Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Якубанеце - Руководства по телесно-ориентированной терапии.doc
Скачиваний:
530
Добавлен:
27.10.2013
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Первичная терапия артура янова Суть первичной терапии Артура Янова

Отто Ранк развивал теорию родовой травмы. Из этого учения Артур Янов извлек среди прочего критикуемый на все лады результат — открытие собственной формы терапии, которую он именует первичной. Задача ее состоит в том, чтобы возродить те первичные переживания (primals), в которых Янов видит причину возникновения неврозов, что выражается уже в «первом крике». Тем самым, по его мнению, достигается избавление от боли, рассматриваемой как причина невроза. Янов не интересуется вторичным материалом, как при психоанализе, а идет прямо к бессознательному. Пренебрегая разговором о том, что мучит пациента, он стремится познать его первочувства в глубокой регрессии и на этой основе выразить в настоящем то, что было невозможно для пациента в прошлом. Потребность в понимании часто интерпретируется при этом как потребность в контроле. Кроме того, здесь отвергается аналитическая концепция здоровой защиты; здоровый человек не нуждается в защитной системе, защита есть нечто болезненное.

Данный раздел книги наиболее ярко характеризует суть метода первичной терапии. Эта часть является квинтэссенцией книги А. Янова «Первобытный крик».

Введение (постановка проблемы)

Любая теория придает определенный смысл последовательности наблюдаемых реальных событий. Обоснованной можно считать ту теорию, которая хорошо отражает реальность. Поскольку обоснованная теория соответствует природе наблюдаемых явлений, то она позволяет нам прогнозировать развитие событий.

Долгое время мы пользовались теоретическими системами для анализа уже произошедших событий. Однако сложность исходных данных постепенно возрастала, и в итоге было создано множество различных теоретических систем и направлений. Для современной психотерапии характерна излишняя фрагментарность и специализация; теоретические изыскания последних пятидесяти лет наводят на мысль о том, что появилось очень много новых форм невроза, а кроме того, само понятие невроза распадается на несколько разных проблемных областей. В психологической литературе обычно обсуждаются проблемы ощущений, восприятия» познания и т. д., однако вряд ли найдется книга, описывающая то, что можно сделать для излечения невротика. Вероятно, причина этого в том, что каждый теоретик пытается по-своему определить Невротическое состояние, привлекая для этих целей понятия фобии, депрессии, психосоматики или недостатки определенных качеств субъекта. Все психологи, начиная с Фрейда, в основном занимались изучением симптомов, а не причин невроза. Нам явно недоставало некой единой методики, которая давала бы рекомендации относительно того, как взаимодействовать с пациентом на том или ином этапе терапии.

Невроз порождается расстройством сферы чувств. Иными словами, невротик подавляет свои чувства и трансформирует их в различные виды невротического поведения.

Огромное разнообразие невротических симптомов, начиная от бессонницы и заканчивая сексуальными отклонениями, привело к созданию классификации неврозов. Однако существование различных симптомов нельзя связывать с различными расстройствами; любой невроз, являясь следствием одной и той же конкретной причины, поддается одному и тому же методу лечения.

Первичная терапия направлена на устранение причин напряженное! и, системы защит и самого невроза. В соответствии с первичной теорией, здорового человека характеризует отсутствие системы защиты. Любое усиление системы психологической защиты равноценно усилению невроза. В сущности невротическое напряжение порождается действием защитных механизмов.

Существует состояние, отличное от традиционных представлений, при котором человек живет в полном согласии с самим собой, без напряжения я психологической защиты, он испытывает глубокие чувства и ощущает себя целостной личностью. Именно такого состояния могут достичь люди, прошедшие курс первичной терапии.

Невроз

Невроз можно определить как символическое поведение, позволяющее человеку избежать чрезмерной психофизической боли. Для удовлетворения реальных потребностей их нужно для начала ощутить и испытать. К сожалению, боль вынуждает человека скрывать свои нужды. Поэтому организм в данном случае все время находится в состоянии повышенной настороженности или напряжения. Это состояние заставляет ребенка, а затем и взрослого человека искать удовлетворения своих потребностей любым возможным способом. Таким образом организм продолжает борьбу за выживание, и обычно такая борьба заканчивается неврозом.

Неудовлетворенные реальные потребности препятствуют любой другой человеческой деятельности. Когда же они наконец удовлетворяются, ребенок начинает чувствовать. Если нужды не реализованы, ребенок испытывает только напряжение, и следствием этого является вычленение чувств из сферы сознания. Невротик не может испытывать реальные чувства, поскольку отсутствует необходимая связь между ними и сознанием. Невроз — это патология чувств.

Нельзя назвать невротиком ребенка, подавившего свое первое чувство, хотя мы могли бы назвать такое событие началом невротического процесса. Каждое подавление или отрицание потребности становится очередным шагом на пути к неврозу. И вот однажды происходит некое критическое событие или переломный момент, после которого ребенок отстраняется от реальной действительности, создав свой особый нереальный мир; и с этого момента мы можем считать его невротиком. В этот момент происходит расщепление личности на реальное и нереальное «я». Реальное «я» определяет реальные потребности и чувства организма. Нереальное «я» позволяет скрывать эти чувства и нужды.

Если родители не могут удовлетворить первичные потребности ребенка, то он испытывает страдания. В итоге ребенок осознает, что, оставаясь самим собой, он не добьется родительской любви. Глубокие обиды, испытываемые при этом ребенком, я называю первичной болью, или болью первопричины. Первичная боль — это потребности и чувства, которые подавляются или не воспринимаются сознанием. Ребенок страдает из-за того, что ему не позволяют выразить или реализовать их.

Такие страдания начинают разрушать реальную личность. И однажды происходит такое событие, которое само по себе может и не быть травматичным, но оно нарушает баланс между реальным и нереальным, превращая ребенка в невротика. Это событие я называю основной или главной сценой первопричины. В данном случае все прошлые унижения, переживания и лишения преобразуются в исходное осознание: «Нет никакой надежды на то, что меня будут любить таким, каков я есть на самом деле». И чтобы защитить себя от этого катастрофического осознания, ребенок подавляет собственные чувства и постепенно впадает в невротическое состояние. Такой процесс происходит неосознанно. Просто ребенок начинает вести себя нереально, то есть не сообразно со своими собственными нуждами и желаниями. И вскоре невротическое поведение становится непроизвольным.

Действия ребенка, направленные на то, чтобы доставить удовольствие своим родителям, я называю борьбой. Первым объектом борьбы являются родители, но постепенно человек начинает бороться против всего мира. Борьба выходит за пределы семьи, так как нереализованные потребности всегда остаются с человеком, в какой бы ситуации он ни оказался, эти нужды должны быть каким-то способом реализованы.