Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оврах -Политология..doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
2.18 Mб
Скачать

2.1.3. Модели взаимоотношений власти и человека

Проведенный анализ различных аспектов власти возвращает нас к началу рассуждений о ней, а именно, к тому, что власть - это прежде всего характеристика человеческих отношений. Власть -это всегда, власть людей над людьми и ориентирована на людей. Выражения типа "власть денег", "власть приказа", "власть над природой", "правительство решило", "съезд пожелал" являются либо просто художественными метафорами, либо словоупотреблениями, в которых выражается реальная объективная суть власти людей в определенных предметных или символических формах, политиче­ских учреждениях, институтах и т. п. Властные отношения имеют универсальный, всепроникающий характер, и человек всегда включен в них, является их участником в той или иной форме, сознает он это или нет. Вот почему проблема взаимоотношений человека и власти представляет собой одну из фундаментальных проблем политической науки.

Властные отношения реализуются в политике. И сегодня как никогда очевидно, что именно личность предстает как первичный субъект и объект политики — именно ее интересы, ценност­ные ориентации и цели являются движущим началом политической активности наций, классов, пар­тий и т. д. Аспекты личности в политике многообразны; личность как индивидуальность, личность как представитель какой-либо социальной группы, исполнитель определенной политической роли, обладатель определенного политического статуса. Остановимся на последнем.

Социальный статус - это положение человека в обществе с определенными правами и обя­занностями. В нем фиксируется, иными словами, конкретный набор условий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления известных форм взаимодействия с другими людьми (в осо­бенности, институализированных), и самих его действий, которые он должен выполнять в рамках этих форм Поскольку каждый человек включен одновременно во множество взаимодействий, он имеет не одну позицию, а много - т. е. много статусов. Одним из важнейших является политический статус человека, т. е. его место в политических отношениях с определенными политическими права­ми и обязанностями. Если генеральным социальным статусом человека является непосредственно статус человека, т. е. человеческого существа, суверенной личности, то генеральным политические статусом человека является статус гражданина, т.е. члена такой политической общности как государ­ство. Именно статус гражданина данного государства наделяет человека равными правами и обязан­ностями с другими гражданами, обеспечивает ему доступ к власти, конкретизирует сам характер его отношений с властью именно в данном государстве, составляет основу возможности реализации че­ловеком своей свободы (буквально, "нахождение среди своих"), но и накладывает на неге ответст­венность, обязанности, и прежде всего обязанность подчинения власти данного государства. Гене­ральный политический статус человека (гражданство реализуется через исполнение им множества политических ролей: избирателя депутата, должностного лица, члена политической партии, органи­зации, или и) лидера, работника их аппарата, участника митинга, демонстрации - словом различных ролей субъектов и объектов властных отношений. Даже если человек абсолютно безучастен к поли­тике, играет в ней, так сказать, только роль "зрителя" все равно обладание статусом гражданина фик­сирует сохранение за ним постоянно? возможности включиться в активное исполнение какой-либо политической роли.

Как мы видели, изучая концепции Платона и Аристотеля, для античного общества было ха­рактерно растворение политического человека, гражданина, с государстве, в полисе. Но эти же кон­цепции демонстрируют и явственное формирование зачатков современных представлений о свободе и ответственности гражданина, идеи гражданственности, гражданского долга. Конфуцианская кон­цепция в древнем Китае, политические учения и практика европейского средневековья выражают патриархальную модель отношений человека и власти. Здесь другой генеральный политический ста­тус - человек выступает не как гражданин, а именно как подданный (вариант-вассал) государства, точнее государя. Отношения государя и подданного строятся по типу отношений "отца" и "сына". Доминирует традиционно-пассивное, отстраненное отношение к власти, ориентация прежде всего на подчинение ей и ожидание от нее известных благ, а также решений, команд, страх перед властью. Власть с отцовской суровостью «опекает» подданного-ребенка, слабою и беспомощного без этой опеки. Однако, как было показано в разделе о легитимности, уже в средние века в Европе рядом с подчинением власти зреет и проявляется обстановка этого подчинения рядом известных условий.

