Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ. ТОМ 4 2012.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
6.87 Mб
Скачать

Литература

1. Скворцова, В. И. Геморрагический инсульт: практическое руководство / В. И. Скворцова, В. В. Крылов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. — С. 5–7, 136–139.

2. Гусев, Е. И. Неврология / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, Г. С. Бурд. — М.: Медицина, 2000. — С. 259–290.

3. Лебедев, В. В. Неотложная нейрохирургия: рук-во для врачей / В. В. Лебедев, В. В. Крылов. — М., 2000. — С. 53–60.

4. Анохин, П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обследование / П. К. Анохин. — М.: Медицина, 1977. — С. 200.

5. Кадыков, А. С. Реабилитация после инсульта / А. С. Кадыков // Рос. мед. журнал. — 1997. — № 1. — С. 21–24.

УДК: 616.381-003.93

Эксперементальная модель изучения темпов

И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГЕНЕРАЦИИ БРЮШИНЫ

Соколенко Н. В., Рыжков Н. С., Охотникова Н. О.

Научный руководитель: к.м.н., доцент В. А. Липатов

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

г. Курск, Российская Федерация

Введение

Брюшина покрывает стенки полости живота и малого таза, в той или иной степени заключенные в ней органы. Поверхность брюшины человека зависит от основных антропометрических данных. Так, по данным G. S. DiZerega (1999 г.) площадь брюшины человека с массой 70 кг и длиной тела 170 см составляет 1,81 м2, а площадь кожи человека с аналогичными параметрами не превышает 0,026 м2. При экстраполяции полученных в ходе исследования данных с животных на человека важно учитывать, что площадь перитонеальной поверхности (относительно поверхности тела) больше у мелких лабораторных животных, чем у человека.

Большинство оперативных вмешательств в абдоминальной хирургии сопровождается повреждением брюшины. Одной из важнейших проблем, возникающих в послеоперационном периоде полостных абдоминальных вмешательств, является спаечная болезнь. По данным Международного общества изучения спаек (IAS) послеоперационный спаечный процесс в брюшной полости является самым частым осложнением абдоминальных хирургических вмешательств.

При изучении регенерации поврежденной брюшины многие авторы оставляют десерозированный участок вентральной стенки свободно, не используя каких-либо способов, изолирующих его от окружающих органов. К месту травмирования серозного покрова чаще всего подпаивается сальник или какой-либо другой орган, что создает трудности в процессе изучения репаративных процессов.[1, 2, 3].

Цель

Сравнить методики изоляции десерозированного участка брюшины, разработанных на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии КГМУ.

Материалы и методы

Предложенные нами способы были использованы для изучения регенерации брюшины в эксперименте на 90 белых крысах-самцах линии Вистар. В стерильных условиях под эфирным наркозом крысам проводилась лапаротомия, с последующим десерозированием участка брюшины:

1. Устройство, предназначенное для изоляции десерозированного участка брюшины от органов свободной брюшной полости, которое изготавливается из шприца одноразового использования объема 10–20 мл и представляет собой обрезанную верхнюю часть высотой 5–10 мм, с удаленной канюлей. В торце заготовки и в ее боковой поверхности формируются одинакового диаметра отверстия. Данное устройство фиксируется швами.

2. Формирование перитонеального кармана. После срединного рассечения кожного покрова в проекции белой линии живота экспериментального животного производится вскрытие брюшной полости путем рассечения брюшной стенки с формированием лоскута П — образной формы с обращенным книзу основанием. Затем лоскут складывается брюшинными поверхностями внутрь и ушиваются по периферии. Сформированный таким образом двухслойный комплекс фиксируется к краям раны.

3. Использование гелей. После срединного рассечения кожного покрова и вскрытия брюшной полости по белой линии живота экспериментального животного производится двухстороннее десерозирование вентральной стенки, отступя 1,5 см от края лапаратомной раны, площадью 1 × 1 см с каждой стороны, с использованием методики гидравлической препаровки. Перед ушиванием лапаротомной раны в брюшную полость вводится необходимое количество полимерного гидрогеля в количестве 10,7 мл/кг массы. После проведения ряда экспериментов оценивались определенные, критерии, позволяющие сравнить предложенные методики.

Результаты

Наиболее технически сложным и трудоемким способом является — формирование перитонеального кармана, на выполнение данной манипуляции, проходящей в 2 этапа, затрачивается от 45 мин до 1 часа. В сравнении — при использовании гелей операция длится не более 20 минут.

Летальность животных составила: 3 из 30, при использовании «колпачка», 10 из 30 при формировании перитонеального кармана и 0 из 30 в случае использования гелей. Высокая летальность при использовании метода, основанного на формировании «кармана» в брюшной полости объясняется ишемическими явлениями, особенно во внутренней части, создаваемого кармана и низкой адаптацией животного к дефициту тканей вентральной стенки. Гибель животных, при внедрении в брюшную полость колпачка, обусловлена возникновением воспалительной реакции в брюшной полости, т. к. данное устройство является инородным телом. В обоих случаях не исключено повышение внутрибрюшного давления с развитием компартмет — синдрома.

Наиболее важным критерием при сравнении являлась цитологическая картина брюшины. Учитывалось насколько каждый из способов позволяет оценить морфологическую структуру регенерированной брюшины, представленной клетками неороговевающего плоского эпителия — мезотелия. При имплантации устройства, изготовленного из шприца одноразового использования, отверстия закрываются налетом фибрина, частично или полностью изолируя травмированную поверхность от брюшной полости, и в микроскопической картине преобладающим морфологическим субстратом являлся фибрин. В случае формирования перитонеального кармана значительная травматичность и ишемические явления препятствует изучению физиологии и патологии репаративных процессов. Использование гелей в большей степени позволило в условиях отсутствия адгезии к травмированному серозному покрову изучить процессы ее регенерации, а также другие аспекты физиологии и патологии брюшины.

Выводы

Каждая из перечисленных методик обеспечивает отграничение серозных поверхностей, надежную изоляцию исследуемого десерозированного участка от органов брюшной полости. Но важно учитывать особенности каждого способа:

1. При использовании «колпака» отверстия устройства закрывались налетом фибрина, частично или полностью изолируя травмированную поверхность от брюшной полости. Помимо этого устройство является инородным телом, что вело к возникновению воспалительных реакций и компартмент-синдрома.

2. К недостаткам использования перитонеального кармана относятся техническая сложность, значительная травматичность, высокая летальность, ишемические явления, особенно во внутренней части, создаваемого кармана и сильное натяжение краев послеоперационной раны. Все это препятствует изучению физиологии и патологии репаративных процессов, удлиняет и усложняет эксперимент.

3. По результатам эксперимента наибольшим преимуществом обладают полимерные гидрогели, т. к. применение данного способа предотвращает формирование спаек между органами брюшной полости и травмированной поверхностью. Дополнительным преимуществом методики является возможность введения различных лекарственных препаратов, с последующим изучением эффективности их влияния на темпы регенерации.