Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оврах -Политология..doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
2.18 Mб
Скачать

4.1.2. Модели (типы) политической социализации

«Модель» в переводе с французского означает «образец». Выделение модели (или типов) по­литической социализации предполагает описание наиболее характерных образцов - стандартов взаи­модействия индивида и власти, в результате которого осуществляются преемственность политиче­ского развития и происходит передача политических ценностей от одного поколения к другому. Вы­деление устойчивых образцов поведения личности, в которых проявляется уровень ее политической самостоятельности, способности быть истинным субъектом политики, ответственным за свой поли­тический выбор, характерно для этапа вторичной социализации. На этой стадии социализации харак­тер взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте участников политического взаимодействия. Это обусловливается типом политической культуры, до­минирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности в совокупности с экономическими и социальными отноше­ниями позволяет выявить устойчивые черты политической социализации конфликтных обществ. В западной политологии выделяются несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно одно­родной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Это характерно для британо-американской культуры, где индивид и власть привержены общим идеалам, ценностям и нормам, что позволяет новым поколени­ям безболезненно входить в политическую жизнь.

В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социали­зации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности и власти; наличие значительного числа разнородных субкультур, где проходит первичная социализация индивида. Но многообразия культурные, конфессиональные и др. не препятствуют достижению консенсуса участ­ников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», пред­ставленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и др.). Они позволяют воспринимать иные политические субкультуры.

Общества незападных цивилизаций характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индиви­да местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижения согласия между носителя­ми различных ценностей и властью. Вследствие значительной культурной неоднородности здесь вы­сока степень насилия.

Выделяется и гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхожде­ние человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, определенной религии или политической идеологии. Этот тип характерен для закрытых политических систем, которые не при­емлют иные ценности. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы.

В настоящее время отсутствие целостной системы политической социализации личности при­водит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, прессы, телевидения, а экономическим положением людей. Поэтому мощными факторами политической со­циализации являются конкретные экономические и политические события, которые изменяют поло­жение индивида. Таким образом, в условиях переходных обществ переплетаются две тенденции по­литической социализации. С одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет воз­можности политического участия личности, включение в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур. С дру­гой стороны, нарастает политическая апатия, отчуждение, неверие как реакция на падение жизнен­ного уровня, крушение идеалов, ожиданий, коррупции и др.