Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское право. Особенная часть_Белов В.А_Учебник_2004 -767с.doc
Скачиваний:
484
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.55 Mб
Скачать

§ 4. Право доверительного управления (п. 1459-1466)

1459. Из п. 665-667 мы знаем, что доверительное управление имуществом возникает на основании его передачи учредителем управления доверительному управляющему, либо с момента государственной регистрации такой передачи (для недвижимости). Доверительный управляющий является субъектом ограниченного вещного права на переданные ему в управление вещи. По содержанию оно представляет собой нечто среднее между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления казенного предприятия.

1460. Такой вывод нам позволяют сделать положения действующего законодательства. Именно, п. 4 ст. 209 и абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК, устанавливая, что «передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему», указывают тем самым на признание за управляющим иного вещного права, нежели право собственности. Если бы это было не так и законодатель вовсе не стремился бы признавать за доверительным управляющим вещного права на переданные в его управление вещи, подобной нормы вовсе не было бы помещено в закон: либо это была бы иная норма*, либо ее не было бы вовсе.

Например: «не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, а также возникновения у него какого-либо иного вещного права на это имущество».

1461. Далее, на вещи, переданные в доверительное управление, за доверительным управляющим признаются правомочия собственника (п. 1 ст. 1020 ГК). Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия (абз. 1 п. 2 ст. 1012). Правда, возможность эта не безгранична, но пребывает в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления (абз. 2 п. 2 ст. 1012, п. 1 ст. 1020). Именно: распоряжение недвижимым имуществом и ценными бумагами доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления (п. 1 ст. 1020, ч. 2 ст. 1025).

1462. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего* (п. 3 ст. 1012 ГК). Это правило начисто опровергает господствующее мнение о том, что управляющий лишь осуществляет чужое право — право собственника, но не приобретает своих прав на вещи, коими он управляет. Будь это так, законодательство не позволило бы управляющему действовать в обороте от имени иного, чем имя собственника. ГК жене просто позволяет доверительному управляющему выступать в обороте от своего имени, но и считает такое поведение единственно возможным. Но приобретать права и принимать обязанности на свое имя и за счет определенных вещей, не обладая при этом правами на эти вещи, невозможно.

* Это условие считается соблюденным, если при совершении действии, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного Управляющего сделана пометка «Д. У.».

1463. В п. 1455 и 1456 Учебника отмечалось, что с закреплением вещи в хозяйственном ведении или оперативном управлении собственник лишается возможности распорядиться ею посредством передачи в доверительное управление (п. 3 ст. 1013 ГК). Почему? Что этому мешает, если доверительный управляющий не приобретает на вещи никаких прав? С этой позиции вопрос не имеет ответа. Но ответ становится очевидным, если встать на нашу позицию: препятствующим фактором станут права доверительного управляющего, которые, по крайней мере, в части реализации возможности владения, неизбежно придут в коллизию с правами хозяйственного ведения и оперативного управления.

1464. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество, причем, под угрозой недействительности договора доверительного управления (п. 2 и 3 ст. 1017 ГК). Зачем устанавливать такое требование, да еще и поражать договор доверительного управления недействительностью при его несоблюдении, если доверительный управляющий это всего-навсего лицо, у которого имущество просто находится и который лишь осуществляет чужое право, но не имеет своих? Если вспомнить, что передача вещи — есть абстрактный договор об установлении права собственности; что передача вещи —это условие создания возможности фактического владения вещами, присутствие коей в составе субъективного права всегда свидетельствует о его вещной природе, то у нас должны отпасть всякие сомнения. «Регистрация передачи» — это лишь термин, за которым скрывается регистрация особенного вещного права — права доверительного управления на недвижимые вещи, переданные в доверительное управление.

1465. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего, отражается у последнего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет (п. 1 ст. 1018 ГК). Недопустимость смешения вещей, находящихся в доверительном управлении, с вещами управляющего понятна: он —не собственник этих вещей. Но зачем нужно обособлять эти вещи от иных вещей учредителя управления, если управляющий не имеет на него никаких прав? Наконец, весьма сложно истолковать п. 3 ст. 1020, о том, что «для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав (ст. 301, 302, 304, 305)» в смысле ином, чем то, что за доверительным управляющим признается самостоятельное вещное право на переданные в его управление вещи.

1466. Специфика права доверительного управления, помимо пределов распоряжения, описанных в п. 1461 Учебника, состоит в следующем:

1) будучи, по общему правилу, устанавливаемо собственником (п. 4 ст. 209 ГК), право доверительного управляющего может быть установлено и лицом, не являющимся таковым — органом опеки и попечительства или душеприказчиком (см. также ст. 38, п. 1 и 2 ст. 43, п. 1 ст. 1026, п. 5 и 6 ст. 1171, ст. 1173, 1174);

2) оно является строго личным (ст. 1021);

3) оно является срочным (п. 2 ст. 1016);

4) оно может быть отменено учредителем управления в одностороннем порядке с предупреждением управляющего за три месяца (п. 1 и 2 ст. 1024);

5) его осуществление должно быть подчинено интересам выгодоприобретателя (п. 4 ст. 209, п. 1 и 2 ст. 1012 и др. нормы);

6) его осуществление составляет обязанность управляющего перед учредителем управления (там же);

7) его доходное осуществление дает управляющему право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов по управлению (ст. 1023).

Ни один из этих факторов не отменяет действия тех причин, по которым мы сделали вывод о признании за управляющим вещного права на имущество, переданное в его управление.

Соседние файлы в предмете Правоведение