В Новое время, в эпоху Просвещения формируется иная модель отношение человека и вла­сти, выраженная в концепции прав человека и гражданина, равенства и партнерства человека и вла­сти (правительства) наконец, ограниченности власти законом (правом). Она была четко зафиксирова­на в знаменитых «Декларациях» великих американской и французской революций XVIII в.

В настоящее время наиболее важными моделями отношений человека и власти являются либеральная, тоталитарная и современная демократическая модель. Либеральная модель, как мы зна­ем, исходит из безусловного приоритета прав человека, над правами власти. При всей ее привлека­тельности у нее обнаруживается много недостатков. Идея равенства и партнерства человека и власти просматривается в ней еще очень слабо, они, как это очевидно, скорее ассиметричны в своих отно­шениях, что являлось в XVII - XVIII вв. только непосредственной реакцией и обращением прежних подданнических отношений, тоже ассиметричных, но в пользу власти. Либеральная модель почти целиком сосредотачивается на политических и отчасти гражданских правах, мало уделяя внимания социально-экономическим правам человека. Свобода трактуется либералами преимущественно нега­тивно, т. е. как невмешательство власти в дела гражданина, предоставление ему возможности дейст­вовать по его выбору, "как ему заблагорассудится", лишь бы при этом не нарушался закон. Остается в тени необходимость обеспечения многих позитивных предпосылок, условий того, чтобы эта возмож­ность превратилась в действительность, т. е. чтобы свобода была реализована. В известном смысле можно сказать, что либеральная власть "оставляет человека на произвол судьбы", возлагая на него всю ответственность за себя, за борьбу с судьбой, обещая ему защиту закона и то лишь в ограничен­ном числе ситуаций. В этом огромная сила либеральной модели, но в этом же и ее большая слабость. Она слишком индивидуалистична. Не все и не всегда готовы "один на один" противостоять миру. Людям нужна помощь, помощь власти в том числе.

В свою очередь, обратной реакцией на крайности либерализма XIX в. явилась такая крайняя модель отношений человека и власти как тоталитарная, основанная на безусловном приоритете прав власти над правами человека и полном отсутствии свободы. Можно констатировать, что она пред­ставляет собой попытку возврата к долиберальной, патриархально-подданической модели "опеки" власти над индивидом, но без всяких условий. Эта модель полна парадоксов. Взамен обещания пре­доставить четко фиксированные социально-экономические гарантии власть полностью отнимает у индивида права политические. Под видом отождествления субъекта и объекта властвования, челове­ка и власти происходит как раз их абсолютное противопоставление, полный разрыв каналов связей между ними, т. е. отрыв власти от конкретного человека. Ибо здесь власть - "власть масс", выступает от их имени. По сравнению с массой каждая отдельная личность превращается в "ничто". Господ­ствует абсолютизированный коллективизм.

Современная демократическая модель акцентирует внимание на обязанности власти обес­печить экономические и социальные условия для реализации человеком своих безусловных полити­ческих прав и свобод. Таким образом она пытается с большим или меньшим успехом устранить не­достатки либеральной модели при сохранении ее сильных сторон, обогащает ее опытом социал-демократической теории, стремится не допустить ошибочного предпочтения людьми тоталитарной модели, уже имевшего место в XX в. Она мыслится как система, равных прав и, что не менее важно, взаимных обязательств человека и власти, симметричных отношений между ними, сбалансированно­сти начал индивидуализма и коллективизма.

Современный подход к этой проблеме вобрал в себя лучшие достижения предыдущих кон­цепций. С наибольшей полнотой он воплотился во Всеобще Декларации прав человека, принятой Ге­неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Она представляет собой фундаментальный перечень личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. А чем все же отли­чаются два последних понятия? Ответ на этот вопрос заключается в определении прав человека. Под ними, как это следует из всего вышеизложенного, подразумеваются принципы, нормы взаимоот­ношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрена (свободы) или получать определенные блага (собственно права).

Для более полного понятия темы см. нижеприведенные схемы.

На чем основываются различные типы политической власти?

Типы политической власти

Харизматическая

Р ационально - легальная

вычках повино-

На обычаях, при- На вере в исключи-

тельные качества

ваться власти, вере и величие личности в непоколебимость вождя установ ленного порядка

. I

На подчинении за­конам, в рамках которых демокра­тически избира­ются и действуют представители