны и прояв­ляются в раннем возрасте.