Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рецепция Римского права .doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
743.94 Кб
Скачать

II. Преобразование судов.

(XVI-XVII).

§ 26. Уже в 1270 году город Любек имел в своём суде учёного писца. С конца XIV века юрисконсульты принимаются другими городами, так что к заключению XV столе-

Стр. 73

тия не было города, в котором на службе не состоял бы учёный писец, советник или синдик. Услуги юрисконсультов были особенно полезны городам в их многочисленных спорах с епископами, князьями и между собою о привилегиях; в таких спорах учёные юристы выступали также в качестве третейских судей. Вообще же они не входили в состав суда; они не занимали места шеффенов, но действовали рядом с ними, состоя при суде. На обязанности ученых юристов лежала запись состоявшихся решений; на практике это дело легко приняло тот вид, что к ним перешло самое составление решений, которое и утверждалось шеффенами. Письменное производство дел, зародившись ещё в старом порядке, выросло как бы само собою, вытесняя изустную процедуру и открывая широкий путь влиянию учёных юристов. Римские определения служили источником для разрешения даже таких казусов, которые прямо в них не предусматривались. С шеффенами отступало всё более и более на задний план казуальное творчество, с учёными юристами выдвигался вперёд противоположный способ образования права— последовательное подчинение жизни заранее готовой юридической норме. Но и при этом способе казуальное творчество не исчезло вовсе; оно облеклось в форму так назыв. interpretatio іn fraudem legis, хотя, конечно, далеко не было столь плодотворно и самостоятельно, как в своей прежней, открытой форме.

В народном языке надолго сохранилось сознание изложенной противоположности: слово «суд» (gericht) народ сохранил за судом шеффенов, а в бюрократическом суде видел орган княжеской власти (amt).

В суде шеффенов существовал порядок, по которому как заинтересованным лицам, так и некоторым другим лицам предоставлялось отвергнуть произнесённое решение (Ur-theilschelten) и требовать его пересмотра в высшем суде. Кроме того было в обычае, что в затруднительных случаях сам суд спрашивал совета у другого суда. Во второй половине XV столетия этот порядок дал опору для института апелляции, заимствованного из римского права и практи-

Стр. 74

ковавшегося в церковном суде. В качестве апелляционных инстанций выступили городские суды.

Важное значение имело учреждение центрального Имперского Суда (Reichskammergericht), которое последовало в 1495 году. Председателем суда состоял князь, граф или барон; половина членов составлялась из рыцарей, половина — из ученых докторов. В статуте постановлялось, что суд будет происходить по «общему праву», т.е. по праву написанному и, следовательно, главным образом—по праву римскому. Новый суд образовал первую инстанцию по делам имперских подданных и апелляционную инстанцию по делам подданных отдельных княжеств. Компетенция его была обширная; служа хранителем земского мира он вообще преследовал всякую неправильность, сотворенную в низших судах.—Значение имперского суда возросло и утвердилось с 1530 г., когда было принято постоянное местопребывание его в Шпейере. Он стал рассадником юристов в стране: адвокаты начинали свою практику в нём и потом отправлялись на родину; с 1555 года -молодым юристам было вменено в обязанность некоторое пребывание при имперском суде. Замечательнейшие юристы состояли в числе его членов и уважение к ним было перенесено на самый суд. Некто Минзингер впервые опубликовал решения суда, чем этот последний оставался сначала недоволен; потом подобное опубликование вошло в обычай и решения суда сделались предметом разработки со стороны обширной литературы (iurisprudentia cameralis).

Многие из князей, не желая умаления своей власти в интересах централизации, не подчинялись императорскому суду и выговаривали у императорской власти в свою пользу и в пользу своих подданных соответствующую привилегию (privilegium de non appellando). Но в таком случае им приходилось устраивать у себя дома местные апелляционные суды, которые составлялись и действовали по примеру имперского суда (гофгерихты, обергофгерихты). Канцелярия при князе (Canzlei) стояла ещё выше этих судов и ещё с большим авторитетом подавляла самостоятельную деятельность шеффенов.

Стр. 75

Апелляция подчиняла шеффенов контролю высших судов, состоявших из юристов; письменное производство, ставшее господствующим типом судебной процедуры в первой половине XVI столетия, укрепляло подобный контроль в среде самих низших судов, давая особый вес секретарям, писцам и т. п. персоналу. «Судья» (Richter), который по старому порядку, не вмешивался в совещание шеффенов, начинает теперь принимать в том деятельное участие, В конце XVI столетия совещательный голос юристов в низших судах превращается в решительный, и вместе с ними римское право одерживает окончательную победу.—Для местного права существовала ещё двоякая опора. В городах, где шеффены вообще были образованнее, нежели в сёлах, они держались долее (кое-где шеффены сохранились до XIX века), а с ними—и местное право. В сёлах местные распорядки встретили некоторую поддержку со стороны княжеского законодательства. Именно с конца ХV века возник ряд местных законодательных сборников, которые стремились создать компромисс между римским и местным правом. Впрочем римское влияние и здесь было очень сильное. Законодатели предполагали, как действующее, общее писанное (римское) право и с своей стороны, предлагали лишь дополнение к нему по некоторым пунктам. Сборник города Нюрнберга (1479г.) соединил местное и римско-католическое судопроизводство в одно целое; сборник гор. Вормса (1498 г.) рецепировали почти всё римское право, процессуальное, гражданское и уголовное. Вюртембергское уложение (1555 г.) точно так же основано на римских началах, но местные порядки отразились в постановлениях по семейным и наследственным отношениям и об отчуждении недвижимостей. Саксонское уложение (1572 г.), изданное после долгих совещаний взамен Саксонского Зерцала, при живом участии юридических факультетов, всё важные постановления свои заимствовало из римской доктрины.

К половине ХVII столетия господство юристов и бюрократического суда было окончательно упрочено; слабые остатки суда шеффенов, нигде не поставленных самостоятельно,

Стр. 76

не могли помешать свободному движению рецепции. — За преобразованием гражданских судов последовало в том же духе преобразование уголовных судов; долее чем где либо, шеффены держались в дисциплинарных судах (Rugegerichte), которые, составляя остаток древнего народного суда, ведали мелкие полицейские проступки; межевые споры, споры о владении и о личных обидах входили также в юрисдикцию этих судов, но отошли от них ранее других дел.